Использование песочной терапии в системе логопедической работы с детьми с ТНР
Авторы: Чумучова Алиса Анатольевна, Абзалова Земфира Юсуповна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 29.04.2024
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Чумучова, А. А. Использование песочной терапии в системе логопедической работы с детьми с ТНР / А. А. Чумучова, З. Ю. Абзалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9188/ (дата обращения: 16.11.2024).
Принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования прочно утвердились в жизни современного общества. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи, должны иметь возможность получения своевременной, качественной коррекционной помощи. Следовательно, возникает проблема о необходимости разработки наиболее результативных методов работы с целью исправления речевых недостатков у детей с ТНР.
Тяжёлые нарушения речи (THP) — это стойкие специфичные патологии в развитая компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонематических процессов, звукопроизношения, просодического компонента речи), отмечающихся у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом [6). Из числа детей с ограниченными возможностями здоровья значительную долю составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. К этой категории относятся дети с алалией, дизартрией, ринолалией, афазией, выраженным заиканием (3). Все она нуждаются в логопедической помощи, основной этап которой должен включать: формирование целенаправленной воздушной струи, обогащение активного и пассивного словаря, обучение построению простых распространённых предложений, развитие связной речи, правильного звукопроизношения и просодической стороны [5].
На фоне комплексной логопедической помощи нестандартные методы терапии способны улучшить процесс коррекционного воздействия, устранить различные дефекты речи. Несмотря на то, что альтернативные методы и приемы представляют собой лишь дополнения к общепринятым, испытанным временем технологиям, они могут помочь организовать процесс обучения, сделать их более разнообразными и увлекательными. Помимо этого, они всегда ориентированы на усовершенствование психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из течений в арт-терапии является песочная терапия, которая базируется на концепции К. Г. Юнга. Она интересовала многих представителей юганской школы (4). Тем не менее, с целью обучения песочная терапия стала применяться сравнительно недавно, до прошедшего времени эта технология фактически никак не использовалась.
Метод песочной терапии предполагает создание природной стимулирующей среды, в которой бы ребенок смог почувствовать себя удобно и защищённо, свободно выражая свою творческую активность. Для этого нужно выбрать упражнения, подходящие способностям ребенка. В сказочной форме педагог должен объяснить, как нужно играть, какие правила необходимо соблюдать в процессе терапии. Очень важно на занятиях ликвидировать отрицательную оценку поступков, мыслей ребенка, и, при этом, похвалить за каждую его выдумку, за креативный подход и фантазию.
Основой для проведения песочных игр является два принципа: «воплощение в жизнь» отвлеченных знаков (букв, чисел) и «проживание» разнообразных ситуаций одновременно с персонажами песочных игр.
В процессе «оживления» абстрактных знаков, ребенок начинает с большим интересом включаться в игровой процесс. Данный принцип дает возможность выработать, повысить и усилить позитивную мотивацию к занятиям и личную увлеченность ребенка в происходящем.
Второй принцип предполагает переход из «мира представляемого» в «мир настоящий» и обратно [1].
Если традиционное обучение объединить с песочными играми, то можно добиться более значимых образовательных и воспитательных результатов, нежели при использовании исключительно только типичных форм обучения. В процессе игр с песком увеличивается мотивация, происходит развитие сенсорного восприятия, формируются познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление и речь [2].
«Песочные» игры можно использовать как на индивидуальных коррекционных занятиях, так и на подгрупповых. В течение занятия нужно давать ребенку время для свободной игры-отдыха, которая занимает около пяти минут.
Весь игровой процесс можно разделить на пять последовательных этапов.
На первом этапе педагог представляет детям песочницу и объясняет, что ящик наполовину заполнен песком, голубые стенки песочницы олицетворяют лазурное небо и, если немного подвинуть песок, то можно обнаружить, что дно песочницы тоже голубое. Оно символизирует воду. Таким образом, дети сами смогут создать в песочнице любой водоем: озеро, ручей, речку, море, океан.
На втором этапе демонстрируются различные коллекции фигурок: люди, дикие звери, домашние животные, рыбы, насекомые, здания, транспорт и т. д. Детям предлагается их потрогать, поиграть, разглядеть.
На третьем этапе происходит ознакомление с «законами», которые представляют собой свод правил, запретов и ограничений, которые используются в игровом процессе. Знакомство с правилами должно происходить в игровой или сказочной форме. Каждое занятие нужно начинать с «проигрывания», повторения данных «законов» [2).
На четвертом этапе определяются учебные и коррекционные задачи, инструкции к играм, общий план занятия. Данное действие осуществляет фантастический персонаж. Им может быть Песочная волшебница, черепашка Тортила, мудрая сова, золотая рыбка и др. Сказочный герой предлагает определить тематику игры, после этого начинает рассказывать занимательную историю о каком-либо событии. Также он распределяет поручения между детьми. Таким образом, вся информация, которой должны овладеть дети, преподносится этим фантастическим героем. Он же контролирует весь игровой процесс в целом, констатирует и оценивает творческие работы детей, поощряет детей и придает уверенности каждому из участников игрового процесса.
