Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников и чувства сопричастности к культурному достоянию страны через музыкально-театрализованную деятельность
Авторы: Тенькова Светлана Сергеевна, Дудецкая Лилия Александровна, Батмановская Татьяна Владимировна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 21.02.2024
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Тенькова, С. С. Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников и чувства сопричастности к культурному достоянию страны через музыкально-театрализованную деятельность / С. С. Тенькова, Л. А. Дудецкая, Т. В. Батмановская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9000/ (дата обращения: 16.11.2024).
Любовь к Родине, патриотизм во все времена в российском государстве были чертой национального характера, в силу последних событий проблема патриотического воспитания, воспитания высших чувств стала приоритетной в государственной политике в области образования. Так, с 01.09.2023 г. вступила в силу Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Данная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: а именно: «воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами».
Музыкально-театрализованная деятельность как раз дает возможность сформировать у ребенка-дошкольника отношение ответственности и чувства уважения к истории и культуре своей страны, воспитание чувств гордости за свою страну, за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке, поэтому в песенном репертуаре возрастных групп присутствуют песни как: «Маме улыбаемся»: муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой, «Подарок маме», муз. А. Филипенко, сл. Т. Волгиной, «Песенка про бабушку» музыка М. Парцхаладзе и др.
Через музыкально-театрализованную деятельность у дошкольников систематизируются и патриотические представления, совершенствуется опыт нравственного поведения, поскольку воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование высших чувств. Нельзя не отметить тот факт, что духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста базируется на приобщении детей к культурному наследию своего народа.
Наш детский сад № 39, а теперь уже дошкольное отделение МОУ СОШ № 15, никогда не прерывало работу в данном направлении. Одна из задач, которая была поставлена нами: воспитание любови и уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей и чувства собственного достоинства, а также толерантного отношения и к представителям других наций, ведь Россия — многонациональное государство. Реализация данной задачи достигается путем включения в деятельность музыкальных игр разных народов, проживающих на территории России. Дети с удовольствием играют в такие игры, как татарские народные игры «Тимербай», «Продай горшок», игры народов Кавказа «Эй, джигиты!», русская народная игра «Плетень» и т. д. Через слушание музыкальных произведений «Ах, ты береза» (русск. нар. песня), «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой у дошкольников не только развиваем интерес к музыке, желание ее слушать, но и обогащаем музыкальные впечатления детей, формируем нравственно-патриотические чувства.
Рис. 1. Утренник, посвященный празднованию Дня народного единства.
На музыкальных занятиях, в детских театрализованных постановках, мы стараемся развивать в детях эмоционально-ценностное отношение к родному краю, стране, в которой живем, воспитываем бережное отношение к достопримечательностям родного города. Пусть еще пока многие впечатления будут недостаточно осознаны детьми, но пропущены через детское восприятие, в дальнейшем они сыграют немаловажную роль в становлении личности патриота. «Есть в городе нашем улиц немало…», «Наш Подольск так хорош».
Произведения для инсценирования нами отбираются по содержанию, музыка используется как классическая, так и народная, современных авторов в соответствии с рекомендациями Федеральной образовательной программы. Важно помнить, что музыка должна быть высокого художественного смысла и глубоко чувственной мелодичной линии. (муз. П. И. Чайковский, сл. А. Плещеева «Зима», цикл произведений П. И. Чайковского «Времена года», М. Глинка «Жаворонок», М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».
Рис. 2. Знакомство с творчеством русских композиторов
Развиваем у детей интерес к устному народному творчеству, посредством исполнения русских народных песен, танцев (хоровод «Березка»). Создаем у дошкольников эмоциональный настрой через ознакомление с народными танцами, инсценировками, хороводами. «Где был, Иванушка?» «Во деревне то было, в Ольховке». А как иначе? Ведь Россия изначально страна песенной культурной традиций. В реализации задач регионального компонента включаем песни о родном крае. Инсценируем песни гражданско-патриотической направленности. (Это все Россия — родина моя»). Флешмоб «Вперед, Россия!).
