Использование ИКТ при работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений в коррекционной группе
Автор: Безукладникова Анастасия Вадимовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 10.02.2024
Статья просмотрена: 83 раза
Библиографическое описание:
Безукладникова, А. В. Использование ИКТ при работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений в коррекционной группе / А. В. Безукладникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8981/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье автор показывает практический опыт использования специально разработанных компьютерных презентаций в работе с детьми с ЗПР на коррекционных занятиях.
Ключевые слова: презентация, дети с ЗПР, элементарные математические представления.
В настоящее время компьютер часто используется в работе с дошкольниками, так как он позволяет создавать на занятиях условия для повышения эффективности процесса обучения.
Новоселова С. Л. и Г. И. Петку, отмечают в своих работах, что компьютер позволяет человеку выйти на новый информационный уровень, это, так называемое «интеллектуальное оружие» человечества [3].
Как показывает практика использование компьютерных технологий помогает улучшить социальную адаптацию, компенсацию нарушенного анализатора, активное стимулирование мышления (творческих функций), формирование и развитие интеллектуальных способностей [1].
Приоритетное применение компьютерных технологий в дошкольном образовании — это коррекция речи и интеллектуального развития.
Проводить такие занятия необходимо в дни с наиболее высокой работоспособностью и активностью (вторник, среда, четверг) раз в день, не более З раз в неделю. Для дошкольников 5–6 лет работа на компьютере не должна превышать 10 мин. [2].
В своей практике активно применяю специально разработанные мультимедийные презентации на занятиях по ФЭМП, направленные на изучение и закрепление математических представлений.
Цель данной статьи представить опыт работы применения специально разработанных презентаций для детей с ЗПР на занятиях по формированию элементарных математических представлениях.
Задачи:
- Мотивировать интерес детей к занятиям по формированию элементарных математический представлений с помощью специально разработанных презентаций.
- Повышать уровень качества образования детей с ЗПР
- Повышать педагогическое мастерство
Для программы коррекционно-развивающей работу мною были разработаны 27 занятий. Темы занятий: Прямой счет в пределах 3, (2 занятия); Обратный счет(3–1),(2 занятия); Число, количество и цифра 3;Получение числа 3; Прямой счет в пределах 4, (2 занятия); Обратный счет(4–1), (2 занятия); Число, количество и цифра 4, Получение числа 4, Прямой счет в пределах 5, (2 занятия); Обратный счет(5–1), (2 занятия); Число, количество и цифра 5, Получение числа 5; Итоговый счет(1–5); Получение чисел 3,4,5(2 занятия); Порядковый счет (1–5)(2 занятия); Сравнение множеств на конкретном материале (на основе пересчета каждого элемента множества), Сравнение множеств на конкретном материале (на основе счетных операций (сложение, вычитание)); Решение задач с открытым результатом(2 занятия); Решение задач с открытым результатом (2 занятия).
Предлагаю рассмотреть конспект занятия по теме: «Прямой счет в пределах 3» и использованием презентации по теме «Прямой счет в пределах 3»
Цели занятия :
- Закрепить умения детей осуществлять пересчет предметов в пределах трех (прямой счет);
- Формировать понятия о числовом ряде;
- Закрепить понятия перед, после, между;
- Закрепить понятия о цвете.
Оборудование: презентация «Прямой счет в пределах «3», карточки с цифрами до 3(10:10 см), разноцветная стрелочка, кружки (красный, черный), машинка с фарами и фонарями, 1 лист А-4 с тремя очертаниями квадратов, в них будут вкладываться разноцветные квадраты, три разноцветных квадрата (красный, синий, зеленый), рисунок конфеты.
Ход занятия
Подготовительная часть
— Здравствуйте, сегодня мы с Вами будем считать до трех. Кто может посчитать от 1 до 3. Давайте вместе. В руках у педагога карточки с цифрами, он перед детьми раскладывает верный числовой ряд на парте (считают вместе). Затем педагог показывает разноцветную стрелочку, кружки и машинку (рассказывает, как можно играть с ними) (основная задача подготовить ребенка, дать начальные представления, к задания в презентации и играм дома). Сегодня к нам в гости придет снеговик. Давайте посмотри на экран.
Основная часть с использованием электронного пособия
— Ребята, смотрите, кто это? (Снеговик). Это снеговик. Он идет на елку, но потерял метлу, шарф и ведро. Давайте поможем ему их найти. Для этого надо будет пройти несколько испытаний, вы готовы? (Да). Давайте посчитаем из сколько деталей (снежных комков) состоит снеговик (один, два, три)?
— 1 испытание. Что вы видите? (метлы) Давайте посчитаем, сколько тут метел? (3), (счет с помощью кружков и стрелочки), (Проговаривалась информация о том, что начинаем всегда считать от черной точки, а заканчиваем счет у красной точки. Для более удобной визуализации давалась разноцветная стрелка). Правильно! Метла снеговика та, которая между желтой и зеленой метлой. Каким цветом метла у снеговика? (ребенок нажимает на правильную метлу, она увеличивается в размере, если не правильно выбрал, то изображение начинает покачиваться(эффекты программы).
