Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.

Дата публикации: 06.02.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, И. Н. Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников / И. Н. Шевченко, Ю. Е. Шершнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8968/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время одной из основных задач современного образования является формирование свободно мыслящего, креативного человека. Востребованы такие качества личности, как умение и желание учиться, активность, инициатива, креативность, готовность к инновациям.

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования театрализованная деятельность, в области художественно-эстетического развития выделен раздел театрализованная деятельность. Основными задачами данного раздела образовательной деятельности являются: знакомство детей с различными видами театрального искусства (кукольный театр, балет, опера и прочее); знакомство детей с театральной терминологией (акт, актер, антракт, кулисы и так далее); развитие интереса к сценическому искусству дошкольников [6].

Театрализованная деятельность развивает личность ребенка дошкольного возраста, прививает ему устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык, воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. На основе такой деятельности развиваются и проявляются творческие способности детей.

Проблемами развития театрализованной игры в дошкольном возрасте занимались следующие учёные: Менджерицкая Д. В., Шульга О., Петрова Т. И., Петрова Е. С., Маханёва М. Д., Теплов Б. М. и др.

Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей исследовал Л. С. Выготский. По его мнению, без проявления творческой инициативы весь процесс обучения теряет свою смысловую значимость. Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Театрализованная деятельность напрямую связана с жизнью ребенка: обогащая детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и искусству, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка [2].

В детском саду реализовывалась система работы с целью реализации театрализованной деятельности для развития творческих способностей старших дошкольников.Для решения поставленной цели определены задачи: развитие и поддержка интереса у детей к театру, повышение интереса дошкольников к разнообразным типам творческой деятельности; создание творческого настроения от инсценировки сказки; воспитание положительных нравственных идеалов; привлечение к участию в театрализованной деятельности родителей воспитанников.

Данная система работы реализовывалась поэтапно: на организационном этапе были созданы условия для реализации театрализованной деятельности в детском саду : организована предметно-пространственная среда. При оформлении предметно-развивающей среды были учтены следующие принципы: принцип комплексирования и гибкого зонирования, пространство должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности; принцип активности, который стимулирует разнообразную деятельность дошкольника. В данном случае стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели, способа действия; принцип новизны, позволяющей преодолевать стереотипность и однообразие среды [6].

Цель основного этапа: повышать интерес дошкольников к разнообразным типам творческой деятельности, интерес к театру, воспитывать положительное отношение к театральному творчеству.

Содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей таких как: «Курочка Ряба» (куклы на конусе), «Репка» (настольные резиновые куклы), «Колобок» (куклы би-ба-бо), «Теремок» (ложковой театр) и беседа по ним. Знакомили детей с театральными куклами, учили следить за развитием действий в кукольном спектакле.

На основном этапе проходило организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Поход в театр». В процессе сюжетно-ролевой игры дети отправляются в назначенное время на просмотр спектакля «Зайцы и Лиса». Подходят к кассе за билетами, там их встречает кассир, который загадывает детям загадки на театральную тему, за правильные ответы им вручают билеты. Затем воспитатель проводит беседу с детьми о правилах поведении в театре. После третьего звонка начинается спектакль, дети выполняют определенные роли [4].

Применялись игровые упражнения «Какое настроение?», «Покажи свое настроение» и т. д. Прослушав эпизод сказки, дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям персонажей сказки, и сами воспроизводят их. Данные игровые упражнения, научили детей с помощью мимики изображать заданное эмоциональное состояние. С помощью ритмопластики развивается умение дошкольников владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения.

С целью развития творческих способностей дошкольников были разработаны театрализованные квест-игры такие как: «В поисках сказочного героя», «Золотой ключик», «Заколдованный детский сад», «Волшебный мир театра», «Театр, ты жизнь!». Дети совместно с педагогом перемещаясь по определенным точкам, в соответствии с картой, выполняют различные задания. Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Задания подбираются в соответствии с тематикой и проводятся в игровой форме, они различаются по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т. п. Дошкольники группой перемещались по всему периметру детского сада, выполняя разнообразные задания, они знакомились с театрализованной деятельностью. В конце игры ребята попадали на настоящий спектакль, где некоторые ребята были в роли актёров, а другие в роли зрителей. [2].

Один раз в две недели — по пятницам старшие дошкольники совместно с педагогом во второй половине дня организовывают постановки спектаклей для родителей, как правило, приуроченные к определенным праздникам.

Цель заключительного этапа: стимулировать творческую активность родителей через участие в творческой деятельности, способствовать установлению партнерских отношений с родителями.

Педагогом была создана творческая студия, где принимали активное участие родители при организации и проведении театральной деятельности детей. Родители воспитанников принимали участие при подборе материалов для оформления, создание атрибутов, костюмов для театральных представлений. Благодаря тесному сотрудничеству всех участников педагогического процесса (педагогов, детей и родителей) образовалась игровая, творческая среда, родители мотивировали и настраивали детей на работу над определенной ролью.

Итак, можно сделать вывод, что взаимодействие воспитателей и родителей при организации и проведению театральной деятельности способствует развитию у старших дошкольников творческих способностей.

Таким образом, эффективное использование всех форм и методов позволяет добиваться положительной динамики по развитию творческих способностей старших дошкольников, организуя данную работу с применением театральной деятельности. Систематическая работа повышает уровень развития творческих способностей дошкольников и дает возможность добиться положительных результатов в приобщение детей к театральному творчеству дошкольников.

Литература:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Веснина, Е. Н. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности // Молодой ученый. — 2023. — № 7. — С. 242–243.

3. Никитин С. В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. — Челябинск, 2011. — С. 20–22.

4. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа Театр — Творчество — Дети: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования. М.: АРКТИ 2022. — 112 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.

6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.).

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания личности старших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания личности старших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Задать вопрос