Рис. 3. Хоровод «Берёзка»
Формируем творческое воображение детей посредством музыкально-театрализованных постановок. «По-щучьему велению», «Сказание о земле Подольской». Познавательный интерес к традициям русской культуры совершенствуем через проведение тематических и интегрированных занятий, тематических праздников: фольклорный праздник «Ярмарка».
В Федеральной образовательной программе рекомендованы к разучиванию и исполнению следующие песни нравственно-патриотического содержания: «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева, «Праздник Победы» муз. М. Парцхаладзе, «Песня о Москве» муз. Г. Свиридова.
Иногда перерабатываем предложенные тексты, сценарии, дополняем их картинами решения нравственных вопросов.
Важно отметить, что для реализации данного вида деятельности мы соблюдаем следующее:
— поэтапное включение детей в деятельность;
— реализация индивидуально-дифференцированного подхода к личности ребенка;
— использование игровых форм.
Долгое время мы становились призерами и победителями Всероссийского конкурса музыкально-театрализованных постановок ССИТ. На конкурс представлялись постановки, посвященные юбилейным датам русской истории, литературы, музыки. Так, музыкально-литературная постановка по сказкам А. С. Пушкина позволила окунуться дошкольникам в картины русского быта, ощутить образность русской речи, понять нюансы русской души, а самое главное, уже с малых лет объяснить детям, что А. С. Пушкин — наше национальное культурное достояние.
Вот уже два года мы как МОУ СОШ № 15. Первое наше совместное мероприятие было посвящено празднованию Дня Победы. На базе дошкольного отделения была проведен праздник на тему «Поклонимся великим тем годам», в котором приняли участие дошкольники старших групп, ученики первого и четвертого классов, педагоги дошкольного отделения и учителя школы. На мероприятии звучали стихи и песни о подвиге русского народа в период Великой Отечественной войны. День Победы близок и понятен детям. Поскольку реализует достаточно простую, ясную идею: противостояния добра и зла и финальной победы добра. Наша задача, как педагогов, заключается в создании условий для воспитания в детях уважения к памяти предков-участников Великой Отечественной войны, в формировании знаний о героическом подвиге русского народа через музыкально-творческую деятельность, инсценирование литературных произведений. «Кто был на войне?», «Смуглянка». Мы приняли участие в фестивале, в конкурсе «Мы о войне стихами говорим», где заняли первое место.
Рис. 4. Участники фестиваля «Театр военной песни»
Мы продолжаем формировать у дошкольников не только представления о своей стране, о малой родине, но и знакомим детей с государственными праздниками. Так, в конце октября 2023 г. в старше-подготовительной группе состоялся осенний праздник. В сценарий, помимо осенней тематики, было включено исполнение песен о родине, о красоте русской осенней природы. События плавно перешли в повествование основных действий, связанных с историей возникновения праздника «День народного единства». Вовлечение интерактивных средств обучения позволили детям и родителям рассмотреть иллюстрации Минина и Пожарского, памятник на Красной площади, а главное, дети обобщили представления о том, что Россия — огромная многонациональная страна, сила России — в ее единстве. В ходе утренника дети рассказывали стихи, играли в музыкальные игры народов России, танцевали танцы, исполняли песни. Нам приятно, что родители активно откликнулись при подготовке к утреннику: приняв участие в изготовлении костюмов, с пониманием отнеслись к распределению ролей (ведь на праздник пожаловали татары, джигиты с Кавказа, но и конечно же — русские).
В заключении хочется сказать, что роль праздников и музыкально-театрализованных представлений сводится не только к развитию эмоциональной сферы дошкольников, а создает возможность формировать основы общей музыкальной культуры, приобщает к истокам русского народного искусства, традициям народа и укладом жизни.
Мы не останавливаемся на достигнутом: в дальнейшем у нас состоятся такие мероприятия, как тематические занятия «День неизвестного солдата» и праздник «Поклонимся великим тем годам» (слушание произведения «У Кремлевской стены» и другие произведения о героях Великой Отечественной войны), музыкально-литературный праздник «О героях былых времен», музыкальная программа «Битва хоров», посвященная Дню защитника Отечества, фольклорный праздник, посвященный масленице, детский музыкальный флешмоб ко Дню независимости России и т. д.