Инновационные игровые методы в коррекционно-развивающей работе
Авторы: Борутто Елена Александровна, Раздобудько Мария Львовна, Миронова Татьяна Сергеевна, Сидорова Диана Нодариевна, Баранова Светлана Михайловна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 23.02.2024
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Инновационные игровые методы в коррекционно-развивающей работе / Е. А. Борутто, М. Л. Раздобудько, Т. С. Миронова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 43-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9023/ (дата обращения: 16.11.2024).
Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю»
Конфуций
Игра по праву заняла в практике отечественных дошкольных учреждений важное место. Сейчас уже нет нужды доказывать, что она имеет большое значение для всего хода развития детей в дошкольном возрасте.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают. В игре формируются навыки конструктивного общения с взрослыми и сверстниками, дети обучаются способам успешного социального взаимодействия. Корректируются личностные особенности с помощью стимуляции умственного, эмоционального и психомоторного развития ребенка в их единстве. Все эти задачи решаются через основной вид деятельности, через игровую деятельность дошкольника.
Игра «Спрячь в баночке»
Цель: Закрепление знаний детей о геометрических фигурах, цвете и порядковом счете и их правильно их называть. Умение удерживать словесную инструкцию в ходе работы над заданием. Развитие моторики.
Оборудование: 5 картинок баночек с разноцветными крышками, геометрические фигуры разного цвета (круг, квадрат, треугольник), карточки с цифрами. Набор цветных мишек и пинцет.
Содержание: Перед ребёнком выкладываются картинки баночек, под которыми кладется карточка с цифрой. Ребенку предлагается положить в баночку с определенным цветом, то количество геометрических фигур, которое показывает картинка под баночкой. Например: «Положи в банку с синей крышкой 5 красных кругов. Сколько ты положил? сколько всего в баночке?». У ребенка нужно обязательно спросить итоговое число предметов, которое он положил в банку.
|
|
Игра «Графический диктант с конструктором»
Цель: Развитие пространственных представлений, слухового и зрительного внимания.
Оборудование: набор разноцветного конструктора (кубики), основа с отверстиями (100 отверстий)
Содержание: Перед началом игры на поле ставится исходная точка (кубик). Ребенку предлагается внимательно слушать инструкцию педагога и ставить кубик согласно инструкции. Например: «Один кубик вниз, один кубик вниз, два кубик вправо, один кубик вниз и т.д.). Также возможна и другая игра. Инструкция на чередовании кубиков разного цвета.
|
|
Игра «Разложи пушинки как у меня»
Цель: Развитие пространственных представлений, слухового и зрительного внимания.
Оборудование: набор шариков-пушинок, 2 одинаковых поля с отверстиями.
Содержание: Перед ребенком ставится заполненное шариками-пушинками поле. Ребенку надо на своём поле выложить шарики в том же положении. Возможно, выкладывать шарики-пушинки по инструкции педагога, а также двумя руками.
|
|
Игра «Геометрическая раскраска»
Цель: Развитие пространственных представлений, графомоторных навыков.
Оборудование: набор цветных деревянных геометрических фигур, шаблоны рисунков.
Содержание: 1. Перед ребенком кладется рисунок шаблон, на котором нарисованы хаотично геометрические фигуры либо образ какого-либо предмета и предлагается раскрасить геометрические фигуры согласно их цвету и величине. 2. Ребенок при раскладке сам соотносит фигуру на листе с деревянной фигурой при раскладке.
|
|
Игра «Магнитные бубенцы»
Цель: Закрепление слитного послогового чтения.
Оборудование: магнитный жезл, бубенцы, планшет.
Содержание: Ребёнку даётся задание провести магнитным жезлом с обратной стороны планшета от заданной буквы к другой букве по дорожке. Читаем слитно не допуская чтение слогов побуквенно (тянем первый звук до второго звука, не разрывая дорожки)
|
|
Игра «Звуковые часики»
Цель: Закрепление навыка переключения со звука на звук, посредством визуализации.
Оборудование: часы, на которых цифры заменены на буквы (согласные, гласные)
Содержание: Данная игра предназначена для детей, испытывающих сложности переключения с одного звука на другой. Согласно движению стрелки ребёнок называет звук и зрительно видит последовательность, ритм и быстро переключается.
Игра «Гномики-помощники»
Цель: Обучение послоговому чтению
Оборудование: комплект разноцветных гномиков, карточки слогов.
Содержание: Ребёнку предлагается инструкция: «Перед тобой лежат карточки со слогами, на которых стоят гномики разного цвета. Я буду называть цвет гномика, а ты должен сказать тот слог, на котором стоит гномик данного цвета. Наши гномики помогут нам составить слова»
|
|
Игра «Завтрак у гномиков»
Цель: Автоматизация звука «Р».
Оборудование: комплект разноцветных гномиков, различного размера тарелочки и шарики, деревянная ложка.
