Педагогический проект «Мир Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Козырева Анна Акселевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 02.05.2024
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Козырева, А. А. Педагогический проект «Мир Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста / А. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9196/ (дата обращения: 16.11.2024).
Данный проект будет полезен воспитателям детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 1
Паспорт проекта
Полное название проекта |
«Мир Чуковского» |
Автор проекта |
Козырева Анна Акселевна, старший воспитатель |
Тип проекта |
Социальный, познавательно-творческий |
Вид проекта |
групповой |
Участники |
воспитатели, дети и родители группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, сотрудники БИЦ «Интеллект» |
Возраст детей-участников |
5–7 лет (старший дошкольный возраст) |
Продолжительность |
краткосрочный — 2 месяца |
Актуальность
Мы с вами живём в 21 веке, и в настоящее время значительную часть важной и нужной нам информации мы привыкли получать из средств массовой информации, ведь проще включить телевизор, «заглянуть» в интернет и узнать всё, что нам нужно.
А как же книги, зачем они нужны?
Мультфильмы, аудиозаписи и различные видеофильмы, которые уже дают готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействуя на людей, существенно ослабили интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует напряжения мысли и анализа прочитанного.
В наше время весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Систематическое и вдумчивое чтение книг будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей.
Чтение художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, что способствует развитию мышления и воображения, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромное и незаменимое воспитательное, познавательное и эстетическое значение оказывают произведения К. И. Чуковского, т. к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Литературные произведения К. И. Чуковского сопровождают ребенка с первых лет его жизни и выступают перед ним в единстве содержания и художественной формы.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Дети могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказок К. И. Чуковского позволяет детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются. Книги писателя пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды.
Герои его сказок вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство.
Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Цель :создание условий для приобщения детей к чтению художественной литературы в процессе закрепления и систематизирования знаний о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского.
Задачи:
— продолжать развивать умение детей понимать занимательность сюжетов литературных произведений К. И. Чуковского, особенность его языка;
— воспитывать интерес к творчеству автора;
— развивать мышление, речь, воображение и память у дошкольников;
— развивать у воспитанников творческие способности;
— способствовать повышению устойчивого интереса у детей и взрослых к семейному;
— активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения.
Ожидаемый результат:
Педагоги:
— собран и систематизирован весь материал по теме проекта;
— созданы в группе все необходимые условия для проведения проектной деятельности.
Дети:
— повысился интерес к чтению художественной литературы;
— закрепятся и систематизируются знания о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
Родители:
— повысился интерес к образовательному процессу в ДОО;
— появился интерес к семейному чтению литературных произведений;
— повысился интерес участия в жизни группы.
Проблема. Недостаточный интерес у детей к чтению художественной литературы, а также недостаточно знаний о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
Причины:
— недостаточно уделяется времени семейному чтению;
— непонимание родителей значения чтения детских книг для воспитания ребёнка как будущего читателя;
— интерес к книге подменяется просмотром телевизора и телефона, а также компьютерными играми.
3 этапа проекта
1.Подготовительный этап
— составление и обсуждение поэтапного плана работы, постановка цели и задач;
— анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе: что есть и что надо сделать;
— подбор аудио- и видеоматериалов по теме;
— подбор методической и художественной литературы;
— изготовление различных дидактических игр;
— подбор иллюстраций по теме;
— составление сценарием досуговой деятельности со специалистами ДОО;
— составление анкеты, консультаций и рекомендаций для родителей;
— подбор необходимой информации для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.
