Инклюзивное образование в детском саду посредством игровых технологий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Инклюзивное образование в детском саду посредством игровых технологий / О. В. Ломакова, Е. В. Гарапучик, И. А. Стрельбицкая [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8930/ (дата обращения: 19.12.2024).



Процессы интеграции и инклюзии в современном мире являются ведущими направлениями в специальном образовании, позволяющие реализовать права детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и детей с особенностями в развитии.

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных общеобразовательных учреждениях требуют особенного внимательного подхода. Детям с нарушениями в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии трудно интегрироваться в коллектив здоровых сверстников. А именно коллективное общение со сверстниками является важным в процессе формирования коммуникативно-социальных навыков у ребят с нарушением интеллекта умеренной степени.

Очень важно подготовить ребенка с определенными проблемами к школе, помочь ему адаптироваться в социальной среде. Проходя очень сложный путь социализации, ребенок подвергался частым воздействиям окружающей действительности. Главная проблема заключалась в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, обучения [3].

В нашем детском саду практикуем, чаще всего полную инклюзию, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья посещает свою возрастную группу в режиме полного дня самостоятельно. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. Педагог подбирает для него задания, дополнительные игры и упражнения различного уровня сложности.

Инклюзивное образование дошкольников является для педагогов нашего детского сада одним из основных направлений педагогической деятельности, так как детский сад посещают дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.

При составлении комплексно-тематического планирования работы по инклюзивному образованию учитываем законодательно-нормативные документы, оценку состояния здоровья детей, оценку психических и физических нарушений, оценку речевых нарушений, систему психолого-педагогических принципов. В работе учитываем возрастные особенности и индивидуальные возможности детей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому. Основные формы работы с детьми индивидуальная, групповая. Методы и приемы работы: диалог, тренинг, информативность, импровизация, иллюстративность, показ, рассказ, пример. Для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья подобрали ряд игровых технологий, организовали образовательное пространство.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — это игра. Играя, дети учатся, развиваются, обучаются, оздоравливаются. Комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игры, — это игротерапия. Игротерапия позволяет развивать психические процессы: внимание и память, развивать умственную деятельность, воображение, речь, опорно-двигательный аппарат. Игры воспитывают, развивают, социализируют ребенка. В игре ребенок может быть зрителем, участником под руководством взрослого или самостоятельным участником ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Рис. 1. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Игрушки — игровые предметы, которые помогают ребенку удовлетворить потребность осознания окружающих явлений и событий.

Они оживляют мир игры, помогают выразить стремление получать знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость. Манипулируя с игрушками, ребенок фантазирует, придумывает образы и сюжеты игры.

Лекотерапия — метод реабилитации детей с помощью игрушек. Метод позволяет развивать творчество, активность, коммуникативные навыки. Ребенок в игре может быть зрителем, является участником ролевой игры, играть без подсказки педагога, играть в придуманные им игры с помощью игрового материала.

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Рис. 2. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Педагогами детского сада успешно используется реабилитационная технология — арт-терапия, основанная на использовании средств изобразительного искусства.

Для арт-терапии не нужны художественные способности. Ребенок имеющимися навыками через рисунок передает свое внутреннее состояние, ощущения, переживания.

Занятия арт-терапией начинаются с музыкального разогрева, танца под музыку, приветствия. Затем дети рисуют под классическую, медиативную музыку, музыку, воспроизводящую звуки природы, выполняют задания на развитие мелкой моторики, творческого воображения. Занятия заканчиваются релаксацией по снятию напряжения на фоне спокойной музыки.

Занятие по арт-терапии

Рис. 3. Занятие по арт-терапии

Глинотерапия — эффективный способ реабилитации детей, на основе манипуляции с пластическими материалами. На занятии дети придумывают образы и сюжеты, развивают фантазию, мелкую моторику.

Библиотерапия технология, в основе которой реализуются различные виды деятельности: чтение, пересказ, обсуждение, сочинение.

Книжно-печатный материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом жизненного опыта читающего. Важна эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги. Педагог помогает осмыслить прочитанное, пересказать для развития связной выразительной и образной речи. После пересказа планируется инсценировка литературного произведения.

Инсценировка сказки «Три поросенка»

Рис. 4. Инсценировка сказки «Три поросенка»

Одними из самых любимых видов деятельности у детей в детском саду детей являются музыкальные занятия. Давно доказано, что двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает силовые возможности детей. При работе с детьми с ОВЗ педагоги используют метод реабилитации — музыкотерапию. Этот метод позволяет использовать разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её творческих способностей, интеллектуальной сферы. Коррекционно-музыкально-игровые занятия стимулируют умственные и физические возможности ребенка, помогают преодоление имеющихся у него нарушений в соответствии с его возможностями.

Хоровод «Осень красавица»

Рис. 5. Хоровод «Осень красавица»

На музыкально-игровых занятиях педагоги используют социально-культурную технологию реабилитации — танцетерапию. Танцевальные движения не только корректирует психоэмоциональную сферу детей, но и укрепляют мышечную систему и опорно-двигательный аппарат. Танцевальные упражнения позволяют расширить осознание собственного тела и его возможности, повышают интеллектуальный и эстетический уровень развития, позволяют соотнести чувства и движения тела.

Для реализации инклюзивного и интегративного процессов в современном дошкольном образовании подвижные игры могут считаться необходимым средством не только оптимизации двигательной активности и одним из направлений процессов здоровьесбережения, но и средством формирования навыков адекватного общения и взаимодействия дошкольников с ограниченными интеллектуальными возможностями.

В коллективной игре у детей формируются коммуникативные навыки умение ориентироваться в мире социальных отношениях. При планировании отдаем предпочтение речедвигательным подвижным играм.

Литература:

  1. Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. https://studbooks.net/2054139/pedagogika/netraditsionnye_vospitatelnye_tehnologii_reabilitatsii_detey_podrostkov_ogranichennymi_vozmozhnostyami
  2. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья. https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikhobedinenii/library/2014/01/21/netraditsionnye-vospitatelnye
  3. Казакова Л. А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации.: — Ульяновск, 2008.
Задать вопрос