ООД Познавательное развитие (ознакомление с предметами с предметами окружения) «Свойства воздуха»
Авторы: Майбородина Наталья Николаевна, Халикова Наталья Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 29.02.2024
Статья просмотрена: 22 раза
Библиографическое описание:
Майбородина, Н. Н. ООД Познавательное развитие (ознакомление с предметами с предметами окружения) «Свойства воздуха» / Н. Н. Майбородина, Н. Н. Халикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9056/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье мы узнаем, что такое воздух и из чего он состоит; почему без воздуха не может быть жизни; какими свойствами обладает воздух.
Ключевые слова: воздух, опыты, свойства.
Воспитатель: — Давайте поздороваемся друг с другом, возьмитесь за руки улыбнитесь друг другу и скажите:
«Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Н. Красильников
— Ребята, давайте мы отправим доброту друг другу. Поднимем руки и подуем на свои ладони.
Вот мы с вами и поделились друг с другом добротой.
Для того чтобы узнать тему нашего занятия, давайте отгадаем загадку.
Загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух) [4, с 25]
Воспитатель: Правильно, воздух. А как вы думаете есть ли он, этот воздух? Давайте разбираться. Мы проверим с помощью научных опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими он обладает свойствами. Я знаю, что воздух всегда вокруг нас!
Ребята проходите в нашу лабораторию. Мы как настоящие ученые, проведем опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда — вперед! Давайте вспомним правила проведения опытов.
В лаборатории нужно соблюдать правила безопасности, здесь столько всего неизвестного! Ребята, а давайте придумаем эти правила сами. Как вы думаете, как нужно вести себя в лаборатории? (ответы детей)
Воспитатель: Вот такие правила мы с вами придумали:
- Можно смотреть только глазами — трогать — только после разрешения взрослого.
- Опыты проводятся только под присмотром взрослых.
- Нельзя толкать соседа во время опытов.
- Осторожно будь с горячей водой и незнакомыми предметами.
Воспитатель-Может кто-то видел воздух? (ответы детей). Да воздух не видимый, он всегда вокруг нас. Без него мы не могли дышать, жить. Сейчас мы с вами проведем первый опыт.
- Опыт. «Поймаем воздух». [2, с 15]
Воспитатель: Ребята, вы видите воздух?
Я тоже не вижу, но он есть вокруг нас.
— Как же его можно обнаружить? (ответы детей.)
— Давайте попробуем его поймать. Как можно это сделать?
Возьмем пакеты и попробуем поймать воздух. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Его видно? (ответы детей.)
Давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмем зубочистку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? — Почувствовать! Почувствовать легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;
2. Опыт: «Воздух внутри человека».
Воспитатель: Ребята, как мы можем доказать что воздух живет внутри людей. Посмотрите, что это?
Дети:- шарики.
Воспитатель: Да, это воздушные шарики, давайте их надуем (дети дуют). Сколько в нас воздуха! Какие большие шары мы надули. А теперь смотрите, я выпускаю воздух из шарика, получается ветер. Движение воздуха -это ветер.. А теперь вы попробуйте.
Вывод: вот мы с вами и доказали: воздух живет внутри нас. Но как он к вам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
3. Опыт. «Имеет ли воздух вес». [2, с 7.]
Воспитатель: Как вы думаете воздух имеет вес? Чтобы это узнать, что нужно сделать?
Дети: — провести опыт. Наливаем в стакан воды до половины и закроем его листком бумаги, и переворачиваем его. Вода из стакана выливается?
Дети:-Нет, вода осталась в стакане. Вывод: воздух имеет вес. Воздух давит снизу вверх на бумагу. Физминутка. Знаем мы все части тела:
Руки, ноги, голова.
На руках у нас пять пальцев, знаем мы их имена.
На голове у нас:
Два глаза, уха два, есть рот и нос,
Брови щеки, подбородок, шея, плечи, грудь, живот.
И колени у нас гнуться, можем сесть, а можем — встать
Если руки мы поднимем, можем ими помахать.
Плечики поочередно будем вместе поднимать,
Ну а спину мы свободно будем вместе наклонять . [4, с 25] Опыт № 4. « Движение воздуха »
Воспитатель:
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (пар изо рта, бегут облака, крутится вертушка,) .
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор) .
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (воздух движется) .
Вывод: Воздух движется.
Воспитатель: — Хотите поиграть?
Дети: — Да.
Как вы думаете, какие предметы помогают человеку использовать воздух? (на доске набор карточек с изображением различных предметов, фен, насос, пылесос, вентилятор).
Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.
Воспитатель: -Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человеку воздух жизненно необходим.
А как правильно нужно дышать?
Через нос воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Чистый воздух полезен для здоровья.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята вам понравились опыты про воздух? Какой опыт понравился вам больше всего? (ответы детей) Мы с вами узнали много нового: — воздух нас окружает постоянно;
— воздух есть внутри людей:
— воздух имеет вес;
— воздух невидим;
— без воздуха невозможна жизнь;
— при нагревании воздух расширяется.
Литература:
- Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М., 2005. «Азбука природы.
- «Большая детская энциклопедия» — М.: «Махаон» 2009
- . Журнал дошкольное воспитание № 3, 1999год. Стр. 23 -30.
Похожие статьи
Представления юношей и девушек о сновидениях
Статья посвящена проблеме значения сновидений в жизни человека. На основе эмпирического исследования предоставлены данные о том, какое значение сновидениям придают юноши и девушки.
Иллюзия или обман?
В статье исследуется вопрос изучения существующих видов зрительных иллюзий, объясняется природа иллюзий, приводятся доказательства того, что зрительные иллюзии существуют, а также своими руками создается зрительная иллюзия.
Мир вещей в художественном произведении
В статье автор исследует место и роль вещей, предметов в художественных произведениях.
Физические процессы и явления в жизни домашней кошки
В данной статье проведено исследование существующих физических явлений на примере домашнего питомца — кошки Ласки. Определяется, что кошачья жизнь сопряжена с механическими, тепловыми, электрическими и оптическими физическими явлениями.
Вопрос идеала в обществе
В статье рассматривается ключевые моменты для раскрытия вопроса идеала: что является идеалом, какие могут быть его форма и содержание, как он формируется в человеческом обществе.
Детский характер: основные направления и способы его воспитания
В этой статье говорится о том, что же такое характер и от чего он зависит. А также о том, какие качества являются основными свойствами характера.
Мозг и психика. Проблема идеального
В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.
Человек и бог в учении Эпиктета
В статье предпринята попытка разобраться во взаимоотношениях человека и бога, ответить на вопросы: является человек частью бога, кем является бог для людей, как быть угодным богу.
Эволюционный характер красоты в русской литературе
В статье рассматривается эволюция форм художественного воплощения идеи красоты в произведениях русской классической литературы.
Понятие коммуникации и ее место в антропологии Карла Ясперса
Роль общения в жизни человека очень велика, оно нужно и для определения его сущности. Согласно Ясперсу, философские размышления есть возможность для развития представлений об общении. Мир существует реально, однако человеческий мир превращается в так...
Похожие статьи
Представления юношей и девушек о сновидениях
Статья посвящена проблеме значения сновидений в жизни человека. На основе эмпирического исследования предоставлены данные о том, какое значение сновидениям придают юноши и девушки.
Иллюзия или обман?
В статье исследуется вопрос изучения существующих видов зрительных иллюзий, объясняется природа иллюзий, приводятся доказательства того, что зрительные иллюзии существуют, а также своими руками создается зрительная иллюзия.
Мир вещей в художественном произведении
В статье автор исследует место и роль вещей, предметов в художественных произведениях.
Физические процессы и явления в жизни домашней кошки
В данной статье проведено исследование существующих физических явлений на примере домашнего питомца — кошки Ласки. Определяется, что кошачья жизнь сопряжена с механическими, тепловыми, электрическими и оптическими физическими явлениями.
Вопрос идеала в обществе
В статье рассматривается ключевые моменты для раскрытия вопроса идеала: что является идеалом, какие могут быть его форма и содержание, как он формируется в человеческом обществе.
Детский характер: основные направления и способы его воспитания
В этой статье говорится о том, что же такое характер и от чего он зависит. А также о том, какие качества являются основными свойствами характера.
Мозг и психика. Проблема идеального
В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.
Человек и бог в учении Эпиктета
В статье предпринята попытка разобраться во взаимоотношениях человека и бога, ответить на вопросы: является человек частью бога, кем является бог для людей, как быть угодным богу.
Эволюционный характер красоты в русской литературе
В статье рассматривается эволюция форм художественного воплощения идеи красоты в произведениях русской классической литературы.
Понятие коммуникации и ее место в антропологии Карла Ясперса
Роль общения в жизни человека очень велика, оно нужно и для определения его сущности. Согласно Ясперсу, философские размышления есть возможность для развития представлений об общении. Мир существует реально, однако человеческий мир превращается в так...