Конспект педагогического занятия для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) на тему «Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи»
Авторы: Абдурахманова Зинаида Абзетдиновна, Поветкина Оксана Геннадьевна, Сарваева Виктория Александровна, Фесенко Елена Дмитриевна, Гребцова Ирина Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.
Дата публикации: 19.05.2024
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Конспект педагогического занятия для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) на тему «Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи» / З. А. Абдурахманова, О. Г. Поветкина, В. А. Сарваева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9218/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цель: создать условия для знакомства дошкольников с основами финансовой грамотности. Развивать умения планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг. Формировать уважение к труду родителей.
Задачи:
Образовательные задачи:
— дать представление о понятии «семейный бюджет» и его составляющих (заработная плата, пенсия, пособие и т. д.);
— закрепить представления детей о таких экономических понятиях, как доход и расход.
Развивающие задачи:
— обогащать словарный запас; развивать познавательный интерес, мышление, память и внимание;
— развивать умение детей определять источники доходов и расходов, устанавливать взаимосвязь между доходами и расходами.
Воспитательные:
— воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;
— воспитывать такие качества, как экономичность, бережливость;
— прививать духовно-нравственные ценности, любовь к родному языку через поговорки и пословицы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Используемые методы и приёмы : словесный (беседа, диалог); наглядный (демонстрационный материал); практический (дидактические игры).
Активизация словаря: зарплата, бюджет, пенсия, пособие, доход, расход.
Материал и оборудование: сундучок с замком, карточка с изображением самовара, магнитная доска, дидактическая игра «Семейный бюджет», интерактивный стол, копилка слов.
Предварительная работа: чтение художественного произведения «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского, пословицы и поговорки о деньгах.
Продолжительность занятия — 25 минут.
Этапы занятий |
Содержание |
Деятельность детей |
|
||
— организационный момент — информационный момент |
Приветствие перед началом занятия: Встанем дружно с вами в круг Улыбнись, мой юный друг Вместе ручками помашем И начнём занятие наше. Педагог сообщает, что утром почтальон передал ей сундучок. Предлагает посмотреть, что внутри, но, сундучок закрыт на замок |
Дети стоят по кругу, выполняют действия из приветствия |
|
||
— проблемный этап |
Педагог предлагает всем вместе произнести заклинание (сделать пальчиковую гимнастику), чтобы открыть замок. Пальчиковая гимнастика «Замочек» (делаем руками замочек) На двери замок висит Никак его нам не открыть Я его и так, я его и сяк Я его туда, сюда Не открою никогда (круговые движения руками, руки в «замочке») Выну связку я ключей Открывайся поскорей (потрясти левой рукой) Этот ключ не открывает Этот ключ не вылезает Этот ключик не выходит Этот ключик не заходит Этот ключик от сарая (поочередно загибать пальцы левой руки) Выну связку я другую И замочек расколдую (потрясти правой рукой) Этот ключик не подходит Этот ключик не выходит Этот ключ не открывает Этот ключ вообще поломан Этот ключик … повертели, покрутили И замочек мы открыли. (поочередно загибать пальцы правой руки) |
Дети выполняют пальчиковую гимнастику |
|
||
— практическая работа |
1. Педагог достаёт из сундучка карточки и изображением самовара. Предлагает вспомнить в каком произведении упоминается самовар. За что героиня произведения его купила. Педагог просит детей сосчитать количество самоваров на карточках, делая акцент на окончаниях слов. Один самовар Два самовара Три самовара Четыре самовара Пять самоваров 2. Педагог достаёт из сундука карточки для дидактической игры «Семейный бюджет», кладёт на стол. Просит детей перечислить всех членов семьи. Педагог говорит детям, что на магнитной доске изображён большой дом, олицетворяющий семейный бюджет. Слева — доход, справа — расход. Задача детей правильно распределить карточки с изображениями на магнитной доске. *Дети действуют самостоятельно. Педагог поддерживает Да, мама и папа получают зарплату, дедушка и бабушка получают пенсию. Всё верно. Но кроме них, деньги в семью приносят и брат с сестрой. Допустим, сестра учится в университете и учится очень хорошо. За хорошую учёбу ей платят стипендию. Брату, допустим, 5 лет. От государства он получает детское пособие. И стипендия, и пособие также относятся к доходам семьи. Повторим вместе, чтобы закрепить новые для вас слова: «Стипендия», «пособие», и опустим эти слова в нашу копилку новых слов. Физкультминутка «Покупка» Мы бежали по дорожке (бег на месте) Вдруг, порвались босоножки! (один хлопок в ладоши) Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны) Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой) Будем туфли покупать! (потоптать ногами в ритм словам) Станем денежки считать! (потереть большим пальцем остальные пальцы, обеими руками) Один (рубль), два, три, четыре (хлопаем правой ладонью об левую и наоборот) Вот мы туфельки купили! (указываем руками на обувь, выставляя то правую, то левую ногу на пятку) 3. Следующее задание предстоит вам выполнить на интерактивном столе. Ваша задача сначала назвать то изображение, которое относится либо к доходу, либо к расходу, затем кликнуть на само изображение и проверить правильность своего выбора. |
Дети отвечают на вопросы педагога, выполняют поставленную задачу Дети подходят к столу и вытягивают карточки с изображениями «доходов» и «расходов» Дети выполняют физкультминутку по показу Выполнение задания на интерактивном столе |
|
||
—анализ результатов — рефлексия |
Педагог вместе с детьми обсуждает пройденную тему, оценивает результативность занятия Педагог вручает детям медали «Юный финансист» за активную работу на занятии |
|
|
||
Беседа о труде взрослых. Оформление фотоальбома «Профессии моих родителей» |
Дети беседуют с родителями о их профессиях, о доходах и расходах их семьи. Участвуют в оформлении фотоальбома профессий |
|
Литература:
- М. Кинеева, В. Кузина «Финансовая грамота. Пособие для детей 5–7 лет. ФГОС ДО»
- А. Д. Шатова «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»