Развитие творческих способностей детей через конструктивную деятельность с использованием бросового и природного материала
Авторы: Салтанкина Наталья Геннадьевна, Ющенко Валентина Андреевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 21.04.2024
Статья просмотрена: 12 раз
Библиографическое описание:
Салтанкина, Н. Г. Развитие творческих способностей детей через конструктивную деятельность с использованием бросового и природного материала / Н. Г. Салтанкина, В. А. Ющенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 79-86. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9153/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественно-эстетического развития и активизации творческого потенциала через использование природного и бросового материала.
Задачи:
— Повысить свой уровень самообразования, путём изучения новой нормативно правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, интернет — источников по вопросу использования природного и бросового материала методами, как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
— Расширить свои знания о разнообразных методах творчества с природным материалом и применять их на практике;
— Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
— Повысить заинтересованность воспитанников к творчеству из природного материала;
— Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию;
— Подготовить методический материал, разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования.
— Обеспечение психологического, эмоционального благополучия участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;
— Обобщение опыта работы по теме самообразования;
— Организовать в группе предметно-развивающего пространства и условий для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование природного материала.
Предполагаемый результат:
Повышены знания педагогов на тему развития творческих способностей детей через конструктивную деятельность с использованием бросового и природного материала.
У детей повысился уровень развития трудовых знаний, умений и навыков в художественном творчестве.
Родители стали более компетентными по данному вопросу и стали чаще использовать природный и бросовый материал при творчестве в домашних условиях.
В группе расширилась предметно развивающая среда.
Разделы плана
Таблица 1
1. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
№ |
Тема |
Срок |
Форма отчета |
1 |
Изучение литературы и интернет источников. |
Сентябрь 2022 |
Повышение знаний педагогов по теме самообразования. |
2 |
Разработка перспективного плана для детей 3–4 лет «Конструктивную деятельность с использованием бросового и природного материала» |
Сентябрь 2022 |
Предоставление перспективного планирования на бумажном и электронном носителе. |
3 |
Разработка конспектов занятий. |
Сентябрь 2022 |
Конспекты. |
4 |
Составление картотеки пальчиковых гимнастик. |
Октябрь 2022 |
Комплекс пальчиковых гимнастик. |
5 |
Сбор природного материала совместно с детьми. |
Сентябрь — Октябрь 2022 |
Наполненность природным материалом художественно — эстетического уголка. |
6 |
Занятия с детьми согласно перспективному планированию. |
В течении года |
Детские работы, фото отчеты, видео презентации. |
7 |
Пополнение художественно-эстетического уголка природным и бросовым материалом совместно с родителями. |
В течении года |
Наполненность природным и бросовым материалом художественно-эстетического уголка. |
Таблица 2
2. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
№ |
Тема |
Срок |
Форма отчета |
1 |
Выступление на педагогическом совете на базе ДОУ с представлением опыта работы по самообразованию. |
Апрель — Май 2023 г. |
Видеопрезентация |
2 |
Отправка материала по опыту работы с прикреплением перспективного планирования |
В течении 2023 г. |
Заявка на публикацию, публикация просторах интернета |
3 |
Представление опыта по самообразованию на опорно-методической площадке. |
3. Изучение психолого-педагогической литературы
- Бубекина Г. В., Гославская Т. П. Самоделки из природного материала. — М.: Просвещение, 1999.
- Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение 1991 -175 с.
- Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М.: Просвещение, 1986.
- Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., Просвещение, 1991 г. — 369 с.
- Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Просвещение, 1985.
- Новикова, И. В. Н 73 Конструирование из природных материалов в детском саду / И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева. -- Ярославль: Академия развития, 2009. -- 96 с: ил. -- (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
Интернет ресурсы:
Просмотр видеороликов на платформах YouTube, TikTok и на сайте в ВК.
