Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 07.04.2024

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Юрова, Н. В. Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом» / Н. В. Юрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9140/ (дата обращения: 20.12.2024).



В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Ключевые слова: пересказ, картинки, лексика, дошкольник.

Цели: формировать умение пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок;обогащать словарный запас детей; развивать объём слухоречевой памяти, внимания, логического мышления, фонематический анализ слов; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Слайд 1. «Будь природе другом»

Л: — Свое место за столом может занять тот, который считает себя другом природы.

Л: —Как вы понимаете выражение «Будь природе другом?»

  1. Основной этап .
  1. Сообщение темы и цели занятия.

Слайд 2. «Лесные жители»

Логопед читает стихотворение «Зелёный дом».

Вот он лес — зелёный дом,

Сто секретов скрыто в нём.

Здесь животные живут,

Птицы радостно поют.

Животные — очень разные,

Есть хищные и опасные,

Есть смелые и трусливые,

Невзрачные и красивые,

Есть милые, симпатичные,

Диковинные, обычные,

Бесшёрстные и пушистые,

Чумазые, очень чистые,

Спокойные и драчливые,

Есть шумные, молчаливые,

Они, как и люди, разные,

По-своему все прекрасные.

(Беседа по содержанию стихотворения)

Л: — Как вы думаете, о ком пойдет речь на занятии?

—Можно ли сказать, что животные — хозяева леса?

— Можно ли сказать, что человек, приходя в лес, является гостем?

— Как нужно человеку вести себя в лесу?

— Какие правила нужно соблюдать, чтобы не навредить обитателям леса?

Слайд 3

Л: — О чем же пойдет речь на занятии?

( Мы будем говорить о том, как бережно относиться к окружающей среде, а именно к животным.)

—За правильные ответы вы будете получать жетоны, на которых изображены правила поведения человека в лесу.

  1. Развитие фонематического анализа слов. Развитие логического мышления.

Л: — В лесу всегда кипит жизнь. Все жители леса связаны друг с другом. Давайте представим, что они обмениваются своими умениями и рекламируют свои способности. Я прочитаю вам некоторые из реклам, а вы постарайтесь угадать авторов этих строк.

  1. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
  2. Помогу всем, у кого сломался будильник?
  3. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
  4. Научите меня быть храбрым!
  5. У меня очень красивая красная грудка! Желающие со мной сфотографироваться, приходите зимой в лес!
  6. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

(по мере отгадывания на слайде 4 появляются картинки с изображениями животных).

— Какое животное лишнее? Почему? (Петух. Он домашняя птица.)

—На какие две группы можно разделить отгадки? (на зверей и птиц)

Молодцы! Однако, нам стоит подумать, почему именно животные написали эти объявления? Что мы о них знаем?

  1. Обогащение словарного запаса. Упражнения в словообразовании. Расширение кругозора.

Логопед задает вопросы детям.

Слайд 5

—Чьи это уши? (заячьи)

—Чья берлога? (медвежья)

—Чей хвост? (петушиный)

—Чьи глаза? (совиные)

—Чьи лапки? (Ежовые)

(Выяснение смысла выражения «ежовые рукавицы».) слайд 6.

Л: — Давайте выясним, чем они питаются? (составление предложений и распространение их)

Слайд 7

Л: — От чего не откажется медведь? (от сладкой вкусной малины)

—На кого ночью охотится сова? (на серых,юрких мышей)

Кого ловит на обед ёж? (маленьких, блестящих жуков)

Чем можно накормить снегиря? (красной, горькой рябиной )

—Чему был бы рад заяц? (сочной, хрустящей морковке)

  1. Физминутка

Раз присядка, два-присядка,

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком махнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

  1. Работа с серией сюжетных картинок. Работа над грамматическим строем речи. Составление мнемотаблицы.

Л: -Чем заняты эти животные зимой? Кому нужна помощь человека?

Л: — Однажды ребята решили помочь зайцу и снегирям. Вот, что они придумали.

(На экране появляются картинки.) Слайд 9

Л: — Ребята, расположите данные картинки в правильной последовательности.

(картинки прикреплены магнитами к доске)

Сейчас мы будем составлять рассказ по картинкам и стараться его запомнить. А помогут нам в этом рисунки-запоминалки.

(дети составляют предложения к каждой картинке отдельно. Логопед выстраивает мнемотаблицу под картинками. Потом картинки убираются)

На поляне одиноко стояла …. (маленькая елочка).

Ребята решили её … (украсить)

Что повесили они на елку? (они повесили на елку ягоды рябины, к нижним веткам прикрепили морковку, а под елку положили капусту.

Утром на елке сидели снегири и клевали ягоды.

Вечером прибежали зайцы.

Они угощались сладкой морковкой.

— Чего не хватает рассказу? (заголовка) «Чудесная елочка»

  1. Пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Л: — Ребята, попробуйте рассказать, как одинокая елочка стала такой нарядной и полезной?

  1. Итог занятия.

Оценивание.

— В чем польза того, что сделали ребята из рассказа?

— А чем вы можете помочь животным зимой?

Слайд 10

  1. Рефлексия

У вас на столах лежат листочки с изображением животных, о которых мы говорили на занятии. Если вы узнали много нового и вам было интересно, обведите контур медведя. Если вы чего-то не поняли или побоялись отвечать — контур зайца. А если вам было неинтересно и хотелось уснуть, как ёж зимой, обведите контур ёжика.

Слайд 11

Литература:

  1. Новогорцева Н. В. Развитие речи детей. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития. 1997
  2. Уварова Т. Б. Наглядно — игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М. Сфера. 2009..
  3. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М. Владос.
  4. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие описательной речи у дошкольников. М. Феникс 2021.
  5. Сущевская С. А. Тексты с прятками. М. Карапуз. 2008.
  6. Интернет-ресурс. Стихи.ру. https://www.stihi.ru/2011/11/27/3503
  7. Интернет-ресурс. Методическая копилка. Обучающие загадки. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka_kosmos_zagadki.htm

Похожие статьи

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Использование литературных стихотворных диалогов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В материале раскрывается актуальность использования литературного диалога для решения коррекционных, а также, развивающих задач в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста

Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка

В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта

В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.

Проблема преемственности в изучении текстовых задач в детском саду и начальной школе

В статье автор анализирует методические подходы к обучению решению текстовых задач в детском саду и начальной школе; пути их преемственности.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Использование денотативного плана в процессе работы над пересказом у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассказывается о методике использования денотативного плана в процессе работы над подробным, сжатым и творческим пересказом.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Похожие статьи

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Использование литературных стихотворных диалогов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В материале раскрывается актуальность использования литературного диалога для решения коррекционных, а также, развивающих задач в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста

Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка

В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта

В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.

Проблема преемственности в изучении текстовых задач в детском саду и начальной школе

В статье автор анализирует методические подходы к обучению решению текстовых задач в детском саду и начальной школе; пути их преемственности.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Использование денотативного плана в процессе работы над пересказом у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассказывается о методике использования денотативного плана в процессе работы над подробным, сжатым и творческим пересказом.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Задать вопрос