Слэбы как ресурс всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Цветкова Елена Александровна, Эводьян Людмила Дмитриевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.
Дата публикации: 29.12.2023
Статья просмотрена: 84 раза
Библиографическое описание:
Цветкова, Е. А. Слэбы как ресурс всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Цветкова, Л. Д. Эводьян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8895/ (дата обращения: 19.12.2024).
Статья посвящена актуальной теме. Актуальность заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наряду с общими характеристиками, наши воспитанники имеют индивидуальные особенности, сочетания различных дефектов в развитии, наблюдается системное недоразвитие речи. Работая с такими детьми, мы стоим перед проблемой поиска и комбинирования традиционных и современных эффективных способов и средств коррекции и развития, успешной адаптации и социализации детей в обществе.
Старший дошкольный возраст — это тот возраст, когда каждый ребенок открывает для себя новое и проявляет познавательную активность. В это время знания ребёнка расширяются, углубляются, обобщаются.
Ребёнок постепенно научается слушать и слышать взрослого, соответственно отвечать на вопросы, формулировать и задавать вопросы, начинает проводить свои «эксперименты» с действительностью. В это время происходит овладение большим количеством информации; обогащается содержательная сторона умственного развития ребёнка. Кроме того, ребёнок активно развивает свою игровую деятельность (и очень активно — сюжетно-ролевую игру). Дети в возрасте пяти-шести лет умеют уже распределять роли в игре, и действуют в соответствии с ролью — то есть выстраивают игровое поведение. Игра не протекает в тишине, она сопровождается речью (герои ведут монологи, диалоги в зависимости от играемой роли).
Сама игра ребёнка становится сложнее, сюжеты становятся сложнее.
Изменяется и игровое пространство: оно уже не единое, а состоит из нескольких «уголков», наполнено различными атрибутами, игрушками и вспомогательными предметами. Важным «достижением» детей в старшем дошкольном возрасте становится способность менять роль (и вместе с ней игровое поведение) в зависимости от хода игры. Дети могут менять не только игровое поведение, но и место игры (переходить из одного «уголка» в другой). В игре дети взаимодействуют друг с другом, спорят, договариваются, решают конфликтные и спорные ситуации.
Происходит интенсивное развитие ребёнка по всем направлениям.
В этот период очень важно понимать, что окружает наших детей: какие игрушки, из чего они сделаны, какова их польза или возможный вред.
Работая с детьми, имеющими особые возможности здоровья, мы стоим перед выбором наиболее безопасных и эффективных для развития и коррекции игр и игрушек. И очень интересным и полезным решением являются дидактические игры, выполненные на деревянной основе
«Слэб» — переводится с английского языка как плита, пластина. Дерево, деревянные слэбы (спилы) хорошо подходят для изготовления различных игр и пособий: это экологически чистый и безопасный материал, его можно потрогать, понюхать (что очень важно для любого ребёнка, и особенно — для ребёнка с ОВЗ).
Изучив варианты использования слэбов в декоративном искусстве, при оформлении интерьеров, садовых участков и так далее, мы считаем, что возможно их эффективное использование в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игры и пособия, сделанные на основе деревянных спилом станут хорошим подспорьем в развитии детей по всем направлениям. Кроме того, за счет таких игр пополняется развивающая предметно-пространственная среда групп и кабинетов в ДОО. Повышается интерес дошкольников, которые встречаются с необычными для них инструментами для игр и занятий.
Мы ставили перед собой цель работы — повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством использования слэбов (спилов) и игр (пособий) на их основе.
Первое направление использование слэбов в нашей работе — развитие элементарных математических представлений. Наши воспитанники готовятся к переходу на новую ступень образования (школа), и нам очень важно качественно и своевременно заложить в них необходимые знания и умения, научить применять их на практике. Дидактические игры на слэбах мы используем в качестве счётного материала, для работы над понятиями «больше — меньше — равно», при знакомстве с фигурами и геометрическими телами, в качестве объемного и плоскостного конструктора и многое другое.
