Использование кубанских народных игр как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Авторы: Каспарова Ашхен Александровна, Пархоменко Алина Ивановна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 01.05.2024
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Каспарова, А. А. Использование кубанских народных игр как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников / А. А. Каспарова, А. И. Пархоменко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9195/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания у детей духовно-нравственных и патриотических чувств средствами народной культуры (устного народного творчества, народных игр, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных и семейных праздников, традиций, обычаев).
Ключевые слова: народные игры, духовно-нравственное воспитание, фольклор, традиции.
Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. В статье «О народности в общественном» он писал: «… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?».
В практической работе детского сада мы активно используем все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Хотим поделится сценариями кубанских народных игр, адаптированных для детей дошкольного возраста (в том числе и детей с особыми возможностями здоровья).
ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА (Кубанская народная игра)
Возрастная категория: дети 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Оборудование: золотые ключи с голубой лентой.
Зал оформлен в стиле станичного кубанского казачьего жилища. Представлен казачий двор. Участники игры одеты в народные костюмы, характерные для Кубани. Разговаривают на местном кубанском диалекте. «Девчата» и «хлопцы» заняты каждый своим делом (девчата общаются друг с другом, пританцовывают, хлопцы скачут на лошадях).
Правила игры:
Ребенок-водящий берет ключи с голубой лентой и приглашает всех поиграть в игру. Дети становятся в круг и начинают движение по кругу. Водящий идет с ключами около детей за кругом. Все вместе проговаривают слова (если используется музыка, то поют):
Заря-заряница, Казачка девица.
По полю ходила, Ключи обронила.
Ключи золотые, Ленты голубые.
Раз, два не воронь, А беги как огонь!
На слова «беги как огонь» водящий останавливается и кладет ключи с лентой рядом с тем ребенком, возле которого оказался. Тот ребенок быстро поднимает ключи, и они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первый добежит до того места, откуда начали движение, тот занимает его, а ребенок, который прибежал позже, поднимает ключи и становится «зарёй».
Игра повторяется.
Что развивает игра: умение соблюдать правила, проявлять доброжелательность; приобщение к национальной культуре Кубани; воспитание патриотических чувств посредством кубанской народной игры.
Рис. 1. Игра «Заря-Заряница»
Комментарии
В эту игру можно играть как под музыку, так и без неё.
Представленная игра очень нравится детям (особенно под музыку), проходит весело и динамично. С интересом в нее играют дети как старшей, так и подготовительных групп. Играть можно и в помещении, и на улице.
ПОДКОВА (Кубанская казачья игра)
Возрастная категория: дети 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Оборудование: подкова. Зал оформлен в стиле станичного кубанского казачьего жилища. Представлен казачий двор. Участники игры одеты в народные костюмы, характерные для Кубани.
Правила игры
Ребенок-водящий «находит» подкову и вместе со взрослой казачкой приглашает всех поиграть в игру. Дети становятся в круг и начинают передавать подкову по кругу со словами:
Весело резвился в поле
Жеребёночек на воле
Он в густой траве скакал
И подкову потерял
Рис. 2. Игра «Подкова»
Тот ребенок, у которого на последних словах оказалась в руках подкова, выходит в круг, а дети произносят слова:
Ты казачка (казак) выходи,
Своим танцем удиви!
Ребёнок, стоящий в кругу, под музыку с веселым задором и удалью, необычайной легкостью и пластичностью выполняет казачьи танцевальные движения. Остальные дети подхватывают этот задор, и все вместе уверенно танцуют, пока музыка не закончится.
Игра повторяется снова.
Что развивает игра: создает условия для формирования фонематической стороны речи;активизирует мыслительную деятельность;развивает память, внимание, двигательную активность, согласованность движений;воспитывает бережное отношение к культурному наследию своего народа.
Комментарии
В эту игру можно играть как под музыку, так и без её сопровождения.
Представленная игра очень нравится детям, проходит весело, динамично и задорно. С интересом в нее играют дети старших и подготовительных групп. Играть можно и в помещении, и на улице.
