Экологическая азбука как форма работы по расширению экологических знаний и развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 15.03.2024

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Каменских, Э. А. Экологическая азбука как форма работы по расширению экологических знаний и развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи / Э. А. Каменских. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9086/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одной из значимых задач, стоящих в этом учебном году перед педагогами нашего дошкольного учреждения, является создание в коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования. Как учитель-логопед я считаю, что интеграция речевого и экологического образования детей с тяжелыми речевыми нарушениями в контексте реализации федеральной адаптированной образовательной программы также актуальна.

Дети — это наше будущее. Я уверена, что из экологически образованных детей с высоким уровнем экологической культуры, несомненно вырастут экологически ответственные руководители и специалисты, воспринимающие природу и планету в целом как родной дом.

На сегодняшний день мы ощущаем, как Земля реагирует на проявления экологической безграмотности и бескультурья: это изменения климата, гибель лесов, обмеление и исчезновение рек, озёр, заболевания, вызванные негативными экологическим факторами, деградация почв, землетрясения, оползни, ливни, цунами и др. Нарушен баланс: экология — экономика — общество, и восстанавливать этот баланс необходимо незамедлительно. Роль непрерывного экологического образования в этом первостепенна. Фундамент этого образования закладывается в детском саду. Поэтому я решила окунуться в эту проблему и выстроить свою линию работы, которая бы гармонично вписывалась и решала задачи как логопедического спектра, так и экологического.

«Экологическая азбука как форма работы по расширению экологических знаний и развитию речи детей с ТНР», так звучит тема, по которой я решила подобрать и систематизировать материал. Начало было положено со знакомства с литературными и интернет-ресурсами, отражающими суть интересующего меня вопроса.

Первая книга, которая меня заинтересовала — это «Экологический букварь» Сергея Рянжина, в которой в простой форме излагаются основы знаний по природоведению и современной экологии. Букварь состоит из нескольких глав в которых рассказывается о планете Земля, её месте среди планет Солнечной системы, строении Земли, атмосфере и океанах, климате, флоре, фауне. Учёный международного уровня смог подготовить познавательный букварь для читателей самого разного возраста, и эта книга заняла достойное место в моей библиотеке.

Рис. 1

Ещё один «Экологический букварь» Седлецкой Е. А. и Самковой В. А., который я изучила, адресован детям 5-8 лет, приступающим к изучению основ экологии. Он содержит разнообразную информацию о растениях, животных, природных явлениях. Материал представлен в увлекательной, доступной для детей этого возраста форме: стихах, загадках, пословицах, поговорках, кроссвордах, головоломках. Книга интересно рассказывает детям о окружающем мире живой и неживой природы.

Учебно-методическое пособие Герасименко Т. Ф. «Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая азбука» понравилось мне тем, что является эффективным средством практической формы работы по экологическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении. Пособие способствует внедрению системы активных форм и методов работы экологической направленности с дошкольниками и их родителями, поиску и освоению современных форм эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Воспитанникам группы очень понравились герои книги Зотовой Т. В. «Азбука природолюбия». Автор создала пособие, помогающее в решении важнейших проблем современности — экологическому образованию и нравственно-экологическому, этическому и эстетическому воспитанию личности. В нем раскрываются доступные пониманию детей разнообразные экологические связи, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей. Главные действующие лица книги — сказочные герои «Эколята» — друзья и защитники Природы, они близки ребёнку по своим интересам к познанию. Предлагаемые детям игры и забавы понятны и занимательны, а сказки увлекательны и познавательны. Материал доступен детям по языку изложения, соответствует принципам дидактики, позволяет расширить и систематизировать знания детей об окружающем мире.

Рис. 2

Очень близка мне по содержанию и форме преподнесения материала «Экоазбука для Эколят» Л. М. Могруновой. Автор надеется, что книга, написанная ею, поможет в воспитании поколения, заботящегося о нашем общем Доме — планете Земля.

Мое внимание привлек и интернет-проект «Редкие и исчезающие животные России и зарубежья — от знания к действию», содержащий алфавитный список, изображение животных и птиц, ареал их обитания, лимитирующие факторы, меры охраны, фонотеку голосов. Множество видеороликов экологического содержания подобранные мною, доступны для детского восприятия и дают возможность в увлекательной форме преподнести детям важный материал.

Подобрав определенную базу экологических знаний для детей, стало необходимо синтезировать ее в коррекционно-образовательный процесс.

Обучение в игровой форме — это одна из задач, которую я всегда ставлю перед собой, поэтому хочу познакомить вас с героями-помощниками, которых я использую как увлекательный, мотивирующий момент на занятии.

