Технологическая карта фрагмента образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему «Домашние животные»
Автор: Саркисян Марина Рафиковна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.
Дата публикации: 15.05.2024
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Саркисян, М. Р. Технологическая карта фрагмента образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему «Домашние животные» / М. Р. Саркисян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9209/ (дата обращения: 16.11.2024).
Категория детей |
Дети дошкольного возраста, имеющие ОВЗ |
Возраст детей |
6–7 лет |
Форма организованности, год обучения |
Дошкольная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Год обучения — 2-й |
Психолого-педагогическое заключение ПМПК |
Расстройство экспрессивной речи, дизартрия, сенсомоторная алалия. Рекомендовано воспитание и обучение в образовательной организации по адаптированной образовательной программе (АОП) дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи |
Коллегиальное заключение ППк ДОО |
Общее недоразвитие речи 3 уровня при дизартрии |
Специальные образовательные условия |
Воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе (АОП) дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи Использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой с опорой на овладение практическими навыками. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию ВПФ, эмоционально-волевой сферы Занятия с логопедом по развитию и коррекции всех компонентов речи |
Цель: |
Формирование вербальной коммуникации средствами родного языка |
Задачи: |
Коррекционно-образовательные: — обогащение словаря о домашних животных, их детёнышей. (животное, детеныш, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, баран, овца, ягненок, козел, коза, козленок, свинья, кабан, поросенок, кролик, крольчиха, крольчонок, хлев, сено, ухаживать, поить, кормить, домашний, пахать, плуг); — совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в уменьшительно- ласкательной форме); — согласование числительных с существительными в роде и числе. Коррекционно-развивающие: — способствовать развитию диалогической речи; — формировать правильное звукопроизношение; — развивать внимание, память, мышление; — совершенствование навыка звукового анализа слов. Коррекционно-воспитательные: — формировать устойчивый эмоциональный контакт детей со взрослым в процессе игровой деятельности; — формировать положительно — эмоциональное отношения детей к занятиям; — формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности; — воспитывать умение подчиняться определённым игровым правилам; |
Методы обучения и педагогические технологии (элементы) |
— метод речевого сопровождения деятельности детей (повторение практических и умственных действий); — наглядный метод (слуховая наглядность (звуковая регуляция движений), выполнение упражнений детьми по подражанию педагогу) практический; (использование визуальных, словесных подсказок); — методы коррекции и развития мышления (коррекционно- развивающие игры и упражнения); — совместные действия педагога и ребенка; пояснение, похвала, напоминание; — метод стимулирующей и обучающей помощи; решение проблемы; воображаемые ситуации; разгадывание ребуса; — здоровьесберегающие технологии (артикуляционные упражнения). |
Приемы |
— Установление с детьми эмоционального контакта; — мотивационный приемы (проблемная ситуация), использование четкой поэтапной речевой инструкции; — педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата; — приемы рефлексивной деятельности, похвала детей |
Оборудование: |
Оборудование. Мольберт, фланелеграф, макет подворья, телевизор, дорожка, аудиозапись (звук телефона) фигурки домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных, карандаши |
Ход подгрупповой образовательной деятельности.
Этапы занятия |
Деятельность педагога, приёмы работы |
Деятельность воспитанников |
Планируемые результаты |
Необходимое оборудование |
Этап — способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности. Мотивационный. Вступительная часть (приветствие) |
Здравствуйте ребята, я рада вас видеть! Если у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу, покажем «забор», а если настроение не очень, покажем «трубочку». Звонок телефона! Алло, здравствуйте Николай Иванович! Я рада вас слышать! — Что у вас случилось? — Да, вы что? — И далеко вам ехать? — Да, знаю я, что у вас большое подворье — Бедные животные и что же теперь делать? — Да, конечно, я с ребятами, но не знаю, как у нас получится…….. — Мы сейчас решим с ребятами, я обязательно сообщу, что решили ребята |
Ребята здороваются, выполняют упражнения |
Вызвать интерес к игровой ситуации |
Телефон (запись звукового гудка) |
Этап — способствуем планированию детьми их деятельности |
-Ребята, представляете позвонил мой дядя, Николай Иванович, который живёт в деревне, он уезжает далеко по делам в город, а у него большое подворье, получается за животными ухаживать некому, и они останутся без еды и воды. — Что же делать? — Как вы думаете? — А давайте с начала посмотрим, справимся ли мы? Чтоб животные к нам привыкли, давайте их покормим |
Ребята предлагают свою помощь. Играют. Игра «Покорми животных» |
Закрепить знания детей о том, чем питаются домашние животные |
Фланелеграф, картинки с изображениями домашних животных и их едой |
Этап способствуем реализации детского замысла |
Какие животные живут в деревне у Николая Ивановича? Домашних животных поселяем в свои жилища. Игра «Кто где живет?» |
Дети играют. Ответы детей Овечка живёт в загоне, собака живёт в будке, кошка живёт в доме, спит в корзинке, лошадь живёт в конюшне, корова живёт в хлеву, кролик живет в клетке |
Формирование представлений о том, в каких жилищах обитают животные |
Макет подворья, фигурки домашних животных |
Животные привыкают к своим хозяевам и никому не доверяют. Давайте назовем животных ласково, чтоб они нас не боялись? — предлагаю вам тренинговую игру» Назови ласково» |
Дети называют ласково |
Формирование умения называть животных в уменьшительно- ласкательной форме |
Телевизор |
|
Когда звонил Николай Иванович, сказал быть аккуратными, а то, это животное может ускакать, интересно, кого он имел в виду? Давайте отгадаем ребус, чтобы выяснить. Отлично ребята! |
Дети отгадывают Ребус. , , Д Ь |
Мыслить логически, закрепить звукобуквен-ный анализ слова |
карандаши |
|
Молодцы ребята, правильно отгадали. А теперь выполним звукобуквенный анализ слов |
Дети выполняют звукобуквенный анализ слов |
-формирование навыка звукового анализа слов |
Мольберт, карандаши |
|
Игра «Согласуй числительное». Ребята выберите карточку, назовите детенышей изображение животных, которых у вас на карточке. Далее бросаете мешочек и попадаете на числительное, которое вы должны согласовать с существительным |
Дети бросают мешочек и согласовывают числительное с существительным «6 козлят» и т. д |
Научить определять детенышей у животных и согласование числительных с существительными в мужском роде множественного числа. |
Дорожка, карточки, мешочки |
|
Заключительный этап. Способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности |
Подведение итогов занятия. Педагог предлагает вспомнить: — Чему научились? — Что нового узнали? — Что было сложно? — А что было легко. |
Дети рассуждают, чему научились, предлагают пути решения. |
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, эмоциональную отзывчивость. |
телефон |