ВОЛК И КОЗЛЯТА (Кубанская народная игра)
Возраст детей: 5–6 лет
Категория детей: дети с тяжелыми нарушениями речи.
Оборудование: рожок пастушка, для детей — ободки с рожками, пастушок и педагоги одеты в народные костюмы, характерные для Кубани.
Зал оформлен в стиле станичного кубанского казачьего жилища. Представлен казачий двор.
Задачи:
— Создать условия для развития у детей с ОВЗ интереса и любви к Родине, традициям и обычаям, народным играм.
— Создать условия для развития у детей с ОВЗ общей моторики; развития ловкости, координации движений; умения выполнять определённые движения и действия (прыжки, подскоки).
— Создать условия для развития у детей с ОВЗ высших психических функций: внимания, воображения; умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Авторский текст к игре был написан с учётом речевых и психофизиологических особенностей воспитанников. Фонетический материал подобран таким образом, чтобы дети могли его произносить (то есть звуки уже изучены и отработаны), лексика детям знакома и понятна, грамматика находится на уровне развития речи детей.
Правила игры:
Играющие выбрали пастуха и волка (возможно, считалочкой, жеребьёвкой), остальные дети — козлята.
Дом волка в лесу, а у козлят дом на противоположном конце площадки.
Козлята громко зовут пастуха, поют закличку:
«Пастушок, пастушок! Заиграй во рожок!
Нас веди на лужок,
Там: травка мягкая, роса сладкая!
Гони нас в поле — погулять на воле!
Рис. 3. Игра «Волк и козлята»
Пастушок выгоняет козлят на лужок; козлята резвятся, бегают, прыгают, веселятся! Внезапно появляется волк.
По сигналу пастушка: «Волк!» все козлята бегут в дом на противоположную сторону площадки.
Пастушок защищает козлят, кого поймал волк — те ребята выходят из игры.
Игру можно повторять несколько раз.
Что развивает игра: умение соблюдать правила, проявлять доброжелательность; приобщение к национальной культуре Кубани; воспитание патриотических чувств посредством кубанской народной игры.
Комментарии
В эту игру можно играть как под музыку, так и без неё.
Играть можно и в помещении, и на улице.
Литература:
- Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. — М.: ТЦ «Сфера», 2013г.
- Зацепина, М.Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду — М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
Похожие статьи
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...
Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество
В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.
Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю
В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.
Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ
В статье авторы обосновывают потенциал использования народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Народные подвижные игры как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников
В статье описывается использование традиционных методов народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возрастав условиях современного общества. Раскрываются сущность, приемы и методы русской народной педагогики, используемые в нравс...
Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)
В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса
В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Нравственное воспитание старших дошкольников путем ознакомления с традициями и культурой русского и татарского народов
В статье авторы рассматривают связь культуры народностей и нравственного воспитания детей, как важной составляющей воспитательной части детского сада и дома.
Народная игровая культура в образовательном процессе
В статье рассмотрены основные тенденции и направления использования игровой культуры народа, приёмов народной педагогики для приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Представлен личный опыт ведения культурно-досуговой деятел...
Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...
Похожие статьи
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...
Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество
В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.
Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю
В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.
Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ
В статье авторы обосновывают потенциал использования народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Народные подвижные игры как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников
В статье описывается использование традиционных методов народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возрастав условиях современного общества. Раскрываются сущность, приемы и методы русской народной педагогики, используемые в нравс...
Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)
В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса
В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Нравственное воспитание старших дошкольников путем ознакомления с традициями и культурой русского и татарского народов
В статье авторы рассматривают связь культуры народностей и нравственного воспитания детей, как важной составляющей воспитательной части детского сада и дома.
Народная игровая культура в образовательном процессе
В статье рассмотрены основные тенденции и направления использования игровой культуры народа, приёмов народной педагогики для приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Представлен личный опыт ведения культурно-досуговой деятел...
Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...