Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Песочные фантазии»
Автор: Салтанкина Наталья Геннадьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.
Дата публикации: 09.03.2024
Статья просмотрена: 82 раза
Библиографическое описание:
Салтанкина, Н. Г. Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Песочные фантазии» / Н. Г. Салтанкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9075/ (дата обращения: 19.12.2024).
Направленность : познавательно-исследовательская, творческая.
Тема: «Песочные фантазии».
Возраст воспитанников: 4–5 лет (средняя группа).
Тип занятия: комплексное.
Цель: Создание условий для формирования представлений детей о свойствах песка через организацию разных видов деятельности.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Закреплять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка (сухой: сыпучий, не держит форму, светлого цвета, состоит из отдельных песчинок; влажный: темный, не рассыпается, лепится, держит форму).
- Активизировать стремление у дошкольников к познавательной исследовательской деятельности посредством взаимодействия с природным материалом (песок)
- Обогащать тактильный опыт детей.
- Активизировать в речь — слова: сухой, влажный, сыпучий, струйка, лепиться, пирожное;
- Устанавливать причинно-следственные связи между разными состояниями природного материала (песка)
Развивающие:
- Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать простейшие выводы;
- Развивать у детей речевую активность, коммуникативные навыки, внимание и память
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, сопереживать и сочувствовать.
- Воспитывать аккуратность в работе
- Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Использование оборудования, методический и дидактический материал:
Контейнер для песка (3–4 шт.)
Подносы для работы с песком по количеству детей
Лопатки
Палочки
Формочки для песка, украшения для пирожных
Лейка с водой
Лупы
Мольберт
Видео «Сообщение от Лунтика»
Ход занятия
Этап занятия |
Задачи занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Результат |
1. |
Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. |
— Ребята, здравствуйте, как я рада Вас сегодня всех видеть! А пригласила я вас сказать чудную новость! Пришло удивительное сообщение от сказочного друга. Хотели бы вы его посмотреть? (просмотр на экране «Сообщение Лунтика») В сообщении показано, как Лунтик делал необычные пирожные из песка и отправил нам в группу посылку с пирожными. Воспитатель обращает внимание на незнакомую коробку в зале. — Ребята, посмотрите, как быстро до нас дошла посылка. Что это за коробка, такая красивая! Откуда она здесь появилась!? Открываем коробку — Ой! Лунтик сказал, что он прислал нам пирожные. А посмотрите, что же в этой посылке!!! Показывает детям содержимое посылки. (в коробке сухой песок) — Что случилось, как же так произошло? — Ребята, Лунтик так расстроится, что мы не увидели, как он построил необычные пирожные из песка. Что же нам сейчас делать? — Новые сделать самим? — Хорошо, я полностью с Вами согласна, и тоже с удовольствием с Вами попробую сделать угощение! |
Приветствуют воспитателя. Ответы детей — Да, конечно, очень хотим посмотреть. Смотрят сообщение Дети радуются красивой незнакомой коробке. — Да это же посылка от Лунтика! Смотрят внутрь коробки. — Да это же просто песок! Ответы детей — Сломались, рассыпались, высохли! Ответы детей — Нужно сделать новые. — Да!!! |
Положительно-эмоциональный отклик направленный на решение проблемной ситуации Дети охотно соглашаются на участие в деятельности |
2 |
Активизировать в речь — слова: сухой, влажный, сыпучий, струйка, лепиться, пирожное. Активизировать стремление у дошкольников к познавательной исследовательской деятельности посредством взаимодействия с природным материалом (песок) |
Воспитатель насыпает песок в специальный контейнер. — — И правда, дети, посмотрите, как сыплется, рассыпается песочек, как вы и сказали, он сухой! — — Дети, а мы из этого песочка сможем сделать угощения? Выслушав ответы детей, воспитатель выстраивает таблицу: — (Имя), предложил нам сделать из этого песка. Хорошо мы попробуем приготовить пирожные из сухого песка. И посмотрим, что получиться! Сможем ли мы их сделать! В это время на мольберт размещается картинка с изображением «солнышка» — Ну а (Имя) предложила приготовить из мокрого песка! Попробуем приготовить из него! На мольберт клеится картинка «капелька». — Как здорово что у нас столько идей. И мы будем делать сами пирожные для Лунтика. Чтобы Лунтик не расстроился, сделать самые красивые, необычные пирожные. Согласны? — А, готовые пирожное предлагаю поместить на этот поднос, чтоб Лунтик хорошо разглядел эту красоту! На мольберт клеится картинка «пирожное» Еще раз обращает внимание детей на план, выстроенный вместе с детьми: — «Солнышко» — работаем с песком, который был в посылке. «Капелька» обозначает, что следуем предложению (Имя) сделать пирожные из влажного песка. «Пирожное», обозначает, что угощение готово. |
