Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рябцова, В. В. Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста / В. В. Рябцова, Ю. А. Ковалева, В. Ш. Шамсутдинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 15-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8948/ (дата обращения: 15.11.2024).



Цель: всестороннее развитие личности ребенка через моделирование пространства.

Задачи:

— создать условия для проявления познавательной активности детей;

— создать условия для творческого самовыражения;

— создать атмосферу эмоционального комфорта;

— изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации.

Актуальность

Современному этапу развития дошкольного образования характерен быстрый темп внедрения различных технологий в практику работы детских садов. Любое нововведение — это создание и внедрение нового компонента из-за чего и происходят качественные изменения среды.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Главное — не просто передать знания, а развивать познавательный интерес у детей.

В нашей группе предметно-развивающая среда позволяет организовывать как самостоятельную, так и совместную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. Организация развивающей среды в нашей группе выстроена таким образом, чтобы у детей была возможность наиболее эффективно развиваться с учётом их интересов, склонностей, уровня активности.

Так же стоит отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, способствует развитию способностей, личности. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей» среды.

Под термином «говорящая» среда предполагают такую среду, которая может выстраивать взаимоотношения с ребенком напрямую, практически без участия взрослого. «Говорящий» дом это прекрасная возможность почувствовать и увидеть себя в «своем» пространстве, проявлять автономность, инициативность, собственную значимость и активность. Нам хотелось бы поделиться с вами как мы окунулись в этот процесс и как мы создаём «говорящую среду» вместе со своими воспитанниками, оценив её преимущество.

Зона уединения и место отдыха

Цель — создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребёнка.

IVdh5gj9vG0 ivcVj2AzLko

Место для отдыха — это такое место, где уютно, безопасно лежать в течение дня, при этом необязательно лежать в одиночку. В месте для отдыха можно собираться небольшими компаниями.

У нас в группе в спальном помещении соединены две кровати, накрыты ярким пледом, на нем лежат подушки. Дети могут выбрать как игрушку, так и друга, и пойти отдыхать в тишине.

В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо принять, понять, усвоить. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место для уединения или личную зону. С этой целью в спальном помещении на паласе стоит палатка, в которой ребенок может уединиться. Место уединения — это место строго для одного. Причем, там можно не только лежать, но и сидеть, собирая пазлы, например. Уголок уединения совмещает в себе уголок психологической разгрузки, который предназначен для отдыха и релаксации, выплескивания негативных эмоций.

Центр коммуникации

Цель развитие общения и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Место, удобное для того, чтобы собраться большинством группы, например на утренний круг или детский совет. Обычно в этом центре есть ковер, а так же подушечки для сидения или лежания. У нас это место в группе на ковре. Дети берут подушки и организуют круг, выбрав себе соседа. Здесь мы можем обсуждать различные темы, играем в игры, сочиняем сказки, разговариваем о важном, планируем день, решаем вопросы.

Места для публикаций

Цель — создание условий для проявления познавательной активности детей

cU1gpZXfbJw C:\Users\Виталий\Desktop\gdgfycaVHlU.jpg

«Говорящая среда» — это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос» ребёнка. Через публикации с нами разговаривают детские голоса. Слышать их — наша профессиональная обязанность.

Для этого в приемной группы прикреплены к стене виниловые магниты 50х70см, на них ежедневно вывешиваются темы недели, творческие работы детей, актуальная информация, консультация для родителей, стенгазеты.

C:\Users\Виталий\Desktop\IMG20231207105020.jpg

cfkR4PkBNJw

В группе на батарейные щиты прикрепили леску и прищепки. Дети подходят и крепят прищепками свои работы. Для подписи детских работ есть заламинированные именные карточки с напечатанными именами и фотографиями детей. Дети могут самостоятельно списывать свои имена с карточек, либо прикреплять саму карточку к рисунку.

В приемной есть лестница для детских работ из пластилина и бросового материала. В группе мы реализуем разнообразные проекты. На лестнице оформляем итоговый продукт.

Стена «Здравствуйте, я пришел!»

Цель: создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития.

