Виртуальные музеи как средство развития у дошкольников чувства патриотизма | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 03.01.2024

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Ефремова, М. В. Виртуальные музеи как средство развития у дошкольников чувства патриотизма / М. В. Ефремова, Н. И. Вуймина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8898/ (дата обращения: 16.11.2024).



Патриотическому воспитанию в нашем детском саду отведена большая роль. Вместе с тем в образовательной деятельности с воспитанниками особое место отводится знакомству с природой Кузбасса, с культурой коренных народов, культура и быт родного края, умение увидеть прекрасное и полюбить навсегда. И вот одним из инновационных подходов к решению задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников в детском саду стала работа по созданию виртуального музея, а именно виртуальных экскурсий при внедрении элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности.

Информационные технологии в сфере образования приобретают огромное значение в условиях быстро меняющегося мира, не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Педагоги детского сада эффективно используют такую форму обучения при внедрении элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности в образовательную деятельность как виртуальные экскурсии.

Экскурсия сама по себе является значимым инструментом для ознакомления детей с окружающим миром. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д. Однако зачастую проведение экскурсии затруднено в связи с погодными условиями или труднодоступностью местонахождения объектов наблюдения.

В связи с этим на первый план выдвигается использование нового вида экскурсий — виртуальных. Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным.

По своей сути, виртуальная экскурсия, в отличие от традиционной экскурсии, имеет ряд преимуществ:

— Воспитатель, исходя из выбранной темы, сам может подобрать материал, который будет доступен и понятен детям дошкольного возраста, продумать необходимый маршрут.

— Кроме этого преимуществом является возможность повторного просмотра.

— Погодные условия могут помешать проведению традиционной экскурсии, тогда как в случае виртуальной демонстрации, они не являются помехой и не мешают реализовать намеченный план.

— Данная технология актуальна тем, что позволяет увидеть те места, которые не доступны для реального посещения детьми, а педагогу — повысить уровень компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий.

Воплощая проекты виртуальных экскурсий при реализации инновационного проекта «Дорога к истокам родного края», педагоги нашего ДОУ составили определенный алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата. Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Она формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию и формирует активную личностную позицию в окружающем мире. Интеграция образовательных областей при использовании «Виртуального музея» позволяет не нарушать целостное восприятие ребенком мира. То, что дети видят во время «путешествия», закрепляется во время познавательно-речевой, художественно-эстетической, физической деятельности и отображается в социально-личностном развитии ребенка. Таким образом, формируется уважение к культурно-историческим традициям, связанных с историческими событиями.

Цель виртуальных экскурсий:

— Уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей;

— Повышение речевой активности, содержательность и связность монологической речи, ее лексической стороны, при составлении высказываний детьми;

— Снижаются стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей. Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода) и даже с нетерпением ждут этого.

— Создается доброжелательная обстановка, в которой дети выражают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.

— Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми и их родителями. Родители становятся частью обще образовательного процесса

Интерактивные и мультимедийные средства, используемые в создании виртуального музея, усиливают мотивацию детей, активизируют познавательную деятельность и моделируют различные игровые ситуации.

Погружаясь в презентационный материал по разработанным направлениям виртуального музея дошкольники, могут значительно обогатить словарный запас, высказать свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.

Использование в работе с дошкольниками виртуального музея, развивает познавательный интерес к истории города, края, страны и формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, воспитателей, родителей.

Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки. Работу надо начинать с выбора темы: беседы, о том, что дети хотели бы посмотреть, где побывать. Определив цель и задачи экскурсии, подбирается литература и материал. Можно привлечь родителей и попросить согласно теме подобрать фото- v видеоматериал по заданной теме.

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Наиболее важные этапы при создании виртуальной экскурсии — это:

1 Этап

Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с детьми с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода»; Кстати, ничто не мешает детям с родителями совершить потом экскурсию в то место, которое их заинтересовало. Как показывает практика, подготовленные дети ходят на экскурсии с удовольствием.

2 Этап

Следующим этапом становится создание презентации. В презентацию включается отобранный материал, учитывая возраст детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в логической последовательности. Затем выбирается экскурсовод — могут быть воспитатель, и дети. Экскурсоводы — дети под руководством воспитателя знакомятся с экскурсионными объектами, все вместе составляют маршрут. Прежде чем начать виртуальную экскурсию, с детьми проводиться вступительная беседа. Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

3 Этап

Заканчивается экскурсия традиционно — итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщается систематизируется увиденное и услышанное, дети делятся впечатлениями.

