Волшебные недели экспериментирования в нашем детском саду
Авторы: Алемская Екатерина Николаевна, Иванчикова Наталья Владиславовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.
Дата публикации: 13.01.2024
Статья просмотрена: 41 раз
Библиографическое описание:
Алемская, Е. Н. Волшебные недели экспериментирования в нашем детском саду / Е. Н. Алемская, Н. В. Иванчикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8900/ (дата обращения: 16.11.2024).
Особое внимание в дошкольном образовании обращается на развитие личности ребёнка, его способностей. Умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, проходящая в форме экспериментов: дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия превращаются в формы поисковой деятельности.
Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самым интересным и занимательным в этом месяце было экспериментирование.
С 4-го по 26-е декабря 2023 года в нашей подготовительной группе «Дождинка» прошёл краткосрочный проект «Волшебные эксперименты».
Целью этого проекта было: развитие познавательного интереса детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи педагогов были:
— расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
— знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов;
— развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
— воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
— создание необходимых условий для развития опытно — экспериментальной деятельности детей;
— формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
— привлечение родителей к совместной деятельности.
Основные формы реализации проекта :
Формы образовательной работы с детьми:
опыты, эксперименты
экспериментирование на прогулке
индивидуальная работа с детьми
труд в природе и в уголке природы
беседы
Формы работы с родителями :
Консультации
Презентация
Развивающая среда.
Родителям также было предложено совместно с детьми дома провести некоторые эксперименты, например: «Мыло в домашних условиях», «Сделай свечу сам», «Неньютоновская жидкость» и др.
Предполагаемый результат :
В ходе экспериментирования ребята получали возможность получить ответы на свои вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?». В этот короткий промежуток времени они почувствовали себя исследователями, первооткрывателями, учёными.
Опыты и эксперименты проводились разные:
— демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами)
— фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей)
Всё это учит детей наблюдать, анализировать и делать выводы.
Другими словами, мы можем сказать, что детское экспериментирование — это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
Знания, не рассказанные педагогом, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Опыты увлекали детей, все дни прошли в атмосфере творчества, познавательной активности и интереса. Большую радость, восторг и удивление ребята испытывали от своих опытов, которые они проводили дома, совместно с родителями.
Дети, родители и, конечно, мы, педагоги, убеждались в том, сколько всего необычного есть в мире! Организованная совместная с родителями деятельность позволила детям самим добывать информацию об изучаемых объектах, а нам воспитателям — сделать этот процесс обучения более эффективным.
Опыты и эксперименты проводимые детьми, педагогами, родителями
Какого цвета вода?
Свойства пресной и соленой воды
Действие давления воды внутри стакана на лист бумаги
Опыт с содой и уксусом
Нелопающийся шарик
Какой же грязный этот чистый белый снег