Познавательное развитие дошкольников посредством географических игр в соответствии с современными тенденциями образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 25.12.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Комарская, М. А. Познавательное развитие дошкольников посредством географических игр в соответствии с современными тенденциями образования / М. А. Комарская, О. Е. Солодова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8885/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность развития географического образования в нашей стране доказывается созданием в 2018 году «Концепции развития географического образования в РФ», которая раскрывает значение географии в России и современном мире.

Кроме того, актуальность развития географического образования заключается еще и в том, что очень малая доля выпускников школ выбирает данное направление для дальнейшего обучения, хотя традиционных и современных профессий, связанных с географией немало (на экране).

Концепция затрагивает начальное, основное и общее образование. Но детский сад, являясь первой ступенью образования и в соответствии с ФГОС ДО стремится к преемственности дошкольного и начального образования, вполне может применять элементы географического образования, тем более что это соответствует Федеральной образовательной программе дошкольного образования:

п. 19.7.1. ФОП — (6–7 лет) В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

— расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, её традициям и праздникам; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним;

формировать представления детей о многообразии стран и народов мира;

расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете , о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года, закреплять умения классифицировать объекты живой природы;

— расширять и углублять представления детей о неживой природе и её, их использовании человеком, явлениях природы, воспитывать бережное и заботливое отношения к ней, формировать представления о профессиях, связанных с природой и её защитой;

— развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

Хотелось бы сделать акцент на том, что география в детском саду не является отдельным видом деятельности или воспитательно-образовательной задачей. География является средством повышения познавательной активности дошкольников. Мы увидели, как привлекает внимание детей работа с картами, глобусом, путешествием по материкам и т. д.). География является средством повышения интереса к исследовательской деятельности, средством расширения кругозора и эрудиции, т. к. в процессе географических игр дети узнают много интересных фактов о тех или иных объектах природы.

Кроме того, в процессе географических игр формируются предпосылки функциональной грамотности дошкольников естественнонаучной направленности, что является одним из приоритетных направлений современной школы.

Итак, в нашем случае география в детском саду выступает как:

— Познание ребенком окружающего мира;

— Расширение кругозора и эрудиции;

— Знакомство детей с наукой;

— Формирование представлений о профессиях, связанных с географией;

— Экологическая грамотность;

— Формирование гражданской идентичности;

— Воспитание патриотизма, любви к своему народу, традициям и культуре.

Взяв для себя данное направление развития детей, педагогическим коллективом мы решили, что основная образовательная область, куда будет встраиваться география — это познавательное развитие, а точнее ознакомление с окружающим, а если быть еще точнее, то в соответствии с ФОП это будут блоки познавательного развития «Окружающий мир» и «Природа».

Сначала мы начали работу по решению задач познавательного развития с помощью географических игр блока «Природа».

В годовой план работы в качестве одной из годовых задач была встроена задача «Знакомить воспитанников с природным окружением посредством географических игр».

Для решения этой задачи нами были созданы следующие условия:

— педагоги повышали свою квалификацию на курсах по направлению формирования у дошкольников естественнонаучной грамотности посредством дидактических игр, где рассматривались именно географические игры;

— были обновлены центры познавательного развития играми географической направленности (я говорю обновлены, потому что мы уже 2 года назад брали подобную годовую задачу, в рамках которой создавали географические центры);

— педагоги в рамках конкурса конспектов по познавательному развитию разработали занятия по темам календарно-тематического планирования с включением географических игр;

— соответственно было проведено несколько открытых показов занятий, связанных с природным окружением и географией;

— в рамках конкурса географических игр для ознакомления детей с природным окружением также были пополнены центры познавательного развития, а также на педсовете в форме круглого стола педагоги представили свои игры.

В образовательно-воспитательном процессе игры географической направленности применяются педагогами как на занятиях, так и предлагают данные игры в самостоятельной деятельности.

В этом учебном году географические игры встраиваются в деятельность по ознакомлению с окружающим миром: страны, флаги, народы, костюмы, блюда, профессии и т. д.

Географические игры являются хорошим средством воспитания патриотизма и гражданственности, что относится к современным традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Так в этом учебном году во всех группах уже обновлены центры патриотического воспитания играми географической направленности: «Лото «Народы России», «Символы России», «Народные промыслы», «День народного единства», «Мы все жители России», «География народов» и др.

Мы находимся на пути развития данного направления и ставим перед собой достаточно конкретные цели на ближайший учебный год:

— Создание картотеки географических игр по познавательному развитию дошкольников;

— Создание сборника конспектов ОД географической направленности;

— Создание универсального дневника юного географа с методическими рекомендациями;

— Создание сборника проектов географической направленности;

— Создание парциальной программы по познавательному развитию с элементами географии.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности

Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода

Похожие статьи

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности

Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода

Задать вопрос