6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe
6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe
6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe 6e826a20e71610359b0c0ddc66dcb3fe Сейчас я предлагаю вам посмотреть своими глазами, как воспитанники старших групп «Гномик» и «Ромашка», проводили виртуальную экскурсию по ознакомлению с коренными народами Кузбасса.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

— фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;

— видеоэкскурсия, комментариями к которой, служат рассказы детей или экскурсовода-воспитателя.

— видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети интернет.

А сейчас предлагаю посмотреть занятие воспитателя подготовительной группы «Теремок», Ларионовой Ирины Сергеевна, она покажет, как она проводит с детьми виртуальное путешествие по семи чудесам Кузбасса, используя такой вид виртуальных путешествий как фотопутешествие.

Виртуальные экскурсии педагоги используют также и в проектной деятельности, например, в прошлом учебном году с детьми старшей группы был реализован детско-родительский исследовательский проект «Русско-татарская изба». В ходе проекта, совместными усилиями педагогов, детей и родителей, было изготовлено Дидактическое пособие «Русско-татарская изба», а как представили данный проект воспитанники подготовительной группы вы сейчас увидите.

Значение работы по краеведению в системе нравственно-патриотического воспитания трудно переоценить, так как воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости, а самое главное, воспитываем человека с высокой социальной ответственностью, то есть достойного гражданина своей страны.

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. В рамках внедрения в работу инновационного проекта «Дорога к истокам родного края» музейно-педагогической направленности, педагогами были созданы многофункциональные дидактические пособия «Я и мир вокруг меня» которое состоит из 5 блоков «Семья», «Детский сад», «Родной край», «Россия», а также «НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ РОДНОГО КУЗБАССА», которые знакомят ребят с природой, животным миром, историей и жителями Кемеровской области. С данными пособиями мы знакомились ранее. Одно из новых пособий это авторская многофункциональное дидактическое пособие «УГОЛКИ МАЛОЙ РОДИНЫ», которое создано с использованием интерактивно-мультимедийного сопровождения.

Что представляет собой данное пособие? Это игровое деревянное поле, на котором располагается 3 D -карта Кемеровской области с наименованиями основных городов. На карте проложен маршрут, по которому передвигается автобус. Путь следования автобуса подсвечивается белым светом, контур карты — красной светодиодной лентой, обозначающий границы Кузбасса. Также на деревянном поле предусмотрены магниты, к которым крепятся деревянные фигуры представителей флоры и фауны, герб города, тем самым создавая глубину восприятия пространства.

— В правом нижним углу поля расположен электронный модуль управления подсветкой с кнопками, нажимая на которые загорается пройденный путь. Модуль разработан с учетов всех правил безопасности, оснащён специальным проводом преобразующем напряжение.

— Деревянный короб размером 31×42×24см. В нем находится разработанный комплект дидактических игр, которые размещены в конверты. В нижней части короба имеется выдвижной ящик, в котором располагается деревянная карта-пазл.

— Многофункциональное дидактическое пособие «УГОЛКИ МАЛОЙ РОДИНЫ» дублируется интерактивно-мультимедийной версией созданной на базе программы Power Point.

Многофункциональное дидактическое пособие «УГОЛКИ МАЛОЙ РОДИНЫ» может быть использована в трех вариациях:

1 вариант (многофункциональное дидактическое пособие с использованием мультимедийного сопровождения).

2 вариант (мультимедийное пособие)

3 вариант (многофункциональное дидактическое пособие)

Ну как данное пособие используется на занятиях вам покажет сейчас воспитатель подготовительной группы «Звездочка» Ежова Елена Альбертовна и учитель-логопед Дехант Любовь Николаевна. Заодно и проследим взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в ходе проведения занятий.

Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволило не просто сформировать у дошкольников представления о коренных жителях Кузбасса, а также дала представления об удаленных частях нашей малой Родины. Значительно повысился интерес детей к занятиям, дает возможность развить познавательные способности и сформировать умения поисково-исследовательской деятельности.

Кроме того, создание самих виртуальных экскурсий помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освободить от большого объема бумажных наглядных пособий, позволяет расширить натурный и предметный фонд наших музеев.

Кроме того, хочется отметить, что подготовка к проведению экскурсии, дает возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.

Литература:

  1. Клементьева, А. А. Консультация для воспитателей на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство речевого развития старших дошкольников» / А. А. Клементьева. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/16/konsultatsiya-dlya-vospitateley-na-temu-virtualnaya-ekskursiya-kak???history=4&pfid=1&sample=2&ref=0 (дата обращения: 01.01.2024).
Задать вопрос