Перспективное планирование 2 младшая группа (3–4 года)
Таблица 3
Конструирование с использованием природного и бросового материала
Название |
Задачи |
Материалы |
«Осенняя композиция» |
— формировать умения детей с помощью природного материала создавать образ осеннего дерева — познакомить детей с видом продуктивной деятельности — ручной труд; — развивать ориентировку на листе бумаги; — формировать умения пользоваться клеем, салфеткой; — закреплять навыки аккуратного намазывания клеем и приклеивания к бумаге; — развивать чувство цвета и композиции, воображения; — развивать мелкую моторику рук; — воспитывать интерес к совместной аппликации; — воспитывать любовь к природе. |
Лист ватмана, осенние листочки, сухоцветы, желуди, мох, мисочки с клеем, салфетки. |
«Кошечки» |
— закреплять знания детей о домашних животных; формировать умение детей выполнять аппликацию с использованием ваты. — развивать мелкую моторику рук; развивать творческое воображение; способствовать развитию интереса детей к совместной деятельности; способствовать развитию памяти, внимания, мышления — воспитывать интерес к познанию окружающего мира; воспитывать аккуратность при работе с клеем. |
Листы картона, шаблоны котенка, вата, мисочки с клеем, кисточки, салфетки. |
«Открытка к дню отца» |
— формировать у детей умение использовать для создания аппликации нестандартный материал–макаронные изделия. — развивать мелкую моторику кистей рук. — развивать творческий интерес к работе — поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца. — воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность в работе. |
Листы картона с изображением рубашки, макароны, гуашь разных цветов, кисточки, клей, салфетки. |
«Гусеницы» |
— формировать знания у детей по технологии изготовления насекомых из бросового материала. — формировать умение конструировать из бросового материала путем дополнения его деталями до создания выразительного образа. — воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе. |
Чистая упаковка из-под куриных яиц, мисочки с клеем, кисточки для клея, гуашь разных оттенков, декор для украшения глаз и усов, салфетки. |
«Любимые герои» |
— развивать воображения и творческую активность. — развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца. — закреплять умение использовать ранее освоенные способы лепки. — расширять словарный запас детей, развивать диалогическую речь. — формировать позитивные установки к различным видам творчества. — развивать у детей общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. |
Пластилин, доски для пластилина, капсулы от шоколадных яиц, салфетки. |
«Бусы» |
— формировать умение нанизывать макаронные изделия на шнурок; — формировать умения в процесс изготовления бус работать двумя руками; — формировать умения детей видеть красоту украшения, изготовленного своими руками. — развивать мелкую моторику рук; — развивать усидчивость; — развивать эстетическое восприятие, вкус; — развивать воображение и творческую фантазию; — способствовать развитию у детей таких качеств как: открытость, непринужденность и раскованность. Воспитательные: — воспитывать желание радовать любимого человека, делая подарок; — воспитывать эмоционально-положительное отношение к деятельности; — воспитывать коммуникативные навыки. |
Нитки, макароны, гуаш разных цветов, кисточки, салфетки. |
«Цветок для мамы» |
— закреплять умение раскатывать пластилин кругообразными движениями, сплющивать шар между ладонями; развивать умение сочетать в поделке пластилин и бросовый материал; — закреплять знание основных цветов. — развивать мелкую моторику рук, внимание, мыслительную активность; активизировать словарь детей. — воспитывать самостоятельность, интерес к творчеству, положительное отношение к результатам своей деятельности. |
Трубочки зеленого, синего, красного, фиолетового цветов, желтый пластилин, салфетки. |
«Новогодняя поделка» |
— продолжить совершенствовать конструктивные навыки и умения, соединение частей при помощи пластилина, дополнять изображение деталями; учить выполнять фигурки из природного материала, продолжать знакомить детей со свойствами природного материала; — развивать у детей эстетическое восприятие, способности, мелкую моторику рук, внимание, речь; обогащать словарный запас; развивать аккуратность, терпение, самостоятельность и интерес к конструированию. — воспитывать эстетическое отношение к объектам природы и собственному творчеству; дружеские отношения в коллективе. |
Шишки, «шапочка», деревянные палочки, зубочистки ватные палочки, пластилин, подставка, краска, стаканчик — непроливайка, кисть, салфетка, декор для украшения поделки. |