При входе в приемную прикреплена красочная табличка «Здравствуйте, я пришел!». Ниже — самоклеющиеся липучки, рядом — в контейнере находятся «звездочки» с фотографией каждого ребенка. Дети выбирают свое фото и прикрепляют его к двери, это означает, что ребенок пришел в детский сад. Уходя домой, снимают «звездочку» и кладут обратно в контейнер — «Я ушел домой!»

Стена приветствия

Цель: способствует психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, а также атмосферы группового доверия.

На двери в спальное помещение расположена надпись «Как сегодня будем здороваться». Ниже изображены картинки «сердечко», означающее объятья, рукопожатие, «кулачки», «дай пять», где каждый ребенок, входя в группу, выбирает как будет здороваться с педагогом, а так же с другом. Это простой и действенный способ приветствия, которое необходимо для поднятия настроения и ребенка, и взрослого, для установления эмоционального контакта между ними.

Уголок настроения

Цель отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.

Во время утреннего приема в нашей группе дети широко используют уголок настроения. Он изготовлен в виде надписи «Мое настроение». Ниже 4 солнышка с эмоциями: «грусть, недовольство, радость, счастье» и крючками рядом с солнышками. Рядом лежат бейджики с фотографиями всех детей, каждый ребенок берет бейджик и выбирает какое у него настроение сегодня. «Уголок настроения» поможет сформировать у дошкольников первичные навыки рефлексии, а воспитателю позволит контролировать, какие эмоции у воспитанников преобладали.

Доска выбора

Цель организовать групповое пространства, произведя зонирование по интересам детей.

Выбор центра — это обязательная процедура с использованием технологии выбора, которой заканчивается утренний сбор. Доска выбора — это один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Доска выбора : доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях. Дети выбирают центр, в котором хотят играть, ставя свою фотографию возле определенной картинки. Пособие можно переместить и установить при помощи вешалки, которая является основой для его использования. На кармашках наклеены опознавательные маркеры по зонам. Также подготовлены карточки с фотографиями каждого ребенка. Ребенок берет свою карточку и направляется к кармашкам, и, вложив карточку в определенный кармашек, обозначает зону своего пребывания.

C:\Users\Виталий\Desktop\IMG20231207100105.jpg C:\Users\Виталий\Downloads\IMG20231207095839.jpg

Использование данной технологии позволяет педагогу вести наблюдение за самостоятельностью выбора детей, фиксируя творческую инициативу, инициативу как целеполагание и волевое усилие, коммуникативную инициативу и познавательную инициативу.

Использование «Доски выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.

Детские сейфы

Цель закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.

Приходя в детский сад, ребёнок учится делиться с другими игрушками, договариваться о выборе места игры и самой игры, овладевает навыками общения. Происходит сравнение и сопоставление «личного» и «общего».

Наши «сейфы» изготовлены в форме кармашков, в основе деревянная перекладина. Их можно подвесить на любую свободную поверхность. Прежде чем использовать их по назначению, каждый ребенок наклейками и значками обозначил их принадлежность себе. В них может находиться что-то личное, принесенное из дома.

Стенд-поздравление «С днем рождения»

Цель сохранение развитие традиций детского сада, создание доброжелательной дружеской атмосферы между детьми, развитие активного общения и игровой деятельности в процессе празднования дней рождения детей в детском саду.

В приемной на стенде размещен плакат в виде торта, который разделен на 12 частей по количеству месяцев в году. На каждом кусочке торта, обозначены именинники в виде звезд с фотографиям с одной стороны и датой рождения с другой стороны.

C:\Users\Виталий\Downloads\image-07-12-23-11-38.png C:\Users\Виталий\Desktop\image-07-12-23-11-36-2.jpeg

Также для создания атмосферы праздника в группе созданы стулья — именинника. Это стул, на который сшит чехол из ткани и тематически украшен. Также изготовлены короны, которые сделают образ именинника еще ярче.

Похожие статьи

Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду

Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации дошкольника

Дистанционное обучение на дому детей с ограниченными возможностями как форма организации успешного усвоения школьного материала

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Использование сказки в дошкольном учреждении для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду

Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации дошкольника

Дистанционное обучение на дому детей с ограниченными возможностями как форма организации успешного усвоения школьного материала

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Использование сказки в дошкольном учреждении для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Задать вопрос