Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)
Авторы: Мамлеева Ирина Владимировна, Алиева Елена Анатольевна, Соломыкина Надежда Яковлевна, Осипова Елена Эдуардовна, Барсукова Марина Анатольевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 01.05.2024
Статья просмотрена: 245 раз
Библиографическое описание:
Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта) / И. В. Мамлеева, Е. А. Алиева, Н. Я. Соломыкина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9192/ (дата обращения: 18.12.2024).
В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов. На ребенка с самого рождения наваливается огромный груз информации: СМИ, бесконечное множество мультфильмов, интернет. Все это зачастую приводит к тому, что мы все чаще наблюдаем примеры детской агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Поэтому, так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер у ребенка, отношение к окружающему миру, людям, семье.
В соответствие с выше представленной проблемой мною был выделен ряд нравственных и духовных характеристик личности ребенка, которые я развивала у дошкольников 4–5 лет в процессе чтения и обсуждения художественной литературы в течение года:
— вежливость (умение здороваться и прощаться, употреблять в речи волшебные слова)
— уважение (умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать и т. д.)
— честность (умение говорить правду в любой ситуации)
— совестливость (способность испытывать чувство стыда за свои поступки)
— сострадательность (умение видеть беды и проблемы других людей, стремление прийти к ним на помощь)
— скромность (умение видеть заслуги других, не считать себя лучшим, главным и т. п.)
— дружелюбие (позитивное отношение к собеседнику)
— чуткость (отзывчивость, внимание, сердечность, эмпатия, душевность)
— трудолюбие (любовь к труду)
Для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка 4–5 лет я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, соответствие возрастной категории. Также был использован список литературы, представленный в книге «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», авторы В. В. Бацкалева, И. В. Забегайлова. Ниже представлены некоторые произведения из этого списка:
1) Колыбельная «Спи, мой мальчик», (В. Лунин)
Задачи: продолжаем формировать чувство любви к самому близкому человеку-маме; поощряем детей играть в сюжетно-ролевую игру «дочки-матери», закрепляем навыки ласкового обращения с «ребеночком», употребления в речи нежных слов;
2) Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
Задачи: формируем эмоционально-образное восприятие сказки, учим понимать и оценивать характер и поступки героев (лиса-плутовка, обманщица)
3) Подсолнухи, (по В. Сысоеву)
Задачи: продолжаем формировать личностные качества- скромность и кротость, неприятие хвастовства и зазнайства, активизируем словарь: луговинка, воскликнул хвастливо, во все глаза, по другую сторону, учим с помощью интонации и мимики передавать характер героев, обсуждаем как смешно выглядят хвастуны.
4) Надо слушаться (К. Лукашевич)
Задачи: продолжаем формировать у детей послушание и уважительное отношение к старшим, рассматриваем, что бывает, когда дети не слушаются, к какой беде это может привести; активизируем словарь: захвораешь, насилу добрел, хрен, бить лихорадкой, захватило горло, шибко побежал, бултых; игра- драматизация с использованием шапочек, учим передавать интонацию и характер героев.
5) Дед (Л. Толстой)
Задачи: продолжаем формировать у детей уважительное отношение к старшим, к старости, желание помочь немощному, слабому, больному; словарная работа: стар и слаб, млад и глуп, дурно; игра- драматизация «Дедов помощник», учим передавать движениями старость деда и предупредительность внука, его желание помочь деду.
6) Старик (Л. Толстой)
Задачи: продолжаем формировать у детей личностные качества, такие, как желание сделать, хорошее, доброе для других людей; обсуждаем смысл пословиц «Человек красив не одеждой, а поступками», «Человека судят по его делам», «Оставь после себя память добрую».
7) «Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка)
Задачи: продолжаем формировать у детей понятие дружбы, товарищества, умение работать вместе, дружно; понимание того, что сообща любое дело спориться; обсуждаем, почему такая беда случилась с персонажами, друзья ли они? Как поступают настоящие друзья?
8) «Умная собака» (К. Лукашевич)
Задачи: продолжаем формировать у детей понятие дружбы, взаимовыручки; обсуждаем пословицу.
9) «Дружат дети всей Земли» (В. Викторов)
Задачи: продолжаем формировать у детей понятие дружбы, воспитываем позитивное отношение к окружающему миру; разучиваем стихотворение наизусть, игра малой подвижности «Узнай друга по голосу, по рукам».