Рис. 1. Развитие элементарных математических представлений
Второе, и очень важное для нас и наших детей направление использование слэбов в нашей работе — это речевое развитие. Наши воспитанники учатся пользоваться монологической речью: с трудом, с нашей помощью — но они пересказывают небольшие рассказы, сказки. Очень непросто даются развернутые ответы на вопросы, а также формулирование вопроса другому человеку. Вместе с педагогами ребята осваивают грамматические конструкции, пробуют интонировать свою речь. Работа над речевым развитием требует больших усилий, поиска и применения современных эффективных методов и средств работы.
Мы предлагаем детям игры на спилах, направленные на развитие речи по всем направлениям:
— звукопроизношение,
— слоговая структура,
— лексика,
— грамматический строй,
— просодика,
— связная речь.
Рис. 2. Речевое развитие
С большой эффективностью проходят игры, оформленные на слэбах:
— «Домики для звуков»
— «Сложи слово»
— «Паровозик из признаков» (действий)
— «Путаница» (найти ошибки)
— «Сказка на деревянных спилах»
Третье направление использование слэбов в нашей работе — социально-коммуникативное развитие детей. Общение детей с особенностями в развитии сопровождается определенными трудностями. Им не всегда легко установить контакт со сверстниками и взрослыми, им сложно договариваться и поддерживать общение в процессе игры или совместной деятельности. Мы используем слэбы как опоры для составления и обыгрывания различных сюжетов, как атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Дидактические игры «Художник ошибся?», «Настроение», «Как поступить?», «Доброе слово» и другие помогают нам повысить эффективность работы над социализацией детей, над формированием у них положительного отношения к общению, над развитием навыков общения с детьми и взрослыми.
Особое значение для нас занимает изобразительная деятельность на слэбах. У наших воспитанников зачастую проявляются трудности в формировании художественных умений и навыков, моторика мелкая и общая развита недостаточно хорошо. Поэтому при помощи слэбов мы вносим разнообразие, повышаем интерес детей к совместной деятельности. На слэбах можно рисовать в различных техниках, можно работать пластилином, декорировать различными материалами, комбинировать техники и приёмы. В процессе работы у воспитанников развивается мелкая моторика, координация движений, развивается воображение, усидчивость, аккуратность; развивается умение планировать и анализировать свою работу. А самое главное — ребята учатся взаимодействовать, помогать друг другу и принимать помощь, радоваться успехам своим и других, общаются в процессе деятельности.
Рис. 3. Изобразительная деятельность на слэбах
Таким образом, мы на практике убедились, что использование слэбов в различных видах детской деятельности повышает эффективность коррекционно-развивающего процесса, способствуя всестороннему развитию детей.
Литература:
- Бережнова. О.В., Тимофеева Л. Л. 2013. Этап построения модели педагогического процесса // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие/ Москва.
- Доронова Т. Н. 2013. Мастерская // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы./ Москва.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018.
- «Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т. С. Комаровой.
Похожие статьи
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...
Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста
В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспита...
Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию
Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...
Здоровье детей и подготовка их к школе
Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических ...
Растим «элиту знаний». Система развития творческого интеллекта дошкольников
В статье раскрывается комплексная система формирования «элиты знаний», людей нравственно ответственных, высокообразованных, морально и психологически здоровых. Даются определения трем взаимопроникающим блокам системы (нейропсихологическому, интеллект...
Адаптация дошкольников: первый раз в детский сад
Статья посвящена важному этапу в жизни ребенка и его семьи — первым шагам в детский сад, сопровождающемуся множеством эмоций и возможными трудностями в процессе адаптации. Описываются основные проблемы, такие как разлука с родителями, новые условия и...
Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности
В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой со-трудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевог...
Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте
В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...
Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ
Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...
Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников
Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...
Похожие статьи
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...
Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста
В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспита...
Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию
Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...
Здоровье детей и подготовка их к школе
Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических ...
Растим «элиту знаний». Система развития творческого интеллекта дошкольников
В статье раскрывается комплексная система формирования «элиты знаний», людей нравственно ответственных, высокообразованных, морально и психологически здоровых. Даются определения трем взаимопроникающим блокам системы (нейропсихологическому, интеллект...
Адаптация дошкольников: первый раз в детский сад
Статья посвящена важному этапу в жизни ребенка и его семьи — первым шагам в детский сад, сопровождающемуся множеством эмоций и возможными трудностями в процессе адаптации. Описываются основные проблемы, такие как разлука с родителями, новые условия и...
Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности
В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой со-трудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевог...
Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте
В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...
Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ
Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...
Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников
Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...