Интеграция деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре с использованием инновационных технологий
Авторы: Лиховидова Ирина Викторовна, Буравлёва Анастасия Валерьевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 28.04.2024
Статья просмотрена: 18 раз
Библиографическое описание:
Лиховидова, И. В. Интеграция деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре с использованием инновационных технологий / И. В. Лиховидова, А. В. Буравлёва. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9182/ (дата обращения: 16.11.2024).
Рассматривается система интеграционной деятельности педагогов детского сада. Описаны инновационные технологии, реализуемые в рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Подтверждена эффективность инновационных технологий и методов образовательной деятельности.
Ключевые слова: дошкольники, педагоги, интеграция, физическая культура, музыка.
Введение. Современные экономические, политические, культурные реалии устанавливают новые требования к социальному и физическому потенциалу человека. Исходя из этого, возникает необходимость к переходу на новые формы физкультурно-оздоровительной работы среди подрастающего поколения. Занятия физической культурой в детском саду необходимо планировать таким образом, чтобы осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
Для того, чтобыдошкольники получали от физической культуры удовлетворение, занятия требуют инновационного подхода к их проведению. Соблюдение дидактических принципов является важным аспектом в реализации Стратегии воспитания, но при этом образование в целом должно быть направлено на сохранение и укрепление здоровья детей. Физическая культура и музыкальные занятия в совокупности являются средствами развития личностного начала и потенцируют эмоционально-волевое и нравственно-патриотическое воспитание.
Степень разработанности проблемы
Ученым Ю. В. Смирновой выдвинута и доказана гипотеза о том, что разработка технологии регулирования процесса занятий физической культурой посредством музыкального сопровождения способствует более эффективному развитию двигательных и музыкальных способностей детей, если учитывать «особенности сопряженного воздействия на них физических упражнений и музыкального сопровождения» [3].
Авторы Л. Н. Кутакова, Е. Н. Персикова описывают совместные мероприятия инструктора по физической культуре и музыкального руководителя, включая досуги, спортивные праздники, развлечения, квест-игры, цель которых — повысить у детей интерес к физкультуре и спорту через музыку [1].
Ссылаясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Е. Ю. Плетнева, Э. В. Коновалова, Л. И. Кистина описывают взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в МБДОУ. Сделан акцент на важность музыкального сопровождения утренней гимнастики и физической культуры, так как музыка активизирует детей, повышает качество выполняемых упражнений [2].
Авторы сходятся в научном и практическом подходе к проведению физкультурно-оздоровительных занятий с дошкольниками и их музыкальном сопровождении.
Цель настоящего исследования — рассмотреть особенность интеграции интегративной деятельности музыкального руководителя с инструктором по физической культуре с использованием инновационных технологий.
Объект исследования — образовательный процесс в детском саду.
Предмет исследования — инновационные технологии в интегративной деятельности музыкального руководителя с инструктором по физической культуре.
Задачи : изучить научную и научно-методическую литературу по проблеме исследования; изучить инновационные технологии в дошкольном образовании; разработать схему интегрированной деятельности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в условиях реализации ФОП; обосновать эффективность интегрированной деятельности педагогов.
Рис. 1. Схема интеграционной деятельности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в условиях реализации ФОП ДО
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 124» г. Воронежа. Обеспечивали интегрированную деятельность музыкального работника с инструктором по физической культуре воспитатели групп, которые также являлись участниками проводимых мероприятий.
Результаты и их обсуждение
Схема интеграционной деятельности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в условиях реализации ФОП ДО представляет собой организованную систему деятельности, в которой прописаны:
— цель в виде формирования интереса к физической культуре и музыкальным занятиям посредством инновационных технологий в интегрированной деятельности педагогов;
— интегрированная музыкальная и физкультурно-оздоровительная деятельность;
— здоровьесберегающие и личностно-ориентированные инновационные технологии с их характеристикой;
— педагогические принципы дошкольного образования;
— ожидаемый результат — воспитание здоровой, креативной, физически развитой личности.
Сравнительный анализ системы интегрированной деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре показан в таблице. Оценка по 5-балльной системе. Показаны среднеарифметические значения. Проводилось два мониторинга с разницей в три месяца. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу о целесообразности интеграции образовательных областей «Физическая культура» и «Музыка». Причем, такие занятия необходимы не только при подготовке к праздникам, спортивным мероприятиям, а имеется целесообразность проводить под музыку утреннюю зарядку, физическую подготовку, сопровождение соревнований.
Таблица 1
Анализ эффективности инновационных технологий и интеграции образовательных областей музыка и физическая культура
Методики |
Музыкальная память |
Физическая активность |
Креативность |
|||
0 |
3 м |
0 |
3 м |
0 |
3 м |
|
«Веселое попурри» |
2,56 |
3, 43 |
2,07 |
3,64 |
2,53 |
3,52 |
«Музыкальное путешествие» |
3,09 |
3,68 |
2,62 |
3,06 |
3,21 |
3,76 |
«Ловкий, сильный, меткий» |
3,76 |
4,09 |
2,45 |
3,97 |
3,65 |
4,32 |
В таблице показана разница между первым мониторингом и вторым (через три месяца). Наибольший результат в развитии физической активности и креативности на интегрированных занятиях.
Таким образом, интегрированные занятия показали развивающий и образовательный потенциал и могут использоваться как целостная педагогическая система.
Литература:
- Кутакова, Л. Н. Сотрудничество музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в организации музыкально-оздоровительной работы / Л. Н. Кутакова, Е. Н. Персикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 167–171. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48793/ (дата обращения: 25.04.2024).
- Плетнева, Е. Ю. Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в ДОУ / Е. Ю. Плетнева, Э. В. Коновалова, Л. И. Кистина. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 16–18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7760/ (дата обращения: 25.04.2024).
- Смирнова, Ю. В. Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения. Дисс...канд.пед.наук. Санкт-Петербург, 2013, — 252 с.
Похожие статьи
Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования
Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)
В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».
Моделирование образовательного процесса в целях формирования культуры здорового образа жизни
В статье рассматривается возможность усовершенствования учебно-тренировочного процесса по физической культуре с учетом интеграции наук, обновлением технологий и методов обучения. Проанализирован и на практике опробован проект образовательной программ...
Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников
Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...
Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников
Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...
Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся
В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...
Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...
Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы
Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...
Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения
В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образов...
Инновационные методы преподавательской деятельности на уроках хореографии
В статье рассматриваются вопросы внедрения в педагогическую практику инновационных методов преподавательской деятельности на уроках хореографии. Рассмотрены инновационные технологии, исследованы возможности инновационной деятельности педагога на урок...
Похожие статьи
Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования
Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)
В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».
Моделирование образовательного процесса в целях формирования культуры здорового образа жизни
В статье рассматривается возможность усовершенствования учебно-тренировочного процесса по физической культуре с учетом интеграции наук, обновлением технологий и методов обучения. Проанализирован и на практике опробован проект образовательной программ...
Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников
Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...
Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников
Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...
Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся
В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...
Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...
Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы
Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...
Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения
В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образов...
Инновационные методы преподавательской деятельности на уроках хореографии
В статье рассматриваются вопросы внедрения в педагогическую практику инновационных методов преподавательской деятельности на уроках хореографии. Рассмотрены инновационные технологии, исследованы возможности инновационной деятельности педагога на урок...