Пятый этап — это окончание игры. Заканчивая игры с песком, дети разбирают собственные сооружения, убирают игрушки в контейнеры, ставят их на полки, подводят итоги занятия [2).
Если логопедические занятия проводятся стабильно и с определенной периодичностью, то знакомство с песочницей производится только на первой встрече.
Последующие занятия посвящаются непосредственно коррекционно-развивающим играм с песком. В зависимости от логопедической цели, содержание занятия будет включать в себя игровые приемы, направленные на развитие определенных умений и навыков.
Нами была разработана система упражнений, которая включает игры на развитие диафрагмального типа дыхания, фонетической стороны речи, формирование лексико-грамматического строя и связной речи.
Развитие диафрагмального типа дыхания. Перед началом игр логопед объясняет, что вдыхать нужно носом, а выдыхать ртом, при входе живот должен округлиться.
«Замело дорогу»
Оборудование: машинка детская.
Ход игры: логопед от машинки рисует на песке линию и объясняет, что дорогу сильно замело. Ребенок дует и расчищает путь машинке.
«Откопай секретик»
Оборудование: цветная картинка/фигурка
Ход игры: игрушка или картинка кладется на дно и засыпается сверху песком. Задача ребенка — струей воздуха откопать игрушку/картинку и узнать, какой секрет для него был зарыт.
«Кто быстрее?»
Ход игры: в песочнице на определенном расстоянии друг от друга находятся два стеклянных шарика. Логопед отмечает линию старта и линию финиша. По команде два ребенка или логопед и ребенок дуют на шарики, постепенно передвигая их к линии финиша. Побеждает тот, чей шарик раньше пересечет границу.
Коррекция фонетических нарушений может включать в себя артикуляционные
Артикуляционная гимнастика.
«Лошадки идут на водопой»
Ход игры: логопед «создает в озеро», раскапывая голубое дно песочницы. Кисти рук ребенка — лошадки, а пальцы — копыта. Ребенку предлагается пощелкать языками в такт щелчкам, проскакать к озеру.
«Крылатые качели»
Ход игры: ребенку предлагается ритмично двигать языком вверх и вниз. Когда язык поднимается кверху, ребенок ставит на песок указательные пальцы обеих рук, а когда язык опускается, ребенок дотрагивается до песка большими пальцами, отрывая указательные.
«Часики»
Ход игры: ребенок двигает языком влево-вправо и одновременно попеременно дотрагивается до песка то большим пальцем правой руки и мизинцем левой, то большим пальцем левой руки и мизинцем правой.
Автоматизация звуков.
«Звуковые дорожки»
Ход игры: логопед в песке формирует небольшие воронки на определенном расстоянии друг от друга. Ребенок, произнося слоги с отрабатываемым звуком, отрывисто дотрагивается до дна каждой воронки пальчиком.
«Песочная рыбалка»
Оборудование: игрушки, картинки, маленькое ведро.
Логопед закапывает в песок игрушки или картинки, в названии которых есть определенный звук. Ребенок откапывает игрушку, называет ее и складывает «улов» в ведро.
Игры на формирование лексико-грамматических категории способствует формированию лексического запаса и грамматического строя речи.
«Чего не хватает?»
Цель: обучение использованию существительных в родительном падеже, развитие памяти.
Оборудование: миниатюрные фигурки.
Ход игры: логопед раскладывает на поверхности песка различные игрушки. Ребенок запоминает их, затем закрывает глаза. Логопед закапывает одну или две игрушки ребенку предлагается откопать игрушку, проверив правильность его ответа.
«Звери ходят в лес»
Цель: обогащение словаря и формирование умений правильно употреблять в спонтанной речи грамматические категории: предлоги от, к, около, над, между, под; приставочные глаголы: пошел, пришел, ушел, зашел и т. д.; наречия: далеко, близко, быстро, медленно.
Оборудование: фигурки диких животных, макеты деревьев или живые прутики.
Ход игры: логопед предлагает ребенку соорудить лес и расселить там животных.
Затем придумать и рассказать историю про то, где животные живут и как ходят в гости друг к другу. Свои действия ребенок сопровождает словами.
В заключение хотелось бы отметить, что игры с песком могут стать неотъемлемой частью занятий, проводимых логопедом. С помощью песочной терапии появляется возможность отрегулировать эмоциональное состояние и решить даже самые сложные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми, имеющими ТНР.
Литература:
- Зинкевич — Евстигнеєва Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2010.
- Кузуб Н. В. В гостях у песочной Феи. / Кузуб Н. В., Э. И. Осипчук// Вестник практической психологии образования. — 2011. — Nº1(6).
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1997. — 287 с.
- Логинова О. И. Метод «Песочная терапия» в психологическом консультировании. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://olga29011.narod.ru/sandplya.html
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
- Приходько О. Г. Особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/935409/