Финансовая грамотность для дошкольников. Изучение темы «Азбука денег»
Авторы: Вильбергер Ирина Георгиевна, Шевцова Оксана Евгеньевна, Панова Ольга Владимировна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.
Дата публикации: 08.12.2023
Статья просмотрена: 50 раз
Библиографическое описание:
Вильбергер, И. Г. Финансовая грамотность для дошкольников. Изучение темы «Азбука денег» / И. Г. Вильбергер, О. Е. Шевцова, О. В. Панова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8846/ (дата обращения: 18.12.2024).
Статья посвящена вопросам формирования финансовой грамотности у дошкольников. Основная тема касается изучению всеобщего эквивалента, выступающего измерителем стоимости товаров или услуг и легко на них обменивающийся. Описываются основные функции денег и примеры образовательных мероприятий, преподаваемые для дошкольников.
Ключевые слова: дошкольники, деньги, финансы, детский сад, воспитатели.
Введение. Актуальность исследования обусловлена реализацией Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Финансовое образование дошкольников — это процесс, посредством которого дошкольники формируют свое понимание финансовых продуктов, развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях [4].
Основы финансово грамотного поведения закладываются в дошкольном возрасте и воспитываются на протяжении всей жизни. Цифровизация образования, финансов, рыночных отношений постоянно меняется в зависимости от политических и экономических изменений в мире. Быть финансово грамотным — значит иметь сформированные представление об установках, нормах и практических навыках, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке.
Степень разработанности проблемы .
Авторы Герасимова Е. Н., Красова Т. Д., Чуйкова Ж. В., Сушков И. В. считают, что дети должны понимать, зачем люди трудятся. Взрослые формируют у дошкольников представления о трудовой деятельности, во время которой производятся различные продукты труда, удовлетворяющие материальные и духовные потребности людей [1].
Автор Д. В. Моисеева рассматривает финансовую грамотность как сочетание финансового поведения и финансовой культуры, проявляющееся во взаимовлиянии, т. е. в выделении в структуре финансовой культуры финансовых знаний и установок, которые взрослые и дети получают в социальной среде [3].
Гладкова О. А. и Коломийченко Л. В. поднимают проблему формирования экономической грамотности у дошкольников через отбор содержательной информации в соответствии с требованиями актуальности, простоты и доступности, основываясь на реальной жизни, в соответствии с возрастными интересами и потребностями [2].
Анализ литературы и актуальность темы данной работы стали отправной точкой выбора темы и постановки цели — исследование процесса формирования финансовой грамотности у дошкольников.
Предмет исследования — процесс формирования финансовой грамотности дошкольников в детском саду по теме «Азбука денег».
Объект исследования — условия формирования финансовой грамотности дошкольников по теме «Азбука денег».
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16» города Воронежа. Участники — педагоги ДО, и дошкольники и их родители. Методы исследования — игровые и проектная деятельность.
Рис. 1 Модель обучения дошкольников финансовой грамотности
В качестве мониторинга использовались проблемные вопросы, задачи и ситуации.
Результаты и их обсуждение
Для реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ, Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования разработана Модель обучения дошкольников финансовой грамотности. Модель имеет следующую структуру: цель; методологию деятельности воспитателя детского сада; направления деятельности воспитателя по формированию у дошкольников представлений о финансовой грамотности; методы развития финансовой грамотности «Азбука денег» (наглядные, практические, словесные); конечный результат.
При проведении занятий по формированию финансовой грамотности по теме «Азбука денег» изначально дошкольники обучаются ставить цели. Это самое сложное для детей, так как любая цель подкрепляется мотивацией через базовые потребности. Потребности дошкольников не являются материальными, а деньги являются «особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными ценностями». Основное содержания темы «Азбука денег» — деньги, их история, виды и функции. В образовательном процессе учитываются межпредметные и межсистемные связи с математикой, экономикой и окружающем миром.
Дидактические материалы и игры подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей. Например, дети любят игры «Магазин», где есть игрушечная касса и имитация денег, т. е. банкноты и монеты.
Образовательные квесты (приключенческие игры, поиск выхода из комнаты) «В поисках сокровищ», «Спасение принцессы», «Полезные овощи и фрукты» и др. построены таким образом, что детям приходится включать конвергентное (логическое мышление, направленное на поэтапное выполнение задач и следование заданным алгоритмам) и дивергентное (метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач) виды мышления.
Реализация модели обучения дошкольников финансовой грамотности позволила достичь следующих результатов:
— определен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное изучение темы «Азбука денег» на основе интегративного подхода;
— выявлено, что коллективные формы обучения предпочтительные в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников.
Таким образом, совокупность условий, в которых осуществляется обучение по теме «Азбука денег», существенно влияет на педагогический процесс. Анализ тенденций, отражающих ситуацию с обучением дошкольников по теме «Азбука денег», подтвердил предположение о том, что формирование финансовой грамотности нужно рассматривать как средство формирования экономических и математических представлений.
Литература:
- Герасимова Е. Н., Красова Т. Д., Чуйкова Ж. В., Сушков И. В. Взаимосвязь финансовой грамотности детей дошкольного возраста и их родителей. Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал.
- Гладкова О. А., Коломийченко Л. В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Пермский педагогический журнал (№ 9 /2018), с.198–204.
- Моисеева Д. В. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Д. В. Моисеева; — Волгоград, 2017. -29 с.
- Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. URL: https://gart9.npi-tu.ru/assets/files/doc/2021/07/ (дата обращения 04.12.2023)
Похожие статьи
Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты
В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игровой деятельности
Данная статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребенок, а также получите массу полезных материалов по финансовому образовани...
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры
В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.
Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности
В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...
Театрализованная игра как эффективное средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста
В статье рассмотрена психолого-педагогическая, проблема, касающаяся вопросов целей, средств и эффективности обучения дошкольников английскому языку. Раскрыты причины неэффективности существующих в современной практике занятий по английскому языку. Пр...
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются способы взаимодействия дошкольной образовательной организации с институтом семьи по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада
В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...
Похожие статьи
Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты
В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игровой деятельности
Данная статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребенок, а также получите массу полезных материалов по финансовому образовани...
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры
В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.
Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности
В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...
Театрализованная игра как эффективное средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста
В статье рассмотрена психолого-педагогическая, проблема, касающаяся вопросов целей, средств и эффективности обучения дошкольников английскому языку. Раскрыты причины неэффективности существующих в современной практике занятий по английскому языку. Пр...
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются способы взаимодействия дошкольной образовательной организации с институтом семьи по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада
В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...