«Рождественские подарки» |
— продолжать знакомить с разнообразным бросовым материалом для создания поделки: Палка для суш и ролл, формировать умения пользоваться клеем, салфеткой; — закреплять навыки аккуратного намазывания клеем и приклеивания — развивать наблюдательность, внимание, речь, мелкую моторику рук, познавательный интерес. — формировать доброжелательные отношения, приучать к вежливости, формировать бережное отношение к собственным поделкам. |
Новогодние картинки, аппликации на выбор детей, миски с клеем, палочки для суш и ролл, салфетки. |
«Ангелочек» |
— развитие умения аккуратно раскрашивать, не оставляя пустых мест; — развитие умения правильно держать кисть; — развитие творческих способностей воспитанников: чувства фантазии, художественного вкуса, усидчивости. — воспитание художественно-эстетического вкуса. |
Ракушки, гуашь разных цветов, пластилин разных цветов, ленточка, клей, кисточки, салфетки. |
«Шубки для лесных зверят» |
— формировать умение передавать в поделках характерные особенности диких животных (лисенок, бельчонок, лосенок) посредством объемной аппликации; продолжать учить приемам работы с ватой, салфетками, шерстяной ниткой, в процессе продуктивной деятельности; формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать тонким слоем на наклеиваемую поверхность, приклеивать детали, прикладывать близко друг к другу. — развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; развивать диалогическую форму речи; развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие окружающей среды. — воспитывать навыки аккуратной работы; воспитывать желание доводить начатое дело до конца; воспитывать доброжелательное отношение к животным. |
Силуэты животных, изготовленных из картона, для воспитателя и для детей; изображение зимнего пейзажа, для составления коллективной композиции; клей; губки; вата; салфетки; шерстяная нить, игрушки лиса, белка, лось. |
«Олени» |
— продолжать расширять знания детей о природном материале; — развивать у детей умения соединять часть поделки при помощи заостренных веточек; — в процессе работы развивать у детей творчество, умственные способности, фантазия, воображения детей; — воспитывать у детей чувство коллективизма, ответственности за свой труд; — закреплять технические навыки и умения в работе с природным материалом; — учить аккуратно, экономно использовать материал; — продолжать учить детей с осторожностью работать с острым материалом, напоминать технику безопасности; — воспитывать любовь к родному краю, к животным. |
Шишки, скорлупа от грецких орехов, ветки, пластилин, доски для пластилина, салфетки. |
«Бабочки» |
— расширять кругозор детей, знакомя с особенностями бабочек; — развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику рук; — продолжать учить правильно держать кисточку, аккуратно раскрашивать, не оставляя пустых мест; — закреплять умение создавать несложную композицию из бумажных втулок. — воспитывать интерес и любовь к природе. — воспитывать аккуратность, эстетический вкус |
Втулки от туалетной бумаги, гуашь разных цветов, цветная бумага, кисточки, салфетки. |
«Подснежники» |
— формировать умение создавать предметы (Подснежники) из бросового материала (пластиковые ложки, коктейльные палочки, ватные палочки) других материалов, передавать выразительность цветка. — расширять представления о первоцветах; развивать фантазию, воображение, внимание, память; активизировать речь детей. — закреплять умение аккуратно и экономно использовать материалы. |
Презентация «Первоцветы», одноразовыепластмассовые чайные ложки белого цвета , пластилин зеленый, трубочки для коктейля зеленого цвета, ножницы, картон зеленый, вазочка, музыка — Мелодия весны. |
«Маски из тарелок» |
— расширять представления детей о театре. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства; творчески участвовать в работе над созданием маски, развивать умение создавать художественные образы; — познакомить детей с техникой декорирования, способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ним; — развивать умения, навыки в работе с бросовым материалом, используя различные техники; — развивать фантазию, творческое воображение, любознательность; — воспитывать любовь к театру, бережное отношение к природе; |
Одноразовые белые картонные тарелки , гуашевые краски, кисти, стаканы с водой, шляпная резинка, цветной картон, милки с клеем, салфетки. |
«Животные» |
— закрепление знаний о диких животных — учить отщипывать небольшие комочки из пластилина; формировать умения раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней; учить сплющивать шар, сдавливая его пальчиком на горизонтальной поверхности, размазывать. — развивать эстетическое восприятие, эстетическую потребность в творчестве, творческие способности; развивать чувство цвета, воображение, мелкую моторику рук. |