2. Основной этап (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
Таблица 2
Социально-коммуникативное развитие |
— создание тематического альбома «К. И. Чуковский»; — разрезные картинки (созданы самостоятельно); — Д/И «Пазлы»; — Д/И «Лото» (созданы самостоятельно); — Д/И «Домино» (созданы самостоятельно) см. рис.1; — Д/И «Кубики по сказкам К. И. Чуковского» (созданы самостоятельно) см.рис.2; — Д/И «Ромашка» (созданы самостоятельно) см. рис.3; — Д/И «Крестики-нолики» (созданы самостоятельно) см. рис.4; — Д/И «Узнай по контуру» (созданы самостоятельно); — Д/И «Четвёртый лишний» (созданы самостоятельно); — Д/И «Литературные сказки» (созданы самостоятельно); — словесная игра «Узнай героя сказки по описанию»; — ситуативный разговор «Что вам больше нравится: смотреть мультфильм или читать с мамой книгу?»; — интервьюирование «Зачем надо читать книжки»; — создание читательских дневников по произведениям К. И. Чуковского совместно с родителями (семейное чтение); — сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Ветеринарная клиника», «Книжный магазин»; — театрализация по произведениям писателя. |
Познавательное развитие |
— беседа «Что такое книга и как она появилась»; — беседы о профессиях (писатель, поэт, художник-иллюстратор, библиотекарь и т. д.); — посещение библиотечно-информационного центра «Интеллект» (совместно с родителями); — показ презентации «Жизнь и творчество К. И. Чуковского», беседа; — прослушивание аудиозаписей литературных произведений писателя; — просмотр видео материалов (советские мультфильмы по произведениям писателя). |
Речевое развитие |
— чтение художественной литературы по теме проекта: — сказки К. И. Чуковского: «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Лимпопо», «Крокодил», «Федорино горе», «Доктор Айболит»; — стихи К. И. Чуковского: «Бутерброд», «Черепаха», «Чудо-дерево», «Туфелька», «Путаница», «Закалялка», «Храбрецы», «Обжора», «Радость», «Слониха читает», «Поросенок», «Федотка», «Песня о бедных сапожках», «Муха в бане»; — пополнение книжного уголка группы произведениями автора; — словесная игра «Доскажи словечко»; — загадки; — заучивание стихотворения «Катауси и Мауси» (сценка); — заучивание произведения «Муха-Цокотуха» (мюзикл); — заучивание произведения «Краденое солнце» (озвучивание диафильма). |
Художественно-эстетическое развитие |
— лепка (пластилинография) «Муха-Цокотуха»; — рисование (коллективная работа): «Чудо-дерево» (парная обувь); — рисование: «Украсим посуду для бабушки Федоры» (различные росписи); — рисование (коллективная работа): создание книги К. Чуковского «Путаница»; — конструктивная деятельность (ручной труд): Герои сказки К. И. Чуковского «Путаница» (из бумаги); — творческая мастерская по изготовлению «Бабочки» (аппликация из различных материалов: нитки, пуговицы, ткань, бумага, бусины и т. д.); — рассматривание иллюстраций и различных картинок по теме проекта; — рассматривание с детьми иллюстраций к произведениям автора в читательских дневниках; — «Книжкина больница» (ремонт книг для малышей совместно с воспитателем — старшие младшим); — изготовление масок, различных атрибутов для игровой деятельности; — раскраски; — выставка детских работ; — изготовление поделок (совместное семейное творчество); — изготовление книжек-малышек по произведением К. И. Чуковского для детей младшего возраста (старшие младшим); — рисование на асфальте «Герои сказок дедушки Корнея»; — участие в районном конкурсе «Пожарная безопасность глазами детей» (изготовление поделки по произведению «Путаница» (Долго, долго крокодил море синее тушил пирогами, и блинами, и сушёными грибами…); — постановка мюзикла «Муха-Цокотуха» (досуг с родителями). |
Физическое развитие |
— физкультминутки; — пальчиковые гимнастики; — гимнастика для глаз; — беседы о здоровом образе жизни. |
Работа с родителями:
— анкетирование родителей;
— консультации и рекомендации: «Семейное чтение», «Путешествие в страну книг. От слушателя к читателю», «В гости в библиотеку»;
— семейная выставка поделок «Мой любимый литературный герой по сказкам дедушки Корнея»;
— заучивание отрывков из произведения «Краденое солнце»;
— ведение с детьми читательских дневников (ФИ ребёнка, название произведения, автор произведения, краткое содержание, что (чем) понравилось, чему учит, а также иллюстрация к произведению);
— беседа с родителями об оказании помощи в организации похода в БИЦ «Интеллект» (поход за территорию детского сада);
— творческая мастерская по изготовлению атрибутов и костюмов для игровой и театрализованной деятельности (досуг).
Различные дидактические пособия и игры, изготовленные совместно с детьми и родителями
Рис. 1. Д/И «Домино» |
Рис. 2. Д/И «Кубики» |
Рис. 3. Д/И «Ромашка» |
Рис. 4. Д/И «Крестики-нолики» |
3. Заключительный этап:
— тематический альбом «К. И. Чуковский»;
— книжки-малышки (старшие младшим);
— театрализованная постановка «Катауси и Мауси» (старшие младшим);
— спортивно-музыкальный досуг «В гостях у доктора Айболита»;
— викторина «Мир Дедушки Корнея» (совместная образовательная деятельность с родителями);
— мюзикл «Муха-Цокотуха» (музыкальный досуг с родителями);
— выставки детских работ по изодеятельности;
— семейная выставка поделок;
— читательские дневники;
— результаты участия районном конкурсе «Пожарная безопасность глазами детей»;
— анализ проектной деятельности, подведение итогов о проделанной работе;
— презентация проекта (детям, родителям и педагогам).
Заключение. По результатам проведённой деятельности можно сделать вывод, что в рамках реализации проекта у детей расширились и систематизировались знания о творчестве К. И. Чуковского, а также повысился интерес к чтению как у детей, так и у родителей.
Как сказалДемьян Бедный:«Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник».