Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста
Авторы: Рябцова Виктория Витальевна, Ковалева Юлия Александровна, Шамсутдинова Венера Шавкятовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.
Дата публикации: 30.01.2024
Статья просмотрена: 35 раз
Библиографическое описание:
Рябцова, В. В. Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста / В. В. Рябцова, Ю. А. Ковалева, В. Ш. Шамсутдинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 15-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8948/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цель: всестороннее развитие личности ребенка через моделирование пространства.
Задачи:
— создать условия для проявления познавательной активности детей;
— создать условия для творческого самовыражения;
— создать атмосферу эмоционального комфорта;
— изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации.
Актуальность
Современному этапу развития дошкольного образования характерен быстрый темп внедрения различных технологий в практику работы детских садов. Любое нововведение — это создание и внедрение нового компонента из-за чего и происходят качественные изменения среды.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Главное — не просто передать знания, а развивать познавательный интерес у детей.
В нашей группе предметно-развивающая среда позволяет организовывать как самостоятельную, так и совместную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. Организация развивающей среды в нашей группе выстроена таким образом, чтобы у детей была возможность наиболее эффективно развиваться с учётом их интересов, склонностей, уровня активности.
Так же стоит отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, способствует развитию способностей, личности. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей» среды.
Под термином «говорящая» среда предполагают такую среду, которая может выстраивать взаимоотношения с ребенком напрямую, практически без участия взрослого. «Говорящий» дом это прекрасная возможность почувствовать и увидеть себя в «своем» пространстве, проявлять автономность, инициативность, собственную значимость и активность. Нам хотелось бы поделиться с вами как мы окунулись в этот процесс и как мы создаём «говорящую среду» вместе со своими воспитанниками, оценив её преимущество.
Зона уединения и место отдыха
Цель — создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребёнка.
Место для отдыха — это такое место, где уютно, безопасно лежать в течение дня, при этом необязательно лежать в одиночку. В месте для отдыха можно собираться небольшими компаниями.
У нас в группе в спальном помещении соединены две кровати, накрыты ярким пледом, на нем лежат подушки. Дети могут выбрать как игрушку, так и друга, и пойти отдыхать в тишине.
В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо принять, понять, усвоить. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место для уединения или личную зону. С этой целью в спальном помещении на паласе стоит палатка, в которой ребенок может уединиться. Место уединения — это место строго для одного. Причем, там можно не только лежать, но и сидеть, собирая пазлы, например. Уголок уединения совмещает в себе уголок психологической разгрузки, который предназначен для отдыха и релаксации, выплескивания негативных эмоций.
Центр коммуникации
Цель — развитие общения и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Место, удобное для того, чтобы собраться большинством группы, например на утренний круг или детский совет. Обычно в этом центре есть ковер, а так же подушечки для сидения или лежания. У нас это место в группе на ковре. Дети берут подушки и организуют круг, выбрав себе соседа. Здесь мы можем обсуждать различные темы, играем в игры, сочиняем сказки, разговариваем о важном, планируем день, решаем вопросы.
Места для публикаций
Цель — создание условий для проявления познавательной активности детей
«Говорящая среда» — это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос» ребёнка. Через публикации с нами разговаривают детские голоса. Слышать их — наша профессиональная обязанность.
Для этого в приемной группы прикреплены к стене виниловые магниты 50х70см, на них ежедневно вывешиваются темы недели, творческие работы детей, актуальная информация, консультация для родителей, стенгазеты.
В группе на батарейные щиты прикрепили леску и прищепки. Дети подходят и крепят прищепками свои работы. Для подписи детских работ есть заламинированные именные карточки с напечатанными именами и фотографиями детей. Дети могут самостоятельно списывать свои имена с карточек, либо прикреплять саму карточку к рисунку.
В приемной есть лестница для детских работ из пластилина и бросового материала. В группе мы реализуем разнообразные проекты. На лестнице оформляем итоговый продукт.
Стена «Здравствуйте, я пришел!»
Цель: создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития.
При входе в приемную прикреплена красочная табличка «Здравствуйте, я пришел!». Ниже — самоклеющиеся липучки, рядом — в контейнере находятся «звездочки» с фотографией каждого ребенка. Дети выбирают свое фото и прикрепляют его к двери, это означает, что ребенок пришел в детский сад. Уходя домой, снимают «звездочку» и кладут обратно в контейнер — «Я ушел домой!»
Стена приветствия
Цель: способствует психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, а также атмосферы группового доверия.
На двери в спальное помещение расположена надпись «Как сегодня будем здороваться». Ниже изображены картинки «сердечко», означающее объятья, рукопожатие, «кулачки», «дай пять», где каждый ребенок, входя в группу, выбирает как будет здороваться с педагогом, а так же с другом. Это простой и действенный способ приветствия, которое необходимо для поднятия настроения и ребенка, и взрослого, для установления эмоционального контакта между ними.
Уголок настроения
Цель — отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.
Во время утреннего приема в нашей группе дети широко используют уголок настроения. Он изготовлен в виде надписи «Мое настроение». Ниже 4 солнышка с эмоциями: «грусть, недовольство, радость, счастье» и крючками рядом с солнышками. Рядом лежат бейджики с фотографиями всех детей, каждый ребенок берет бейджик и выбирает какое у него настроение сегодня. «Уголок настроения» поможет сформировать у дошкольников первичные навыки рефлексии, а воспитателю позволит контролировать, какие эмоции у воспитанников преобладали.
Доска выбора
Цель — организовать групповое пространства, произведя зонирование по интересам детей.
Выбор центра — это обязательная процедура с использованием технологии выбора, которой заканчивается утренний сбор. Доска выбора — это один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Доска выбора : доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях. Дети выбирают центр, в котором хотят играть, ставя свою фотографию возле определенной картинки. Пособие можно переместить и установить при помощи вешалки, которая является основой для его использования. На кармашках наклеены опознавательные маркеры по зонам. Также подготовлены карточки с фотографиями каждого ребенка. Ребенок берет свою карточку и направляется к кармашкам, и, вложив карточку в определенный кармашек, обозначает зону своего пребывания.
Использование данной технологии позволяет педагогу вести наблюдение за самостоятельностью выбора детей, фиксируя творческую инициативу, инициативу как целеполагание и волевое усилие, коммуникативную инициативу и познавательную инициативу.
Использование «Доски выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.
Детские сейфы
Цель — закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.
Приходя в детский сад, ребёнок учится делиться с другими игрушками, договариваться о выборе места игры и самой игры, овладевает навыками общения. Происходит сравнение и сопоставление «личного» и «общего».
Наши «сейфы» изготовлены в форме кармашков, в основе деревянная перекладина. Их можно подвесить на любую свободную поверхность. Прежде чем использовать их по назначению, каждый ребенок наклейками и значками обозначил их принадлежность себе. В них может находиться что-то личное, принесенное из дома.
Стенд-поздравление «С днем рождения»
Цель — сохранение развитие традиций детского сада, создание доброжелательной дружеской атмосферы между детьми, развитие активного общения и игровой деятельности в процессе празднования дней рождения детей в детском саду.
В приемной на стенде размещен плакат в виде торта, который разделен на 12 частей по количеству месяцев в году. На каждом кусочке торта, обозначены именинники в виде звезд с фотографиям с одной стороны и датой рождения с другой стороны.
Также для создания атмосферы праздника в группе созданы стулья — именинника. Это стул, на который сшит чехол из ткани и тематически украшен. Также изготовлены короны, которые сделают образ именинника еще ярче.