Особенности организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития ребенка — детском саду
Авторы: Московская Наталья Павловна, Тупикина Наталия Васильевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 22.02.2024
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
Московская, Н. П. Особенности организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития ребенка — детском саду / Н. П. Московская, Н. В. Тупикина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9018/ (дата обращения: 18.12.2024).
Описываются характерные особенности образовательного процесса патриотической направленности и практическая значимость исследования в разработке модели организации образовательного процесса патриотической направленности. Описаны условия реализации модели.
Ключевые слова: образовательный процесс, дошкольники, патриотизм, детский сад, модель.
Актуальность исследования . В целях укрепления духовно-нравственных и патриотических основ российского общества, а также совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, вышло постановление Президента РФ, для исполнения которого необходима подготовка предложений по реализации программ, направленных на совершенствование патриотического воспитания детей, на сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Целевой раздел Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее — ФОП ДО) одной из целей ставит приобщение дошкольников к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, прежде всего — это жизнь, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, крепкая семья, приоритет духовного над материальным, гуманизм, коллективизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) определяет ряд требований к содержанию программы дошкольного образования, где одним из требований является обеспечение патриотического воспитания дошкольников, формирование гражданской идентичности, усвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе.
Степень разработанности проблемы
Вопросам патриотического воспитания детей дошкольного возраста посвящены труды многих авторов.
В диссертационном исследовании Л. В. Кукуева рассматривает процесс патриотического воспитания и его успешность через усиление нравственного компонента и учет «…принципа приоритетности регионального культурного наследия» [2].
Педагоги В. И. Шабалина, Н. М. Василенко, Е. А. Стативко поднимают вопрос об актуальности воспитания культурной, духовной и нравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы на основе инновационных форм и методов [3].
Авторы Т. Ю. Безручкина, А. В. Маяцкая, М. Г. Шанкулашвили, Э. Г. Шатикова описывают деятельность воспитателя детского сада, считая главной задачей «…воспитать у ребенка любовь к родной природе и научить видеть и чувствовать красоту природы» [1].
Интересным и практико — ориентированным является исследование О. А. Шальневой. Автором разработана модель патриотического воспитания, которая представлена в виде «…целостной системы целевого, методологического, методического, содержательного и результативно оценочного блоков» и раскрывает педагогические условия [4].
На основе изученной литературы была сформулирована цель исследования — организация образовательного процесса патриотической направленности в центре развития ребенка — детском саду.
Для достижения цели была разработана модель организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития — детском саду
Модель имеет следующую структуру: цель, формы образовательной деятельности патриотической направленности (презентация символов р. п. Таловая, Воронежской области, России; тематические мероприятия и праздники; экскурсии к памятникам; разучивание стихов и песен о Родине и любви к Отчизне; непосредственная образовательная деятельность; посещение реальных и виртуальных краеведческих музеев, и музеев боевой славы); педагогические условия организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития ребенка — детском саду (создание развивающей предметно-пространственной среды (патриотический центр, литературный центр, «Бессмертный полк»); проведение патриотических конкурсов (чтецов, песенный, рисунка, поделки и др.); организация воспитательной деятельности как средства выражения чувств и эмоций (концерты, выступления); принципы патриотического воспитания (принцип субъективности; возрастной подход; принцип реализации регионального компонента; метричность); результат: социальное чувство, осознанная любовь к родному краю, привязанность к Родине, преданность семье, любовь к традициям России.
К мероприятиям привлекались родители (законные представители) воспитанников. Наибольшей популярностью пользуется участие в «Бессмертном полку». Дошкольники вместе со взрослыми готовят портреты воинов, изучают историю Великой Отечественной войны. Стало традицией в бессмертном полку нести портреты погибших солдат в специальной военной операции.
Рис. 1. Модель организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития — детском саду
Таким образом, характерной особенностью патриотического воспитания дошкольников является то, что патриотизм призван дать новый импульс духовному развитию ребенка. Благодаря разнообразию форм и методов педагогической работы в детском саду есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Педагоги нашего детского сада делают все для того, чтобы вырастить настоящего гражданина и достойного человека с уважительным и трепетным отношением к своим истокам, к своей Родине.
Литература:
- Безручкина, Т. Ю. Формирование чувства патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста / Т. Ю. Безручкина, А. В. Маяцкая, М. Г. Шанкулашвили, Э. Г. Шатикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 20–28. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97730/ (дата обращения: 20.02.2024)
- Кукуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Дисс...канд. пед. наук. — Ярославль, 2002. — 228 с.
- Шабалина, В. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы / В. И. Шабалина, Н. М. Василенко, Е. А. Стативко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 245–248. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56406/ (дата обращения: 20.02.2024).
- Шальнева, О. А. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности / О. А. Шальнева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 10–13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8731/ (дата обращения: 20.02.2024).
Похожие статьи
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...
Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников
Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...
Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...
Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду
В статье описывается система современных взглядов, принципов и приоритетов по патриотическому воспитанию дошкольников, Сформулированы теоретические основы и принципы патриотического воспитания, направления деятельности и роль педагогов. Представлена ...
Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся
В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.
Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников
В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду. Рассмотрены различные подходы к проблеме. Обоснована и практически доказана необходимость образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении. О...
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Похожие статьи
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...
Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников
Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...
Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...
Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду
В статье описывается система современных взглядов, принципов и приоритетов по патриотическому воспитанию дошкольников, Сформулированы теоретические основы и принципы патриотического воспитания, направления деятельности и роль педагогов. Представлена ...
Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся
В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.
Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников
В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду. Рассмотрены различные подходы к проблеме. Обоснована и практически доказана необходимость образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении. О...
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...