Одноразовые ложки, капсулы от шоколадных яиц, пластилин, доски для пластилина, изображения животных,салфетки. |
«Ракета» |
— развивать художественные и конструкторские способности, пространственные представления, знания об окружающем мире; — закреплять навыки работы с различными материалами и инструментами; — учить выполнять работу с опорой на схемы, придавать поделкам выразительность в сочетании с задуманной композицией; — развивать мелкую моторику рук; — активизировать и обогащать словарный запас; — формировать бережное отношение к природе. |
Пустые бутылки, цветной скотч, крышки, двусторонний скотч, схемы ракет, салфетки. |
«Открытка к пасхе» |
— Познакомить детей с православным праздником, с его историей. — Развивать интерес к культуре русского народа. — Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству и любовь к Родине. — Развивать познавательные и творческие способности с использованием природного и бросового материала. — Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов, народных игр. — Развивать творческие способности через продуктивную деятельность. |
Картон, сухие веточки, вата, ватные диски, пайетки, клей ПВА, цветная бумага, ножницы. |
Перспективное планирование средняя группа (4–5 года)
Таблица 4
Конструирование с использованием природного и бросового материала
Название |
Задачи |
Материалы |
«Балерина» |
— продолжать учить детей создавать задуманные образы с использованием природного материала(листья деревьев и кустарников, цветы); — продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа; — закреплять умение составлять образ балерины из отдельных частей(лепестки цветов, листочки, декор); — совершенствовать умение детей в аккуратном и ровном наклеивании деталей; — продолжать развивать мелкую моторику мышц рук и согласованность в движениях рук и глаз; — расширять и обогащать словарный запас детей: балет, балерина, пачка, пуанты, танцор; — воспитывать интерес к миру искусства и его отражению в создаваемой работе |
Шаблон балерины из картона, природный материал (листья разных цветов, шишки, грецкие орехи, ягоды рябины, орехи), крышки, шпагат, клей, салфетки. |
«Лучшая прическа из листьев» |
— продолжать знакомить детей с видом продуктивной деятельности — аппликацией; — закреплять умение создавать изображения, используя дары природы; — развивать ориентировку на листе бумаги; — учить пользоваться кистью, клеем, салфеткой; закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания их к бумаге; — развивать чувство цвета и композиции, воображения; развивать мелкую моторику рук; — воспитывать любовь к природе. |
Шаблоны с изображением лиц, осенние листочки, мисочки с клеем, кисточки для клея, салфетки. |
Игра «Собери рожицу» |
— закрепление знаний о частях лица; — закрепление знаний об эмоциях людей; — продолжать совершенствовать умение рисовать по шаблону; — развитие творческих способностей и воображения |
Картон, нитки, пуговицы, липучки, ножницы, фломастеры. |
Игра «Собери бусы из макарон» |
— формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать; — формировать интерес у детей к использованию бросового материала для изготовления дидактической игры своими руками. — развитие мелкой моторики пальцев рук при изготовлении различных поделок из макарон; — расширение словаря, развитие внимания, памяти, связной речи; — развитие детской фантазии и творческих способностей — воспитывать усидчивость, выдержку, дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда. |
Макароны, гуашь, нитки, стаканчики- непроливайки, салфетки. |
Игра «Построй башню» |
— учить аккуратно работать с ножницами; — совершенствовать умение аккуратно раскрашивать, не оставляя пустых мест; — развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук |
Втулки от туалетной бумаги, картон, глаза из бумаги, гуашь, кисточки, цветная бумага, салфетки, цветовые схемы. |
«Символ года» |
— развивать индивидуальные творческие способности при изготовлении поделки из природного материала. — развивать воображение и фантазию, мелкую моторику рук. — воспитывать самостоятельность, аккуратность при изготовлении поделки. — воспитывать бережное отношение к природе. |
Природный материал (шишки, скорлупа от грецких орехов, сухие веточки (палочки); сухие листья, пластилин, декор, тонкий шпагат, салфетки. |
«Шарики из ниток» |
