Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта) / И. В. Мамлеева, Е. А. Алиева, Н. Я. Соломыкина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9192/ (дата обращения: 18.12.2024).



В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов. На ребенка с самого рождения наваливается огромный груз информации: СМИ, бесконечное множество мультфильмов, интернет. Все это зачастую приводит к тому, что мы все чаще наблюдаем примеры детской агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Поэтому, так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер у ребенка, отношение к окружающему миру, людям, семье.

В соответствие с выше представленной проблемой мною был выделен ряд нравственных и духовных характеристик личности ребенка, которые я развивала у дошкольников 4–5 лет в процессе чтения и обсуждения художественной литературы в течение года:

— вежливость (умение здороваться и прощаться, употреблять в речи волшебные слова)

— уважение (умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать и т. д.)

— честность (умение говорить правду в любой ситуации)

— совестливость (способность испытывать чувство стыда за свои поступки)

— сострадательность (умение видеть беды и проблемы других людей, стремление прийти к ним на помощь)

— скромность (умение видеть заслуги других, не считать себя лучшим, главным и т. п.)

— дружелюбие (позитивное отношение к собеседнику)

— чуткость (отзывчивость, внимание, сердечность, эмпатия, душевность)

— трудолюбие (любовь к труду)

Для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка 4–5 лет я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, соответствие возрастной категории. Также был использован список литературы, представленный в книге «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», авторы В. В. Бацкалева, И. В. Забегайлова. Ниже представлены некоторые произведения из этого списка:

1) Колыбельная «Спи, мой мальчик», (В. Лунин)

Задачи: продолжаем формировать чувство любви к самому близкому человеку-маме; поощряем детей играть в сюжетно-ролевую игру «дочки-матери», закрепляем навыки ласкового обращения с «ребеночком», употребления в речи нежных слов;

2) Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Задачи: формируем эмоционально-образное восприятие сказки, учим понимать и оценивать характер и поступки героев (лиса-плутовка, обманщица)

3) Подсолнухи, (по В. Сысоеву)

Задачи: продолжаем формировать личностные качества- скромность и кротость, неприятие хвастовства и зазнайства, активизируем словарь: луговинка, воскликнул хвастливо, во все глаза, по другую сторону, учим с помощью интонации и мимики передавать характер героев, обсуждаем как смешно выглядят хвастуны.

4) Надо слушаться (К. Лукашевич)

Задачи: продолжаем формировать у детей послушание и уважительное отношение к старшим, рассматриваем, что бывает, когда дети не слушаются, к какой беде это может привести; активизируем словарь: захвораешь, насилу добрел, хрен, бить лихорадкой, захватило горло, шибко побежал, бултых; игра- драматизация с использованием шапочек, учим передавать интонацию и характер героев.

5) Дед (Л. Толстой)

Задачи: продолжаем формировать у детей уважительное отношение к старшим, к старости, желание помочь немощному, слабому, больному; словарная работа: стар и слаб, млад и глуп, дурно; игра- драматизация «Дедов помощник», учим передавать движениями старость деда и предупредительность внука, его желание помочь деду.

6) Старик (Л. Толстой)

Задачи: продолжаем формировать у детей личностные качества, такие, как желание сделать, хорошее, доброе для других людей; обсуждаем смысл пословиц «Человек красив не одеждой, а поступками», «Человека судят по его делам», «Оставь после себя память добрую».

7) «Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка)

Задачи: продолжаем формировать у детей понятие дружбы, товарищества, умение работать вместе, дружно; понимание того, что сообща любое дело спориться; обсуждаем, почему такая беда случилась с персонажами, друзья ли они? Как поступают настоящие друзья?

8) «Умная собака» (К. Лукашевич)

Задачи: продолжаем формировать у детей понятие дружбы, взаимовыручки; обсуждаем пословицу.

9) «Дружат дети всей Земли» (В. Викторов)

Задачи: продолжаем формировать у детей понятие дружбы, воспитываем позитивное отношение к окружающему миру; разучиваем стихотворение наизусть, игра малой подвижности «Узнай друга по голосу, по рукам».

10) «По ягоды» (Я. Тайц)

Задачи: продолжаем формировать у детей любовь и уважение к близким людям, семье; воспитываем такие качества, как стыд, совестливость, закрепляем умение делиться, желание сделать приятное, заботиться о своих близких, дидактическая игра «Скажи ласковое слово маме, братишке, бабушке…»

11) Гуси-лебеди (русская народная сказка)

Задачи: формируем такие качества, как послушание старшим и уважение к ним, вежливость, учим уважать законы гостеприимства (печка, яблоня, река: угощают, не обижай); обсуждаем пословицы: «Мир не без добрых людей», «Не плюй в колодец: случится напиться»

12) «Кто хозяин?» (по В. Осеевой)

Задачи: формируем у детей такие качества, как смелость, умение прийти на помощь в беде, желание защитить слабого, порицание трусости; словарная работа: подобрали, с перебитой лапой, напали овчарки, отогнал; составление мини-рассказов «Наши домашние животные»

13) «Переплетчица» (Б. Заходер)

Задачи: продолжаем воспитывать бережное отношение к вещам, желание починить испорченную вещь; вспоминаем правило работы с книгой-читаем только за столом, края страниц не загибаем, страницы переворачиваем бережно, на сгибе не выворачиваем; почитал-поставь на место; совместно с детьми ремонтируем несколько книг.