Для введения в тему «Экология» мне понадобились два волшебных персонажа: Файлик — мальчик хранитель компьютера, он всегда помогает нам находить новый интересный материал в интернете и Буковка — сказочная девочка, которая нас знакомит с буквами, которые живут в нашем алфавите. Они получили задание — найти в интернете видеоролики о друзьях и защитниках природы.

Ролик нашелся — https://disk.yandex.ru/i/RAn_GJ-SmNmXgA

«Береги планету, делай как я!» — Детский социальный ролик о экологии. Юные экогерои ролика своим примером призывающие всех к сортировке использованного пластика, утилизации батареек и сохранению природных ресурсов, так понравились воспитанникам нашей группы, что они решили, что у нас должен появиться свой супергерой Тигренок — Эколёнок, спасатель природы.

Далее я поставила перед собой цель: создание цикла занятий «Экологическая азбука», который бы решал задачи, стоящие передо мною как логопедом и способствовал с одной стороны расширению и активизации словаря детей, формированию навыка звукового анализа и синтеза, развитию диалогической и монологической речи, развитию мышления, памяти, воображения, внимания, а с другой формировал первичные экологические знания, расширял представления о явлениях природы, формировал навык бережного отношения ко всему живому через экологические правила.

Структура данных занятий включает в себя кроме материала по обучению грамоте материал книги «Экоазбука для Эколят» Л. М. Могруновой.

Организационный момент занятия — приглашение ребят в волшебную школу всегда сопровождается появлением сказочных персонажей. Они будут с детьми на протяжении всего необычного урока, создадут мотивирующие ситуации и помогут воспитанникам находить новые знания.

Фрагмент занятия

Рис. 3. Фрагмент занятия

Основная часть занятия содержит знакомство с новой буквой, словарную работу, звуковой анализ, обязательную динамическую паузу, просмотр обучающих видеороликов и беседу по ним, прослушивание и обсуждение «Правил Эколят», знакомство с литературными произведениями на экологические темы.

Итог занятия проводится в форме рефлексии, что позволяет приучить детей к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем жизни. Это совместная деятельность воспитанников и педагога, позволяющая совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка. В заключении Тигренок-Эколенок предлагает ребятам рассказать родителям о том, что нового и интересного дети узнали в Волшебной школе, и по желанию дома сделать рисунок, который помог бы запомнить новое экологическое правило.

Авторская работа: СВ № 147389 — «Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» была опубликована на сайте «Академия педагогических проектов Российской Федерации». Веб-адрес публикации: https://педпроект.рф/edu-03–2024-pb-147389

Замечательные работы были выполнены воспитанниками старшей логопедической группы при участии родителей, для всероссийского конкурса «ГалактиУм» в номинации «Эколята — друзья и защитники природы».

Рис. 4. Коллаж «Берегите живой мир»

Реализуя свой проект «Экологическая азбука», я привлекаю внимание детей к изучению окружающего мира, способствую формированию у них единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, учу жить по экологическим правилам. Ребята знают, как рассказать окружающим о сохранении природных богатств, которые Природа подарила нам для нашего благополучия, радости и здоровья. Воспитанники познают новое и интересное, пользуются речью как средством общения и культуры, обогащают активный словарь; развивают связную речь.

Моя цель — интеграция речевого и экологического образования детей с тяжелыми речевыми нарушениями реализуется и достигает своего результата.

Литература:

  1. Рянжин, С. В. Экологический букварь / С. В. Рянжин. — 2-е. — Москва: Тип-топ, 1996. — 260 c. — Текст: непосредственный.
  2. Седлецкая Экологический букварь / Седлецкая, Е. А, В. А. Самкова. — 2-е. — Москва: Лазурь, 1997. — 46 c. — Текст: непосредственный.
  3. Герасименко, Т. Ф. 3.Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая азбука» / Т. Ф. Герасименко. — Краснодар:, 2020. — c. — Текст: непосредственный.
  4. Зотова, Т. В. Азбука природолюбия Учебное пособие для дошкольников и младших школьников / Т. В. Зотова. — Москва: Русское географическое о-во, 2012. — c. — Текст: непосредственный.
  5. Моргунова, Л. М. Экоазбука для Эколят: Эколого-воспитательное пособие / Л. М. Моргунова. — Липецк: ООО «Веста», 2016. — c. — Текст: непосредственный.

Похожие статьи

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования

Создание среды для развития мелкой и крупной моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Педагогические технологии как фактор развития интеллектуального потенциала у детей среднего школьного возраста на уроках русского языка и литературы

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Похожие статьи

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования

Создание среды для развития мелкой и крупной моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Педагогические технологии как фактор развития интеллектуального потенциала у детей среднего школьного возраста на уроках русского языка и литературы

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Задать вопрос