— обучить детей технике создания объемных поделок (снеговиков) из ниток, клея и воздушных шаров. — способствовать развитию координации движений обеих рук и мелкой моторики. — развивать творческие способности ребенка. — развивать навыки конструирования посредством объединения шаров в целую модель снеговика. — прививать навыки усидчивости, аккуратности. |
Воздушные шары, нитки, клей ПВА, ножницы, вода, миска, палочка для размешивания, салфетки. |
«Маски» |
— развивать воображение в работе с бросовым материалом; — продолжать учить подбирать красивые сочетания цветов; — развивать мелкую моторику рук; — развитие творческих способностей детей |
Контейнеры от яиц, гуашь, кисточки, салфетки, листья, ветки, проволока, нитки, клей, палочки от суш. |
«Рыбки» |
— закрепить знания детей о морских обитателях; — развивать умение аккуратно раскрашивать, не оставляя пустых мест; — развитие воображения; — учить осторожно продевать нитку |
Контейнер от яиц, гуашь, кисточки, нитки, глаза из бумаги, салфетки. |
«Звери жарких стран» |
— расширить знания детей о животных жарких стран; — совершенствовать умение аккуратно раскрашивать по образцу, не оставляя пустых мест; — развитие воображения; — развитие мелкой моторики рук |
Контейнеры от яиц, нитки, вата, цветная бумага, проволока, пластиковые глаза, гуашь, кисточки. |
Игра «Учим счет» |
— формировать умение создавать предметы (Кролик) из бросового материала ( одноразовые стаканчики, ватные палочки) и других материалов. — формировать интерес у детей к использованию бросового материала для изготовления игры своими руками. — развивать фантазию, воображение, внимание, память; активизировать речь детей. — закреплять умение аккуратно и экономно использовать материалы. |
Одноразовые картонные стаканчики, миски с клеем, кисточки для клея, декор (глаза), краски, карандаши, ватные палочки, салфетки. |
Игра «Найди часть» |
— совершенствовать умение аккуратно раскрашивать, не оставляя пустых мест; — закрепление знаний детей о цветах, формы предметов; — развитие творческих способностей детей, воображения, мелкой моторики рук |
Камни разной формы и размера, гуашь, прозрачный лак, кисточки, салфетки, трафареты. |
«Мое любимое мороженное» |
— развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей; — развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус; — формировать умение к самостоятельному изготовлению поделок из бросового материала, бумаги и картона; использовать при изготовлении поделок разных по фактуре материалов; — воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы; — вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. — воспитывать желание достигать поставленные цели. |
Картонная коробка, ватные диски, миски с клеем, кисточки для клея, пластилин, карандаши, паетки, бисер, салфетки. |
«Радужное настроение» |
— познакомить с инструментами, способами окраски соли, приемами насыпания; развивать творческие способности детей — формировать навыки декорирования бутылок при помощи цветной соли; — развивать моторику рук — воспитывать самостоятельность, аккуратность при изготовлении поделки. |
Соль мелкая, гуашь, пакеты, бутылочки, декор для оформления вазы. |
Игра «Полоса препятствий» |
— формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать; — формировать интерес у детей к использованию бросового материала для изготовления спортивной игры своими руками. — развитие мелкой моторики пальцев рук при изготовлении различных поделок из втулок; — расширение словаря, развитие внимания, памяти, связной речи; — развитие детской фантазии и творческих способностей — воспитывать усидчивость, выдержку, дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда. |
Втулки от салфеток и туалетной бумаги, гуашь разных цветов, стаканчики- непроливайки, салфетки. |
«Вечный огонь» |
— развитие патриотизма; — расширить знания детей о празднике 9 мая; — продолжать учить аккуратно раскрашивать, не оставляя пустых мест; — развивать умение аккуратно наклеивать предметы; |
Макароны разной формы, гуаш, кисточки, клей, картон, салфетки. |
«Моя семья» |
— закреплять знания детей о составе семьи; — совершенствовать умения наматывать нитку на палки; — развитие творчества и воображения; — развитие мелкой моторики рук |
Ветки, нитки разных цветов, глаза из бумаги, клей, разные украшения. |
«Паучки-моталочки» |
— вызвать интерес к ручному труду через работу с бросовым материалом; — обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, дополнять образ — развивать мелкую моторику рук, художественно-творческие способности у детей, воображение и фантазию. — воспитывать самостоятельность, аккуратность при изготовлении поделки. |
Контейнеры от киндер сюрпризов, гуашь, стаканчики — непроливайки, декор для глазок, ножницы, салфетки. |