Карточки Монтессори как одна из форм подготовки старших дошкольников к чтению и письму
Авторы: Мизинова Светлана Александровна, Варламова Ольга Александровна, Зимукова Татьяна Ивановна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 15.02.2024
Статья просмотрена: 37 раз
Библиографическое описание:
Мизинова, С. А. Карточки Монтессори как одна из форм подготовки старших дошкольников к чтению и письму / С. А. Мизинова, О. А. Варламова, Т. И. Зимукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9001/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается как упражнения и игры с шершавыми буквами помогают дошкольнику усвоить понятия «буква-звук», готовит руку к письму и способствует подготовке к чтению.
Ключевые слова: карточки Монтессори, подготовка к чтению, сенсорное восприятие, буква, звук.
Ребенок исследует мир и познает его с помощью чувств.
Карточки Монтессори позволяют ребенку открыть для себя каждую букву сразу тремя чувствами: зрение — видит букву, осязание — дотрагивается до нее, слух — слышит звук, который соответствует этой букве и сам его произносит.
Данное пособие можно использовать в играх разного уровня сложности: от совсем простых, при первом знакомстве с шершавыми буквами, до сложных.
В комплект входит 17 двусторонних карточек с шершавыми буквами и сборник с 20 занятиями по подготовке ребенка к чтению и письму. Формат карточек: 17х20, высота буквы 8 см. Гласные на красном фоне, согласные — на синем. Буквы белые, прописные. Все уложено в коробку, где есть ленточка, потянув за которую можно достать буквы.
Данное пособие затрагивает пять образовательных областей:
Социально-коммуникативную: развивает умение ребенка общаться и взаимодействовать с педагогом, учит самостоятельно выполнять задания, достигать поставленных целей, формирует умение находить буквы и предметы по названию.
Познавательную: учит запоминать и узнавать буквы, обозначающие определенные звуки, находить эти звуки в словах, названиях игрушек и других предметах, развивает воображение и творческую активность.
Речевую: развивает речь ребенка (как средство общения), фонематический слух, обогащает активный словарь.
Область художественно-эстетического развития (рисование): рисование букв на манке, доске и, придуманных животных, на бумаге.
Область физического развития: формирует потребность в двигательной активности, закрепляет умение детей выполнять действия по команде педагога, развивает мелкую моторику рук, формирует правильную осанку.
Задачи, решающие при работе с карточками Монтессори:
Образовательные: ознакомление ребенка с графическими символами, обозначающими звуки речи, буквами: почувствовать направление письма буквы, связать форму буквы с её звучанием, научить познавать окружающий мир, а также правильно понимать его, заложить основу для дальнейшего обучения чтения и письма.
Развивающие: развитие в ребенке желания научиться писать и читать, концентрации внимания и мелкой моторики, тренировка координации движений, закрепление тактильных чувств (при работе с закрытыми глазами), развитие слуха.
Воспитательные: воспитание интереса к чтению и письму, положительного отношения к труду, аккуратности, при работе с шершавыми буквами и другими материалами. Воспитание сплочения детского коллектива и межличностных отношений «педагог-ребенок-ребенок»
Этапы обучения:
- Подготовка руки (подготовительный этап);
- Ощупывание букв;
- Составление слов;
- Письмо
Ребенок начинает читать тогда, когда самостоятельно может составлять слова из букв. После слов, переходят к фразам и предложениям, от печатного шрифта — к рукописному.
I .Подготовительный этап (подготовка руки) — всоответствии с этапами освоения чтения, подобраны упражнения от простых к сложным.
«Обводить пальцем» ( на листах бумаги, толстым фломастером, начерчены вертикальные, горизонтальные, ломаные линии и геометрические фигуры, графически близкие к буквам: спирали, круги, дуги, зигзаги и т.д). «От точки к точке» ( ребенок выбирает любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению). «Рисование пальцем на манной крупе» (пальцем на манной крупе рисовать простые рисунки: рожицу, солнышко, цветочек и т. д.)
II .Ощупывание букв
«Трогаем шершавые буквы» (сначала ставим перед ребенком коробку с шершавыми буквами, показываем и называем все предметы, которые участвуют в игре, и рассказываем, что мы с ними будем делать. (Например, «Это шершавые буквы. Мы будем обводить их пальцем и называть»). Затем, вынимает одну табличку (Например, с буквой «А»). Педагог показывает ребенку, как можно двумя пальцами обвести букву (средним и указательным) Ребенок повторяет это движение и называет букву.)
«Нарисуй три буквы» (садимся за стол рядом с ребенком. Выбираем три буквы, значительно отличающиеся по звучанию и форме (Например, «С», «О», «М»). Кладём одну из карточек перед собой. Обводим её двумя пальцами одной руки (указательным и средним), придерживая карточку другой рукой. Называем вслух звук, обозначающий букву.(Например, не «СЭ», а «С»). Затем, предлагаем ребенку сделать то же самое. Таким образом, обводятся все три буквы. Через несколько дней, проводим трёхступенчатое занятие с изученными буквами: Раскладываем на столе три карточки с буквами. Ребенок обводит двумя пальцами букву не только на карточке, но и повторяет это движение в воздухе и произносит звук. Перемешиваем эти три буквы. Просим малыша показать и обвести одну из букв.(Например, покажи «О»). Показывая на одну из карточек, спрашиваем: «Какая это буква?». Для усложнения: добавляем новые буквы, чередуя с известными. Проговариваем слова, начинающиеся с изученного звука. Предлагаем ребенку придумать другое слово, начинающееся на этот звук.)