14) «Моя мама пахнет хлебом» (В. Сухомлинский)

Задачи: формируем у детей уважительное отношение к труду взрослых, к профессии родителей; составление мини- рассказов «А твоя мама где работает?»

Также в процессе работы над темой по духовно-нравственному воспитанию детей 4–5 лет я практикую использование дидактических игр. Одной из любимых игр детей моей группы по духовно-нравственному воспитанию стала дидактическая игра «Хорошо или плохо». Игра представлена ниже на рис.1

Дидактическая игра «Хорошо или плохо»

Рис. 1 Дидактическая игра «Хорошо или плохо»

Цель игры:

Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других.

Задачи:

— Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;

— Содействовать накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми и природой;

— Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;

— Воспитывать внимательное отношение и любовь к людям и окружающему миру;

— Развивать умение сотрудничества.

Правила игры:

В игру можно играть как коллективно, так и в парах или даже одному ребенку.

Детям нужно рассмотреть картинки; подумать, какие из них иллюстрируют хорошие поступки, а какие — плохие; распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя их на смайлики. Красный смайлик-плохой поступок, зеленый смайлик — хороший поступок.

Игровые действия:

Дети рассматривают картинки, распределяют их на две группы «хорошо» и «плохо», прикрепляя на них соответствующие смайлики.

Игровые результаты:

— Умение отличать хорошее поведение от плохого;

— Опыт доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми и природой;

— Отрицательное отношение к грубости, жадности;

— Внимательное отношение и любовь к людям и окружающему миру;

— Умение сотрудничать

Следующая игра -экологическая «Что хорошо или плохо для нашей планеты». Игра представлена на рис. 2.

Дидактическая игра «Что хорошо или плохо для нашей планеты» Дидактическая игра «Что хорошо или плохо для нашей планеты»

Рис. 2 Дидактическая игра «Что хорошо или плохо для нашей планеты»

Цель: закрепить с детьми знания и практические умения определять и выделять хорошее или плохое воздействие человека на окружающую среду, планету Земля; при этом аргументировать свой выбор: рассуждать, доказать свою точку зрения., предлагать пути решения экологических проблем.

Ход игры:

  1. Распределить между игроками жетоны с изображением «веселой» и «грустной, обиженной» планеты.
  2. Детям раздаются карточки с изображением ситуаций, отражающих состояние планеты.
  3. Предложить детям рассмотреть картинки, определить хорошие и плохие поступки человека по отношению к природе. Попросить аргументировать свои ответы, что для планеты хорошо, что плохо.
  4. Работа с жетонами: жетон с «веселой» планетой прикладываем к картинке, на которой изображено положительное воздействие на природу, жетон с «грустной» планетой на картинку, которая отражает ситуацию отрицательного влияния человека на природу.

Таким образом, посредством дидактических игр и чтения художественной литературы у ребенка развивается способность правильно оценивать и понимать чувства и эмоции другого человека. У дошкольника формируется чувство справедливости, сострадания, доброты-все это не является пустым звуком для него, получившего духовно-нравственное воспитание. Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Такой ребенок развивается гармонически развитой личностью.

Литература:

  1. Кочанская И. Б. Беседы с детьми о хороших привычках. М.: ТЦ «Сфера», 2016. 96с.
  2. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.: ТЦ «Сфера»,2011.96с.
  3. В. В. Бацкалева, И. В. Забегайлова «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». М.: Москва «ПСТГУ»,2023.-192с.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ)

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста на основе этнопедагогики и национальной культуры

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры с использованием дистанционных технологий: система урочной и внеурочной работы

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Управленческое содействие педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

Художественное воспитание, обучение и развитие детей 2–7 лет при реализации парцианальной программы «Цветные ладошки»

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Научно-исследовательская работа в процессе самообразования и саморазвития педагогов-практиков (преподавателей образовательного блока «Искусство»)

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ)

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста на основе этнопедагогики и национальной культуры

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры с использованием дистанционных технологий: система урочной и внеурочной работы

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Управленческое содействие педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

Художественное воспитание, обучение и развитие детей 2–7 лет при реализации парцианальной программы «Цветные ладошки»

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Научно-исследовательская работа в процессе самообразования и саморазвития педагогов-практиков (преподавателей образовательного блока «Искусство»)

Задать вопрос