Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 19.03.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Кочнева, Н. А. Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ / Н. А. Кочнева, С. А. Хмелева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9090/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблемы в условиях взаимодействия ДОУ и семьи.

Ключевые слова: подготовка к ДОУ, адаптация, взаимодействие ДОУ и семьи, группа кратковременного пребывания.

В своей практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители не знают, как подготовить ребенка к детскому саду и что такая подготовка не ограничивается набором анализов и справкой. По итогу, ребенок не имеет зачастую хотя бы частично сформированных гигиенических навыков, у него наблюдаются проблемы с режимом и т. д.

Важно формировать у родителей ценностное отношение к организации разносторонней подготовки ребенка к посещению детского сада, даже на этапе, когда фактически посещение уже наступило. Без вклада родителя ребенку будет гораздо сложнее наверстать упущенное, так же это будет и помощью педагогу, ведь его цель — это мягкая и комфортная адаптация для каждого нового воспитанника.

Комплексный подход в подготовке ребенка к посещению сада важен, это новый этап развития и социализации, от того, каким будет эмоциональный настрой, осведомленность, сформированные навыки — зависит длительность адаптации малыша к посещению ДОУ.

Мы полагаем, что комплексный подход включает в себя:

Консультативную форму взаимодействия родителей с педиатром и ДОУ (общение с психологом, логопедом, воспитателем на тему практических рекомендаций, литературы и т. д.) посредством проведения мастер-классов в режиме оффлайн или с использованием возможностей мессенджеров и видеосвязи;

Самообразование родителя по вопросам подготовки и адаптации;

Посещение ребенком группы кратковременного пребывания (основываясь на рекомендациях специалистов ДОУ);

Большое количество статей современных исследователей посвящено проблеме адаптации ребенка к школе. Безусловно, это очень важный этап, но его становление напрямую зависит от предшествующей ему подготовки к саду, которой не уделяется должного внимания и многим она кажется менее значимой, чем те процессы, которые происходят, непосредственно в образовательной среде.

Дремлюга С. В. в своей статье подчеркивает слова Е. О. Смирновой: «Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды» [1].

Опираясь на практику работы в группе младшего дошкольного возраста и теоретические данные мы сформировали ряд базовых рекомендация для родителей, которые подойдут и тем детям, которые пойдут в сад и тем, кто в него уже ходит:

  1. Обогащайте знания ребенка о предстоящем этапе. Расширяйте его информационное поле: позитивными рассказами о детском саде (с примерами, которые знаете от родственников, из своих воспоминаний, в процессе игры «Давай поиграем в детский сад»), чтением книг, разговором («А ты знаешь, что делают ребятки в саду?»);
  2. Познакомьте с детским садом (на привычной прогулке устройте мини-экскурсию с беседой («Что это за дом, кто же в нем живет?», «Смотри, там есть игрушки и качелька, для кого это всё сделано?»), если у ваших друзей дети, которые уже ходят в садик, составьте им компанию, когда они забирают их из садика;
  3. Предварительная совместная подготовка к первому дню («Давай мы вместе выберем для тебя наряд, в котором ты пойдешь в садик»);
  4. Настройте режим ребенка (ранний подъем, дневной сон, укладывание на ночь по времени, минимизация игр с гаджетами в вечернее время и перед сном);
  5. Развивайте навыки самообслуживания, учите надевать самостоятельно простые вещи (трусики, носки, штанишки), есть и пить без посторонней помощи, мыть руки, вытираться полотенцем, пользоваться туалетом (горшком). Самое важное — объясняйте ребенку, для чего это нужно.

Взаимодействие ДОУ и семьи — это эффективный инструмент, в процессе подготовки и адаптации ребенка к саду. Помимо консультативного взаимодействия мы видим большой потенциал в посещении ГКП (группа кратковременного пребывания) до поступления в младшую группу. У детей, посещавших ГКП быстрее проходит адаптация, зачастую у них лучше развиты навыки (коммуникация, самообслуживание, гигиена и т.д), так же они меньше болеют.

В рамках данной статьи, для дальнейшей работы, мы ставим цель — теоретическое исследование проблемы подготовки детей раннего возраста к посещению ДОО для создания проекта взаимодействия с родителями.

Задачи:

  1. Подобрать и проанализировать научную и практическую литературу по заявленной теме;
  2. Сформировать проект (цель, задачи, этапы, предполагаемый результат и критерии оценки, список мероприятий и форм взаимодействия, рекомендации специалистов);
  3. Провести апробацию проекта, оценить полученный результат.

Литература:

  1. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 2007.- 104с.
  2. Гринева И. А., Жомир М. Ю. Первый раз в детский сад. — Воронеж, 2007.
  3. Дремлюга С. В Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // Вестник науки и образования. 2021 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-dou
  4. Никулаева С. М., Кашапова Ф. М., Насибуллина Х. М. Адаптация ребенка к детскому саду как главный фактор становления личности малыша // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-rebyonka-k-detskomu-sadu-kak-glavnyy-faktor-stanovleniya-lichnosti-malysha
  5. Стефанко А. В. Методические рекомендации для организации работы воспитателя в группе раннего возраста (рабочая программа и технологии адаптации) от 1 года до 3 лет. (Детство-Пресс, 2020), 7Бц, c.96

Похожие статьи

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ

В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к обучению в условиях образовательного комплекса

В данной статье поднимается проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к школьному обучению, рассматриваются различные взгляды на проблему взаимодействия дошкольной организации и школы в подготовке дошко...

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Особенности психологического сопровождения детей в рамках взаимодействия дошкольного отделения — начальной школы

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления рабо...

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...

Похожие статьи

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ

В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к обучению в условиях образовательного комплекса

В данной статье поднимается проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к школьному обучению, рассматриваются различные взгляды на проблему взаимодействия дошкольной организации и школы в подготовке дошко...

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Особенности психологического сопровождения детей в рамках взаимодействия дошкольного отделения — начальной школы

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления рабо...

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...

Задать вопрос