Содержание: Ребёнку предлагается накормить гномиков шариками мороженого разных размеров и цветов с помощью ложки, с проговариванием всех действий и цветов. Например, «Я коРмлю завтРаком кРасного гномика, большим (сРедним, маленьким) шаРиком моРоженого и т. д».
|
|
Игра «Гномики играют»
Цель: развитие пространственного мышления
Оборудование: комплект разноцветных гномиков (4 шт.), игрушка Уточка
Содержание: По центру ставим игрушку (уточку), гномики расставляются справа — слева, сверху — снизу по отношению к уточке. Ребёнку предлагается показать и назвать гномика, который находится справа (слева) от утки одной правой (левой) рукой, сверху (снизу) двумя руками одновременно.
|
|
Цель: Развитие зрительной памяти, внимания, пространственной ориентировки на листе, графических навыков.
Оборудование: Звоночки четырех основных цветов, лист в клетку/карандаш, разлинованный планшет/маркер
Содержание:
Педагог расставляет звоночки перед ребенком на столе в виде ромба: наверху, внизу, слева и справа. Уточняем их расположение и предлагаем запомнить. Далее ребенок действует по памяти без зрительного подкрепления.
Инструкция: «Я назову цвет и позвоню в звонок. Вы по названному цвету вспомните направление, а по количеству звонков отсчитаете нужное количество клеток и выполните графический узор».
|
|
Игра «Красный, желтый, синий, зеленый»
Цель: Развитие памяти, внимания, переключения, представлений об окружающем мире.
Оборудование: Звоночки четырех основных цветов, карточки с картинками по обобщающим понятиям.
Содержание: Педагог расставляет звоночки перед детьми и закрепляет за каждым цветом определенную обобщающую группу. Например, зеленый — транспорт, синий — одежда, красный — цветы, синий — животные. Игра может проводится как с наглядным материалом, так и без него.
Инструкция: Назовите предметы, относящиеся к определенной группе в том порядке, в котором я нажму на звоночки.
Нажмите на звоночки в том порядке, в котором я назову предметы, относящиеся к той или иной обобщающей группе.
Игра «Домики»
Цель: Развитие слухового внимания, математических представлений, пространственной ориентировки на листе, графических навыков.
Оборудование: Звоночки четырех основных цветов, лист в клетку/карандаш, разлинованный планшет/маркер
Содержание: Педагог расставляет звоночки перед детьми на столе и нажимает на каждый из них от 1 до 9 раз. Дети слушают и обводят в вертикальном направлении столько клеток на листе или планшете, сколько раз прозвонит каждый звонок. На листе ребенка появляются домики разной этажности.
Инструкция: Нажми на звоночки от самого низкого домика до самого высокого; Нажми на звоночки от самого высокого домика до самого низкого;
Сравни самый высокий домик и самый низкий. На сколько больше в нем этажей? Позвони в звоночек, соответствующего цвета большего дома.
Игра «Домики Мемори — найди одинаковые»
Цель: Развитие внимания, пространственной ориентировки, памяти, закрепление образа букв (гласных и согласных) и слогов, закрепление образа цифр.
Оборудование: Доска с ячейками и домиками — деревянная. Карточки с парами гласных и согласных букв, цифр, слогов.
Содержание:
Инструкция 1. Ребенку предлагается одновременно двумя руками открыть два любых домика. Под домиками появится буквы. Ребенку предлагается запомнить расположение этих букв и далее надо постараться открыть одновременно две одинаковые буквы. Итог игры, все домики открыты правильно. Такая же инструкция с цифрами и слогами.
Инструкция 2. Ребенку предлагается одновременно двумя руками, беря домики, закрыть одинаковые 2 буквы (гласные или согласные) или цифры. Такая же инструкция со слогами.
Игра «Разложи вкладыши по схеме»
Цель: Развитие пространственных представлений, слухового и зрительного внимания.
Оборудование: набор вкладышей, поле с отверстиями, карточки-схемы.
Содержание: Перед ребенком кладется карточка-схема, согласно этой схеме ребенок должен двумя руками одновременно разложить вкладыши на поле. Возможно, выкладывать по инструкции педагога.
Игра «Найди дорогу по схеме со стрелочками»
Цель: Развитие пространственных представлений, зрительного внимания, умение ориентироваться на листе.
Оборудование: набор стрелочек разного цвета, набор цветных карандашей, согласно цветам стрелочек, поле со стрелочками, карточки-схемы.
Содержание:Инструкция 1. Перед ребенком кладется карточка-схема, согласно этой схеме ребенок должен раскрасить стрелочки и пройти дорожку. На листе обязательно ставится начальная и конечная точка.
Инструкция 2. Перед ребенком кладется карточка-схема (стрелочки), согласно этой схеме ребенок должен раскрасить стрелочки.
Литература:
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
- Бондаренко А. К. «Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду». М.: Московский Государственный педагогический институт, 2015.
- Выготский Л. С. «Психология развития ребёнка» — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.
- Выготский Л. С. «Развитие высших психических функций» — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.
- Петрова Е. В., Дроздова В. М., Кузнецова И. А., Бартенева Е. В., Сергеева Н. А. «Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития». Серия «Готовимся к школе». — М.: Школьная Книга, 2013.