Варианты ответов детей — Да! — Нет, из этого не получиться, нам нужен сырой, влажный песок! Дети соглашаются с предложением. Дети соглашаются с предложением. Дети слушают информацию. |
Высказываются различные предположения по решению проблемы Готовы к деятельности |
3 |
Воспитывать аккуратность в работе |
— А у нас есть все возможности чтобы приготовить наши пирожные прямо сейчас! — Приглашаю всех выбрать себе рабочее место! — А прежде чем мы начнем готовить наши пирожные, вспомним! — Песочек нельзя брать в рот, так же нельзя чтобы он попал в глаза. Будьте очень аккуратны!!! |
- Да! Согласны! Дети идут к столу с песком, встают парами |
Повторение правил безопасности при игре на песке и при проведении опытов |
4 |
Закреплять знания детей о свойствах сухого песка (сухой: сыпучий, не держит форму, светлого цвета, состоит из отдельных песчинок. Обогащать тактильный опыт детей. |
— Ребята возьмите лопатки, и наберите столько песка, сколько вы считаете вам понадобиться для приготовления пирожного. — Пробуем слепить! — У кого получилось? — И правда ничего не выходит. Из сухого песка, не получается! |
Дети берут лопатки, насыпаю песок. Согласие детей Работают с сухим песком — Нет, у нас не получается! |
Повышение уровня познавательных способностей детей через самостоятельную деятельность Полученный результат. |
5 |
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать простейшие выводы |
— Ребята, а у меня есть удивительный прибор. Кто знает, что это за прибор? — Правильно это Лупа! Волшебное стеклышко, через которое мы сможем увидеть наш песок, почему из него не получились угощения! Раздаются лупы каждому ребенку . — Посмотрим через него на песок, что вы видите? — Правильно! Итак! Песок состоит из мелких крупинок, песчинок, когда песок сухой, они не склеиваются между собой. Поэтому наши пирожные не удались! |
Ответы детей. — Стеклышко, лупа. Ответы детей — Песок, крупинки, камушки |
Работа с новым оборудованием (лупой) |
6 |
Закреплять знания детей о свойствах мокрого песка (влажный: темный, не рассыпается, лепится, держит форму). Обогащать тактильный опыт детей. Устанавливать причинно-следственные связи между разными состояниями природного материала (песка) |
— Ну не отчаивайтесь! — Посмотрите, вы же мне еще предложили поработать с мокрым, влажным песком! Обращаем внимание на картинку «Капелька» — А что нам понадобиться чтоб песок стал мокрым? — Конечно вода, я сейчас увлажню ваш песок, а вы хорошо, хорошо его перемешайте. Из лейки проливает песок — Ну что, готовы? — Пробуем слепить из этого песочка? — У кого-то получается? — У кого получилось пирожное, размещайте его на поднос и можете украсить фруктами. — Прекрасно получилось!!! Вот наш поднос для пирожных, скорее их несите сюда!!! Показывая на мольберт — Мы лепили из сухого песка. У нас получилось слепить пирожные? — Из влажного песка? — И вот. Наш результат — — Ребята, и вот теперь мы знаем, что летом играя в песочнице, слепить мы сможем из мокрого, влажного песка. |
— Вода Дети перемешивают песок с водой. — Да! Дети лепят пирожные из мокрого песка. Ответы детей — У меня, и у меня!!! Дети приносят свои пирожные, украшают и садятся на стульчики — Нет — Да |
Повышение уровня познавательных способностей детей через самостоятельную деятельность Полученный результат. Сформирован интерес к играм с песком. Знания о свойствах песка. |
7 |
Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. |
— Предлагаю сделать общее фото и отправить его Лунтику. Пусть он порадуется, что из его песка мы тоже смогли слепить красивые пирожные. Фотографирую! — Посмотрите, как здорово получилось! Отправляю! |
Дети встают фотографироваться. |
Положительные эмоции детей. |
Литература:
- https://sun9–35.userapi.com/impg/kxbJ31E5hbreULu-J5jy-1.sJwfpRSPcCyCyo6ng/AA6NFuGC2sY.jpg?size=604x604&quality=96&sign=7ee9abe84dcea37cc9cd837e1cbc4935&type=album
- https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/07/16/kartoteka_opytov._eksperimenty_s_peskom.docx
- Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика — Синтез, 2011 (методическое пособие).
- Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» — Волгоград: Перемена, 2001.
- Кондрыкинская Л. А., Вострухина Т. Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3–5 лет» — М.: Творческий центр, 2012 г.
- Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс ,2010.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Мартынова Е. А., Сучкова И. М.- Волгоград: Учитель, 2011.
- Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» — Москва: Аркти,20