Лаборатория «Моя история успеха, или Зачем дошкольнику портфолио»
Автор: Новикова Лариса Петровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 09.02.2024
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Новикова, Л. П. Лаборатория «Моя история успеха, или Зачем дошкольнику портфолио» / Л. П. Новикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8975/ (дата обращения: 16.11.2024).
Введение
Педагогическая лаборатория — это профессиональное объединение работников дошкольного образования, ставящих перед собой профессиональные цели и стремящиеся их достичь, способных к исследовательской и творческой деятельности, ориентированных на успешную реализацию ФГОС ДО.
Наши задачи:
— понять необходимость ведения портфолио дошкольника[1] для создания ситуации успеха для каждого ребенка, повышения его самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— раскрыть более эффективные методы работы с портфолио для формирования предпосылок УУД;
— поделиться удачными находками в ведении портфолио;
Почему это актуально
Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами на всех ступенях образования, т. е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий. Таким образом, важнейшей задачей дошкольного учреждения является формирование совокупности предпосылок универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
На сегодняшний день использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка, рассматриваются как ключевое условие повышения качества образования.
Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста стал наглядным, и мотивировал ребенка добиваться еще более высоких результатов?
Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации образовательного процесса следует рассматривать педагогическую технологию портфолио.
Что такое портфолио?
Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики. Портфолио (итал. portfolio портфель, папка для документов) — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации.
Если говорить о системе образования, то портфолио дошкольника — это некий способ накопления и последующей оценки достижений ребенка. Чаще всего данный документ представляет собой подборку работ и результатов будущего первоклассника, которая демонстрирует его стремление, потенциал и результаты, достигнутые в различных областях. Это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения детей.
Портфолио достижений воспитанника как средство создания ситуации успеха
Успех — это не конец. Это начало…
Портфолио дошкольника может состоять из следующих разделов:
— Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым: предоставьте ребенку возможность самостоятельно решить, что он хочет положить в свою папку (это и будет самооценка в процессе обучения).
— Привлекайте к работе над портфолио родителей, консультируйте их и помогайте ребенку при оформлении портфолио.
— Работы, собранные в портфолио за 4 года (2 младшая — подготовительная группы) должны иметь уровень, годный к предъявлению. Оформленное портфолио должно быть эстетически привлекательно, доступно для обзора со стороны, а также его возможно предъявить третьим лицам, отнести в школу и продолжить эту работу в начальной школе. Предъявленные на родительском собрании портфолио, помогут воспитателю конкретно говорить о росте достижений детей и каждого ребенка в отдельности в процессе образовательной деятельности в детском саду.
Критерии отбора материалов в портфолио
Выше было сказано, что право отбора — что положить в портфолио и что нет — педагоги предоставляют ребенку. Важно, что ребенок не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор.
Пример: «Выбери для своего портфолио:
—три, с твоей точки зрения, лучшие сказки, которые ты сочинил;
—одну работу, которой ты гордишься;
—один рисунок, который ты хочешь, чтобы посмотрели твои товарищи, родители».
Работа над портфолио позволяет дошкольнику все больше и больше становиться субъектом процесса учения, в который входят, наряду с результатом, и процессы оценивания, планирования и рефлексии своего образовательного пути. Работа с портфолио делает воспитанников активными участниками процесса обучения, переносит акцент в оценочной деятельности воспитателя на наблюдение и анализ. Портфолио является мотивирующим фактором, потому что все время демонстрирует прогресс ребенка и показывает, что должен предпринимать воспитатель для дальнейшего продвижения ребенка вперед. Каждый документ или материал является логическим шагом или своеобразным «кирпичиком», позволяющим создать более полную картину о ребенке, мире его интересов и склонностей, увлечений и предпочтений.
Идея портфолио (портфеля/папки достижений) дошкольников, учащихся школы становится в нашей стране все более популярной.
Выводы
— Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс ребенка.
— Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
— Также сбор материала для портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа.
— Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии. Это своего рода папка воспоминаний о дошкольном периоде, в которой на многие года бережно сохранены и систематизированы рисунки, фотографии, грамоты и прочие достижения.
Запомните! Портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
[1] Жестких требований (государственного образца) по формированию портфолио дошкольника на данный момент не существует. И это радует! Есть только рекомендации Министерства просвещения.