«Рисование букв на манной крупе или песке» ( кладём шершавую букву рядом на поднос с манной крупой, чтобы ребенок мог смотреть на букву, трогать ее. Педагог предлагает ребенку нарисовать букву на манной крупе. После этого, можно нарисовать другую букву).
«Рисование букв на доске» (педагог предлагает ребенку нарисовать буквы мелом на доске. Ребенок берет шершавую букву (Например, первую букву своего имени). Сначала обводит ее пальцами (указательным и средним), а потом, рисует ее на доске мелом).
«Звуки буквы и картинки» (ребенок выбирает один звук и берет шершавую карточку с буквой, обозначающей этот звук. Проводит по ней пальцами и произносит звук «А-А-А» Педагог вынимает из конверта картинки с изображением предметов, названия, которых начинаются на «А» (ананас, апельсин, арбуз). Педагог предлагает ребенку обвести еще раз эту букву, произнести звук и приложить шершавую букву к картинкам).
«Буквы и картинки» — учим находить данный звук в словах (ребенок выбирает шершавую букву. Кладет перед собой конверт с карточками (картинками), выкладывает на стол картинки. Затем, подбирает картинки, на которых изображены предметы, названия которых начинаются на нужный звук).
«Дойди до буквы» — утончение тактильного чувства, изучение алфавита через тактильные ощущения, подготовка к чтению и письму, соотнесение звука и его символа-буквы (разложивна полу несколько шершавых букв, педагог просит ребенка дойти на цыпочках до буквы «Т» и назвать ее, положить ладони на букву «И», допрыгать на одной ножке до буквы «С», как «лягушка» допрыгать до буквы «О» и т. д.)
«Найди шершавые буквы» (педагог прячет в группе 3–4 шершавые буквы и просит детей найти их. Когда дети находят все буквы, педагог просит найти и назвать все предметы в группе, названия которых начинаются на эти звуки, соответствующие этим буквам).
«Узнай буквы» ( ребенок закрывает глаза и ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать их).
«Безумные ассоциации» (педагог предлагает ребенку выбрать одну картинку или предмет (игрушку:носорог), просит назвать, что он выбрал и на какой звук начинается это слово. Ребенок находит шершавую букву, обозначающую этот звук, и проводит по ней пальцем. Затем, вспоминает другие слова на этот звук и записывает их на листе бумаге. После этого, педагог предлагает ребенку выбрать из этого списка одно слово, которое забавно бы сочеталось со словом с картинки (носорог). Например, слово- нытик.Педагог просит ребенка закрыть глаза и представить такого носорога-нытика, а затем, нарисовать его на бумаге).
«Сочиняем сказки» (можно придумать маленькие рассказы про приключения букв, волшебные картинки, которые помогают преодолеть все препятствия. (Например, ребенок обводит пальцем букву «О».Педагог говорит: «На пути у наших героев озеро. Как же им через него переплыть? Позовем на помощь волшебную букву «М» и составим слово «МОСТ» и т. д.)
«Как говорят животные ( ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем, берет по одной карточки, из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. (Например, утка — кря, кошка — мяу и т.д).
И так,упражнения и игры с шершавыми буквами помогают ребенку усвоить основные понятия, открыть для себя соответствие «буква- звук», соединить их, в своем сознании, с очертаниями букв, развивают аналитическое мышление, логику. Данное пособие не только готовит руку ребенка к письму, развивает мелкую моторику, но и способствует подготовке к чтению.
Похожие статьи
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму
Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.
Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги
В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»
В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».
Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников
В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука.
Роль коррекции в тандемном обучении
В статье авторы рассматривают способы исправления ошибок в тандемном обучении. Описываются различные формы коррекции в речи и формы работы с различными дидактическими материалами.
Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка
В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.
Обучаем, играя
В статье рассматривается проблема подготовки дошкольников к свободному речевому общению через дидактические игры и упражнения.
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Лесные жители»
Данный конспект составлен с использованием интеллект-карты. Метод интеллект-карт, был создан американским ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это «карты ума». В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагог...
Принципы обучения, направленные на формирование предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме принципов обучения, при формировании предпосылок письма у детей дошкольного возраста. В статье автор указывает на принципы, которые способствуют формированию графомоторного навыка.
Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы
В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.
Похожие статьи
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму
Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.
Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги
В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»
В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».
Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников
В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука.
Роль коррекции в тандемном обучении
В статье авторы рассматривают способы исправления ошибок в тандемном обучении. Описываются различные формы коррекции в речи и формы работы с различными дидактическими материалами.
Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка
В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.
Обучаем, играя
В статье рассматривается проблема подготовки дошкольников к свободному речевому общению через дидактические игры и упражнения.
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Лесные жители»
Данный конспект составлен с использованием интеллект-карты. Метод интеллект-карт, был создан американским ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это «карты ума». В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагог...
Принципы обучения, направленные на формирование предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме принципов обучения, при формировании предпосылок письма у детей дошкольного возраста. В статье автор указывает на принципы, которые способствуют формированию графомоторного навыка.
Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы
В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.