Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста
Автор: Лабутина Надежда Сергеевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.
Дата публикации: 25.01.2024
Статья просмотрена: 27 раз
Библиографическое описание:
Лабутина, Н. С. Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста / Н. С. Лабутина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8937/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье автор делится опытом по организации экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: окружающий мир, формирование, отношение.
Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире. Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Педагогам следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Эмоционально — чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, для развития его личности. Отношение к миру формируется у ребенка только в процессе его жизни. Колоссальная роль в этом процессе принадлежит взрослым. Процесс формирования отношения — сложный процесс. Трудности связаны в первую очередь с тем, что это скрытый процесс. Пока идет непосредственное формирование, мы не знаем, какое отношение получим в результате.
Особое внимание при работе с детьми дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Чтобы эта цель была достигнута, необходимо решение следующих задач:
— уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
— формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений;
— развитие гуманного эмоционально — доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
— развитие познавательного интереса к окружающему миру.
Знакомство с окружающим миром должно быть последовательное и систематическое. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в группе, на территории детского сада. Занятия должны быть построены в форме бесед на темы природы. Эти беседы помогут детям правильно строить свои отношения с природой, по — новому взглянуть на знакомые явления, добиться больших успехов в освоении знаний о природе. Эмоционально откликнуться на красоту природы помогут художественные произведения, просмотр тематических иллюстраций.
Особое внимание следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовывать тематические выставки, походы на ближайшие природные объекты. Так же в работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учитывать и региональный компонент (природу родного края, народные традиции).
Ребенок при помощи взрослых (педагогов и родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему. Необходимо, чтобы это отношение было познавательным, бережным и созидательным.
В качестве примера хочу предложить систему работы, которая поможет детям узнать все о зимующих птицах, а самое главное вызывать желание помогать им. Зимние морозы всегда являются настоящей катастрофой для зимующих птиц. С наступлением холодов птицам становится очень трудно добывать и искать себе корм. Печальная статистика — только одна из десяти оставшихся на зимовку птиц переживает это суровое время года и встречает весну. По моим наблюдениям, проходя мимо других детских садов, я с грустью отметила, что развешенные кормушки часто висят заброшенные и не пополненные. Скорее всего, педагоги дали задание эти кормушки вывесить, но не провели той работы, которая бы задела струны сострадания, переживания, соучастия и заботы. И все это вылилось в обычную формальность. С чего же начать? Конечно же следует объявить выставку, на которой будет обилие разных кормушек. Чтобы дети не забывали, что птиц нужно кормить каждый день. Можно придумать в группе коробку с названием «Помогите выжить птицам» и поставить ее на самое видное место, куда родители и дети будут приносить корм для птиц.
Для птиц очень важна ежедневная подкормка. На выходных можно попросить сторожа покормить птиц. Можно использовать театральные действия, в которых будут участвовать разные персонажи, например синичка и медвежонок, которые будут вести диалог, задавать и отвечать на вопросы и т. д. это должно быть системно, организовывать такие встречи необходимо минимум два-три раза. Стараться включать записи пения птиц в группе, например после сон часа. Каждый день можно добавлять игры по типу «Съедобное — не съедобное» с мячом, только вы называете корм, а дети, если считают, что птицы его действительно любят, они ловят мяч и т. п. На прогулке каждый день необходимо проводить уборку кормушек и дополнять их кормом.
Уважаемые коллеги! Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.
Литература:
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008
- Гризик Т. И. Познаю мир — М.: 2001
- Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика — Синтез, 2008
- Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». — М.: Мозаика — Синтез, 2016
- Соломенкова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2016
- Федосеева П. Г. Игровая деятельность на занятиях по экологии. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
Похожие статьи
Формирование эколого-эмпатического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются особенности формирования эколого-эмпатического отношения к природе детей дошкольного возраста. Описан опыт работы по воспитанию детей в экологическом духе и развитию экологического мышления и навыков эко-поведения.
Прогулка как способ формирования экологических знаний детей
Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты форми...
Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.
Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.
Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания
В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников
Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе через опытно- экспериментальную деятельность
В статье раскрывается роль экологического образования и воспитания дошкольников, которое становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...
Методы развития восприятия последовательности явлений у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию методов развития у дошкольников восприятия последовательности явлений. Изучен методологический подход к временному пространству и времени, восприятию времени. Проведен педагогический анализ эффективности методов. Доказано вл...
Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста
В статье рассматривается проблема воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, а также предложена методика исследования отношения младшего школьника к природе, выявление у детей желания сохранять и бережно относитьс...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)
В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.
Похожие статьи
Формирование эколого-эмпатического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются особенности формирования эколого-эмпатического отношения к природе детей дошкольного возраста. Описан опыт работы по воспитанию детей в экологическом духе и развитию экологического мышления и навыков эко-поведения.
Прогулка как способ формирования экологических знаний детей
Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты форми...
Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.
Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.
Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания
В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников
Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе через опытно- экспериментальную деятельность
В статье раскрывается роль экологического образования и воспитания дошкольников, которое становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...
Методы развития восприятия последовательности явлений у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию методов развития у дошкольников восприятия последовательности явлений. Изучен методологический подход к временному пространству и времени, восприятию времени. Проведен педагогический анализ эффективности методов. Доказано вл...
Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста
В статье рассматривается проблема воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, а также предложена методика исследования отношения младшего школьника к природе, выявление у детей желания сохранять и бережно относитьс...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)
В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.