10) «По ягоды» (Я. Тайц)
Задачи: продолжаем формировать у детей любовь и уважение к близким людям, семье; воспитываем такие качества, как стыд, совестливость, закрепляем умение делиться, желание сделать приятное, заботиться о своих близких, дидактическая игра «Скажи ласковое слово маме, братишке, бабушке…»
11) Гуси-лебеди (русская народная сказка)
Задачи: формируем такие качества, как послушание старшим и уважение к ним, вежливость, учим уважать законы гостеприимства (печка, яблоня, река: угощают, не обижай); обсуждаем пословицы: «Мир не без добрых людей», «Не плюй в колодец: случится напиться»
12) «Кто хозяин?» (по В. Осеевой)
Задачи: формируем у детей такие качества, как смелость, умение прийти на помощь в беде, желание защитить слабого, порицание трусости; словарная работа: подобрали, с перебитой лапой, напали овчарки, отогнал; составление мини-рассказов «Наши домашние животные»
13) «Переплетчица» (Б. Заходер)
Задачи: продолжаем воспитывать бережное отношение к вещам, желание починить испорченную вещь; вспоминаем правило работы с книгой-читаем только за столом, края страниц не загибаем, страницы переворачиваем бережно, на сгибе не выворачиваем; почитал-поставь на место; совместно с детьми ремонтируем несколько книг.
14) «Моя мама пахнет хлебом» (В. Сухомлинский)
Задачи: формируем у детей уважительное отношение к труду взрослых, к профессии родителей; составление мини- рассказов «А твоя мама где работает?»
Также в процессе работы над темой по духовно-нравственному воспитанию детей 4–5 лет я практикую использование дидактических игр. Одной из любимых игр детей моей группы по духовно-нравственному воспитанию стала дидактическая игра «Хорошо или плохо». Игра представлена ниже на рис.1
Рис. 1 Дидактическая игра «Хорошо или плохо»
Цель игры:
Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других.
Задачи:
— Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;
— Содействовать накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми и природой;
— Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
— Воспитывать внимательное отношение и любовь к людям и окружающему миру;
— Развивать умение сотрудничества.
Правила игры:
В игру можно играть как коллективно, так и в парах или даже одному ребенку.
Детям нужно рассмотреть картинки; подумать, какие из них иллюстрируют хорошие поступки, а какие — плохие; распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя их на смайлики. Красный смайлик-плохой поступок, зеленый смайлик — хороший поступок.
Игровые действия:
Дети рассматривают картинки, распределяют их на две группы «хорошо» и «плохо», прикрепляя на них соответствующие смайлики.
Игровые результаты:
— Умение отличать хорошее поведение от плохого;
— Опыт доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми и природой;
— Отрицательное отношение к грубости, жадности;
— Внимательное отношение и любовь к людям и окружающему миру;
— Умение сотрудничать
Следующая игра -экологическая «Что хорошо или плохо для нашей планеты». Игра представлена на рис. 2.
Рис. 2 Дидактическая игра «Что хорошо или плохо для нашей планеты»
Цель: закрепить с детьми знания и практические умения определять и выделять хорошее или плохое воздействие человека на окружающую среду, планету Земля; при этом аргументировать свой выбор: рассуждать, доказать свою точку зрения., предлагать пути решения экологических проблем.
Ход игры:
- Распределить между игроками жетоны с изображением «веселой» и «грустной, обиженной» планеты.
- Детям раздаются карточки с изображением ситуаций, отражающих состояние планеты.
- Предложить детям рассмотреть картинки, определить хорошие и плохие поступки человека по отношению к природе. Попросить аргументировать свои ответы, что для планеты хорошо, что плохо.
- Работа с жетонами: жетон с «веселой» планетой прикладываем к картинке, на которой изображено положительное воздействие на природу, жетон с «грустной» планетой на картинку, которая отражает ситуацию отрицательного влияния человека на природу.
Таким образом, посредством дидактических игр и чтения художественной литературы у ребенка развивается способность правильно оценивать и понимать чувства и эмоции другого человека. У дошкольника формируется чувство справедливости, сострадания, доброты-все это не является пустым звуком для него, получившего духовно-нравственное воспитание. Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Такой ребенок развивается гармонически развитой личностью.
Литература:
- Кочанская И. Б. Беседы с детьми о хороших привычках. М.: ТЦ «Сфера», 2016. 96с.
- Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.: ТЦ «Сфера»,2011.96с.
- В. В. Бацкалева, И. В. Забегайлова «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». М.: Москва «ПСТГУ»,2023.-192с.