Нейроигры как эффективный инструмент развития младших дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.

Дата публикации: 14.02.2024

Статья просмотрена: 823 раза

Библиографическое описание:

Демидкина, М. В. Нейроигры как эффективный инструмент развития младших дошкольников / М. В. Демидкина, Н. В. Залипа. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8976/ (дата обращения: 16.11.2024).



Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука — то еще и согласованность языка;

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.

Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает концентрацию внимания, улучшает координацию, способствует развитию общей и мелкой моторики.

Использование нейропсихологических игр — одно из инновационных направление работы педагогов. Они повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию ребенка.

Поэтому в своей работе я воспользовалась одним из эффективных и интересных инструментов — нейропсихологическая игра.

Нейроигры — это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Теоретическое обоснование:

– В работах ученых В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи.

– Согласно научным доказательствам Л. С. Выготского, А. Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка.

Значит, нейропсихология — это связь работы мозга с происходящими психическими процессами ребенка. Следовательно, нейропсихологические игры и упражнения помогают корректировать психофизиологические нарушения у ребенка.

Гипотеза

Нейропсихологические игры развивают межполушарное взаимодействие и способствуют развитию моторики, координации, улучшают концентрацию внимания дошкольников.

Цель проекта: Создание условий для познавательного развития младших дошкольников.

Задачи проекта:

– Повышать умственную активность: память, внимание, воображение;

– Развитие координации, мелкой и общей моторики, умение ориентироваться в пространстве;

– Работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

– Активизация речи;

– Снятие психоэмоционального напряжения.

Продукт проекта:

В ходе работы над проектом были подобраны нейропсихологические игры и упражнения; подбор наглядного материала, материалов для проведения совместной деятельности.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста

Длительность проекта: проект средней продолжительности

(август- декабрь 2023 г.)

Форма: групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты у младших дошкольников по итогам проекта:

– улучшение памяти, внимания, воображения;

– развитие устной речи;

– улучшение коммуникативных навыков.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (август 2023 г.):
  2. Основной этап (сентябрь- октябрь 2023 г.):
  3. Заключительный этап (декабрь 2023 г.):

Подготовительный этап:

– Изучение методических материалы по теме «Нейропсихология», «нейроигры». Выбор перечня нейроигр и упражнений. Внедрение игр в работу воспитателя.

– Обогащение предметно-развивающей среды происходит в течение всего периода реализации проекта;

– Проведение педагогической диагностики психоэмоционального развития младших дошкольников.

Основной этап:

С детьми проводились игры на развитие внимания, умение действовать по алгоритму, ориентировку на плоскости листа на развитие мелкой моторики рук, развитие межполушарных связей. Игры проводились систематически в спокойной и доброжелательной обстановке. Продолжительность игр — 5–7 минут день. Их можно включать в режимные моменты, в занятия (как разминку или организационный момент), использовать в индивидуальной и групповой деятельности, как переключение с одного вида деятельности на другую.

Игра «Проведи дорожку к…»; «Умные дорожки»; «Нейродорожки».

На шаблоне нужно провести одновременно пальцами обеих рук по дорожкам. Выполнение этого упражнения позволит развивать координацию движений, синхронизировать работу глаз и рук, развивать мелкую моторику, мышление, внимание, активно концентрировать внимание.

На бумаге шаблон зеркальных изображений линий или дорожек.

(От простых дорожек — к более сложным)

Пальчиковая нейрогимнастика

Для детей, у которых плохо развита речь пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т. д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисти рук более гибкой. Сопровождаем такие игры стихами.

Такие игры способствуют развитию речи ребёнка, его общей моторики прекрасно повышают настроение.

«Нейротаблицы на внимание»; «Покажи одновременно»

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, одежда и т. д. Можно играть всей группой или индивидуально с каждым ребенком отдельно.

Нейроигры с массажным мячиком «Су-джок».

Новизна этой игры заключается в использовании в игровой форме шариков-массажеров Су-джок с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состояния детей, при тактильной стимуляции в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

«Нейроладошки»

Ребенок рассматривает картинку, держит свои ладошки над ладошками-шаблонами, называет поочередно цвета, животных и т. д., показывает их соответствующим пальчиком.

С помощью данной игры можно закреплять цвета, геометрические фигуры, счет. Последовательность фигур-заготовок можно менять в произвольном порядке.

Заключительный этап:

Проведена педагогическая диагностика по итогам проекта. По результатам которой у детей улучшилась мелкая и общая моторика, внимание, память. Снизилось психоэмоциональное напряжение.

Повысилась умственная активность. Повысился уровень активности детей, как в самостоятельной, так и в образовательной деятельности.

Таким образом, по итогам реализации проекта можно сделать вывод, что применение нейроигр способствовало развитию моторики, восприятия, памяти и концентрации внимания дошкольников. Цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Литература:

  1. Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Москва, 2003 год
  2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.
  3. Хомская Е. Д. Нейропсихология. Москва, 1987
  4. Цветкова Л. С. «Методика нейропсихологической диагностики детей». Москва, 2000 г.
  5. https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/nejropsihologicheskie-igry-dlya-detej/
  6. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми: Практическое пособие. Москва, 2021
Задать вопрос