— Что вы видите? Каким цветом метлы? Между какими метлами красная метла? Затем появляется машина. Задается вопрос: «Какая метла перед зеленой метлой (красная)? Какая метла перед красной (желтая). Какая метла после желтой (красная), после красной (зеленая)?» (Идет отработка понятий (перед, после) акцент делался на фары и фонари (перед и зад машины). Когда спрашивали что перед, то машина ехала вперед/передом (упор на фары), когда спрашивали, что после, машина ехала назад/задом (упор на фонари),(горизонтальное расположение)
— Наш снеговик нашел свою метлу. Каким она цветом? Теперь давайте найдем ведро. Ведро у снеговика, как у нас шапка. Ведро он носит на голове.
— Что вы видите?(ведра). Давайте посчитаем, сколько тут ведер? (3), (счет с помощью кружков и стрелочки), (Проговаривалась информация о том, что начинаем всегда считать от черной точки, а заканчиваем счет у красной точки. Для более удобной визуализации давалась разноцветная стрелка). Правильно! Ведро снеговика то, которое между зеленым и синим ведром. Каким цветом ведро у снеговика? (ребенок нажимает на правильное ведро, оно увеличивается в размере, если неправильно выбрал, то изображение исчезает (эффекты программы), (вертикальное расположение).
— Наш снеговик нашел свое ведро. Каким оно цветом? Теперь давайте найдем шарф. Но мы немного отдохнем и сделаем зрительную гимнастику (1 мин).
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза. Расслабить мышцы глаз, посмотреть близко/далеко. Повторить 6 раз («Сильно-сильно закройте глаза, а теперь откройте», «Берем карандаш в руку, вытягиваем руку (рука напротив окна или игрушки). Просим посмотреть на карандаш, затем на окно или игрушку»).
- Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз и зафиксировать взгляд на счет 1–3. Повторить 3 раза. Могут быть сложности с выполнением инструкции (посмотри направо и т. д.) для этого делаем красную стрелку на листе А-4 и указываем ей направления.
— Что вы видите?(шарфы). Давайте посчитаем, сколько тут шарфов? (3), (счет с помощью кружков и стрелочки), (Проговаривалась информация о том, что начинаем всегда считать от черной точки, а заканчиваем счет у красной точки. Для более удобной визуализации давалась разноцветная стрелка). Правильно! Шарф снеговика тот, который после желтого. Каким цветом шарф у снеговика? (ребенок нажимает на правильный шарф, он увеличивается в размере, если неправильно выбрал, то изображение исчезает (эффекты программы), (расположение наискосок).
— Наш снеговик нашел свой шарф. Каким он цветом? Теперь мы идем на елку, но нужно пройти три игры.
—(1 игра) Давайте посмотри, что тут нарисовано. Большое синее ведро, маленькое красное ведро, синяя метла, синий/красный шарфы. Задание: найдите предметы синего цвета (правильно-увеличивается в размере, неправильно- исчезает.
— Что вы видите (синий цвет: ведро, метла, шарф)? Между какими предметами синяя метла? Давайте посчитаем, сколько тут предметов синего цвета? (3), (счет с помощью кружков и стрелочки). Между какими картинками синяя метла? Затем исчезает стрелка и кружочки, а появляется машина. Задается вопрос: «Какая картинка перед шарфом (метла)? Перед метлой (ведро)? После ведра (метла), после метлы (шарф)? (Идет отработка понятий (перед, после) акцент делался на фары и фонари (перед и зад машины). Когда спрашивали, что перед, то машина ехала вперед/передом (упор на фары), когда спрашивали, что после, машина ехала назад/задом (упор на фонари), расположение наискосок разных предметов
— Появляется снеговик и первая стрелка. Инструкция: Снеговик идет к елке по стрелочкам и разноцветным кружкам. Появляется первый кружок (1 красный). Давайте посчитаем (один). Затем появляется стрелка и два желтых кружка. Давай посчитаем сколько желтых кружков (один, два). Появляется стрелочка и три зеленых кружка. Дети считают (один, два, три). После нажатия мышки высвечиваются стрелка и елка. Ура! Снеговик нашел елку.
— На слайде снеговик, елка и три подарка под ней. Давайте посчитаем подарки (один, два, три).
Выполнение зрительно-двигательная гимнастики.
Игра «Вот такие мы»
Заключительная часть.
— Вы сегодня молодцы! Помогли снеговику найти шарф, ведро, метлу и елку с подарками, а еще считали до трех. Давайте еще раз посчитаем (всем вместе считают).
Литература:
1 Никольская И. А. Информационные технологии в специальном образовании: учебник для. студ. учреждений высш. проф. образования// Никольская И. А. — М.: Издательский центр «Академия», — 144 с., 2011.
2 Никольская И. А. Новые возможности компьютера/ ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья// Никольская И. А. — Здоровье детей — № 6. — С.38–41, 2012.
3 Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. — М.: Новая школа. — 128 с., 1997.
Похожие статьи
Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями
В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.
Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями
В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.
Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада
В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.
Изотерапия как аналог графической речи в коррекционной работе ДОУ
В статье авторы освещают приемы коррекционного воздействия с помощью рисования на детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности.
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР
В статье авторы делятся своей находкой по использованию каплеграфии в коррекционно-развивающей деятельности, как одного из методов развития высших психических функций у детей с ЗПР.
Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ
В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Похожие статьи
Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями
В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.
Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями
В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.
Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада
В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.
Изотерапия как аналог графической речи в коррекционной работе ДОУ
В статье авторы освещают приемы коррекционного воздействия с помощью рисования на детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности.
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР
В статье авторы делятся своей находкой по использованию каплеграфии в коррекционно-развивающей деятельности, как одного из методов развития высших психических функций у детей с ЗПР.
Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ
В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.