Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников и создание комфортных зон отдыха в дошкольной образовательной организации
Автор: Зверева Наталья Николаевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.
Дата публикации: 28.01.2024
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Зверева, Н. Н. Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников и создание комфортных зон отдыха в дошкольной образовательной организации / Н. Н. Зверева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8946/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современные дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие реализацию основной образовательной программы, нередко гонятся, лишь за внешними показателями и так называемым, новым словом — рейтингом, т. е., физическими, интеллектуальными и творческими способностями развития воспитанников, зачастую забывая о таком важном и незаменимом аспекте, как эмоциональное состояние ребенка и его психологический комфорт. В детском саду ребенок постоянно находится в коллективе, и нередко ему приходиться делать то, что он не желает. Поэтому одна из задач, стоящая перед педагогом — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников.
Проведя мониторинг соответствующей литературы, я отметила, что современные ученые, основывающиеся на своем практическом опыте и на опыте своих предшественников, сделали вывод, что сегодняшние дети больше устают, быстро утомляются, не всегда могут сосредоточиться, не внимательны, не слышат указаний взрослого, очень подвижны, их трудно организовать по сравнению с их сверстниками прошлого столетия. Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности детей и причина ее возникновения. Многие ученые считают, что причина кроется в постоянном просмотре телевизора, компьютера и смартфона, а все это негативно сказывается на психическом состоянии дошкольника. Что же можем сделать мы воспитатели для снятия психологического напряжения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения? Как найти место и время для организации, так называемой минутки релаксации? Попробуем разобраться с этими актуальными вопросами вместе.
В первую очередь, взрослые, работающие с детьми дошкольного возраста, обязаны помнить об индивидуализации воспитательно — образовательного процесса, о сохранении не только физического, но и психического здоровья воспитанников.
Так как нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Ребенка очень легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Для снятия напряжения и усталости необходимо в течение дня включать упражнения на снятие мышечного тонуса. Это могут быть физкультминутки, динамические паузы, а так же элементы психогимнастики. Если эти элементы проводить в музыкальном сопровождении, то это усиливает эффект от воздействия используемого элемента. Можно предложить детям лечь на ковер, устроиться удобнее и закрыть глаза. Включить детям шум моря, звуки природы, расслабиться, представить, что они лежат на берегу моря, в теплой водичке или греются на солнышке. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, а другим наоборот сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Опыт показывает, что в результате применения таких релаксационных мероприятий, большинство детей становятся более спокойными, а их сон улучшается.
Упражнения, которые можно использовать с детьми:
- «Задуй свечу». Глубоко вздохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем вытянуть губы трубочкой, медленно выдохнуть, пытаясь задуть воображаемую свечу, длительно произнося звук «у» (выполнять 2–3 раза).
- «Рот на замке». Предложить детям поджать губы так, чтобы их совсем не было видно — «замок», затем расслабить их — «открыть замок» (выполнять 2–3 раза).
- «Спящий котенок». Предложить детям представить себя в роли котят, которые ходят на четырех лапках, выгибают спинки, машут хвостиками, а когда начали уставать, ложатся на коврик, засыпают, расслабляются (выполнять 2–3 раза).
- «Грибок». Из положения «сидя на корточках» дети медленно поднимаются, показывая, что гриб растет. Выпрямились, напряглись, показали какой красивый, большой гриб вырос. Затем гриб «старится», медленно опускаются, принимают исходное положение (выполнять 2–3 раза).
- «Сосулька». Стоя, руки вверх — сосулька замерзла, кисти повисли — сосулька начала таять, руки повисли до плеч — сосулька совсем растаяла (выполнять 2–3 раза).
- «Радуга». Представляем теплый, летний денек, солнышко щекочет щечки своей теплотой и лаской. Смотрим вверх на радугу, стараемся до нее достать; опускаем руки, показываем, что до нее никак не достать (выполнять 2–3 раза).
- «Отдых в волшебном лесу». Лечь на ковер, расслабиться, закрыв глаза, представить, что лежим на мягкой, зеленой траве, вокруг много растений, цветут красивые цветы, которые приятно пахнут. Услышать пение птиц (дыхание ровное, глубокое). Затем предлагаем детям открыть глазки улыбнуться друг другу.
В групповом помещении нужно создать спокойные центры, способствующие уединению воспитанников от своих сверстников. Спокойные центры — это зоны пребывания детей, несущие под собой не активную деятельность, в котором дети могут восстановить свои силы. Например: домики или отделенные ширмами игровые пространства. В группе раннего возраста они могут быть выполнены в виде «норки», куда детки могут заползти и уединиться. В средней и старшей группах можно выполнить такой центр с использованием домиков, палаток или ширм. Необходимо позаботиться о качестве и безопасности элементов, используемых для оформления. Материалы должны быть негорючие, экологичные и надежные. Немаловажным фактором является наполнение содержанием этих центров. Здесь могут располагаться коврики, мягкие игрушки, подушки, книги с иллюстрациями, фотоальбомы с семейными фотографиями, телефон и прочее. Оформлен такой центр должен в спокойной цветовой гамме помогающей обрести душевное равновесие. В старшей и подготовительной группе детей дошкольного возраста немаловажным аспектом для педагога является обучение ребенка выражать свое плохое настроение или гнев в приемлемой форме, чтобы исключить переутомление ребенка. Так, в уголке может находиться специальная коробочка, куда дети выбрасывают обиду, гнев, злость, плохое настроение. Помочь дошкольникам освоить приемы регуляции своего настроения и обрести уверенность в себе поможет доска настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия с иллюстрациями различных переживаний.
Если в дошкольном образовательном учреждении условия позволяют разграничить игровое пространство и спальное место воспитанников, то следует обратить внимание на антураж спального помещения. Предпочтение в интерьере следует отдавать спокойным теплым тонам (оттенки зеленого, персикового, розового и т. д.). Для комфортного дневного сна детей окна в спальне следует завесить портьерами «блек аут» или использовать жалюзи. Организация дневного сна, как физиологический процесс, имеет огромное значение для роста и развития организма дошкольника, поэтому воспитатель обязан создать уютную и спокойную атмосферу, способствующую засыпанию. Это могут быть: колыбельные, исполненные воспитателем или аудиозапись. Чтение произведений художественной литературы, например: сказки, спокойные рассказы и т. д. Индивидуальный подход к воспитанникам, которые плохо засыпают (ввести элементы тактильного взаимодействия («ветерок гладит тебя»), сон с мягкими игрушками и пр.) Приемы, привлечения внимания детей (создание стены или уголка для релакса с семейными фотографиями). Также в спальном помещении необходимо выделить зону для воспитанников, которые просыпаются раньше остальных (например: поставить столик, за которым дети смогут заняться спокойной творческой деятельностью (лепкой, рисованием), если позволяет пространство, то можно и в спальне поставить домик или ширму, положить мягкие подушки).
Очень нравится детям дошкольного возраста «купаться» в сухом бассейне. Если позволяет пространство группы, то можно и нужно использовать такой бассейн для снятия мышечного напряжения, эмоциональной усталости и просто поднятия настроения (он должен быть трансформируемый, мобильный). Занятия проводятся под непосредственным наблюдением и руководством педагога. Упражнения повторяются 3–5 раз.
Таким образом, создание психологического комфорта для пребывания детей дошкольного возраста в образовательном учреждении является неотъемлемой частью профессиональной деятельности воспитателя.