Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО
Авторы: Калашникова Лилия Ивановна, Луханина Дарина Геннадиевна, Дрокина Екатерина Алексеевна, Яцуценко Юлия Александровна, Новикова Людмила Алексеевна, Крамная Ирина Алексеевна, Мухартова Ольга Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.
Дата публикации: 28.05.2024
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО / Л. И. Калашникова, Д. Г. Луханина, Е. А. Дрокина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9229/ (дата обращения: 16.11.2024).
Интеллектуальное развитие детей заключается не столько в количественном запасе конкретных знаний и умений, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях мышления (способность находить существенные и несущественные свойства в предметах и объектах, выводить следствие из факта принадлежности предмета или объекта к определенному понятию, умение классифицировать, анализировать, соотносить, определять закономерные связи и пр.).
Актуальные задачи развития детей на современном этапе российского дошкольного образования зафиксированы в Приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ДО» (№ 1155 от 17.10.2013 г.), где указывается на важность формирования общей культуры личности ребёнка, развитие его интеллектуальных качеств.
Для того, чтобы ребенок овладел способностью анализировать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи, преобразовывать и моделировать, взрослым (родителям и педагогам) необходимо осуществлять сопровождение интеллектуально-познавательного развития.
Не умаляя роли родителей и влияния семейного воспитания на интеллектуальное развитие и обогащение ментального опыта детей дошкольного возраста, важным структурным компонентом в проектировании образовательной среды дошкольной организации является создание целенаправленного образовательного процесса, который реализуется педагогом повседневно в условия дошкольной образовательной организации (ДОО).
Наиболее эффективными средствами и условиями интеллектуального развития ребёнка являются:
а) обеспечение интеграции деятельности педагогов;
б) создание ситуации успеха в осваиваемой деятельности и общении детей;
в) использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и мультимедийных технологий ;
г) проектирование проблемных ситуаций в условиях деятельности и общения;
д) моделирование и анализ логико-смысловых ситуаций в различных видах деятельности детей;
е) применение развивающих игр и технологий в условиях образовательной деятельности.
Рассмотрим подробнее каждое условие.
Обеспечение интеграции деятельности педагога-психолога
Интеграция различных видов деятельности позволяет педагогу — психологу создать пространство «погружения» ребёнка в познание различных граней окружающего мира по принципу «общей темы». Именно такое познание окружающего мира характеризуется целостностью, органичностью и именно в нём «нуждается» развивающееся сознание ребёнка, естественно тяготеющее к целостному взаимодействию с миром.
Интеграция может быть реализована:
— в проведении занятий с педагогом-психологом вне сетки занятий, в любое время в течение пребывания ребёнка в ДОО.
— в проведении групповых интегрированных занятий с воспитателем, с инструктором по физкультуре, с музыкальным руководителем.
— в создании сюжета на индивидуальных занятиях с детьми.
Включение в занятия с детьми различных технологий: например, сказкотерапию можно использовать посредством следующих заданий:
— рассказ знакомой сказки по кругу;
— разыгрывание сказки;
— узнавание сказки по песенке героев;
— соединение точек и получение героя сказки;
— рисование сказки, используя нетрадиционные способы (рисование пальчиками, ватными палочками и т. д.).
Очень продуктивное получилось разыгрывание русской народной сказки «Колобок» используя песочную терапию.
Создание ситуации успеха в осваиваемой деятельности и общении детей
Педагог-психолог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в образовательной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?
Психологи разделили эти два понятия:
СИТУАЦИЯ — это сочетание условий, которые обеспечивают успех;
УСПЕХ — это результат подобной ситуации;
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА — стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.
УСПЕХ, с психологической точки зрения, — это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
Ситуации успеха можно создавать во всех видах деятельности ребенка: в познавательной, продуктивной, творческой, игровой. Главное — довести до сознания ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.
Создание совместного проекта с дошкольниками «Радуга эмоций», продуктом данного проекта стало оформление стенгазеты с ребенком. Создание ситуации успеха заключалась в том, что ребенок, пройдя все этапы проекта, сам рассказал о том, какие бывают эмоции, сам сделал подборку фотографии с различными эмоциями людей, сам участвовал в оформлении стенгазеты, и сам презентовал ее перед детьми в группе.
Участие в выставке, конкурсе, создание видеоролика, на любую тему, например, по обучению ПДД, педагог-психолог проговаривает важность данного видеоролика, вместе с ребенком придумывают сюжет, организуют видеосъемку, и далее ситуацией успеха так же является презентация видеоролика перед детьми в группе, с целью научить других детей соблюдению правил дорожной безопасности.
Кроме этого, эффективно использование различных игровых ситуаций, таких как:
«Комплименты»
Дети сидят в кругу, по цепочке передают по кругу сердечко и говорят комплимент впереди сидящему.
«Неожиданная радость»
—приём «Эмоциональные поглаживания», когда детей хвалят во время занятия: «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами».
— приём «Лестница», преодоление состояния психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт. Главное — помочь ребёнку найти причину с позиции: «неуспех — случаен, успех — закономерен», переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и мультимедийных технологий
Современные информационно-коммуникационные технологии, так же открывают широкий спектр возможностей для интеллектуального развития детей, формируют умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.
Компьютер входит в жизнь ребенка через игру.
Примеры интерактивных игр:
— дидактическая игра «Четвертый лишний» способствует развитию познавательных процессов, тренирует наглядно-образное, словесно-логическое мышление, дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения;
— «Чья мама? Чей малыш?» учит детей правильно называть домашних животных и их детенышей, угадывать животное по описанию;
— «Чей домик?» развивает мышление, учит детей дифференцировать, различать диких и домашних животных и птиц.
Важно не забывать, что пребывание детей 6–7 лет за компьютером не должно превышать 15 минут, за планшетом 10 минут.
Проектирование проблемных ситуаций в условиях деятельности и общения
В условиях дошкольного образования суть проблемного обучения дошкольников заключается в том, что детям не сообщаются готовые знания, не предлагаются выработанные способы деятельности, а проектируются, вскрываются и планируются пути решения, которые дети сами определяют, как доступные для понимания, как найденные в процессе решения мыслительных задач. Таким образом, проблемной ситуацией является ситуация, при которой ребёнок хочет решить какие-либо сложные для себя задание, задачу, но ему не хватает знаний и представлений, и он вынужден сам их искать. Предлагаемые детям проблемные ситуации побуждают ребёнка активно мыслить, искать новые средства и способы решения проблемы, то есть «разворошить свой опыт», овладеть новыми умениями и качествами.
Осознание ребенком проблемной ситуации в большей степени способствует диалог детей друг с другом и взрослым, который направляет поиск в русло совместного мышления и совместной деятельности.
Дети в процессе любой совместной деятельности общаются, объясняют, мотивируют друг друга, имитируют действия и поступки, помогают, контролируют, проверяют друг друга и себя, осуществляя, таким образом, взаимообмен информацией, понятиями; реализуют ту самую обучающую функцию, которая создает благоприятные условия для взаиморазвития.
Примеры проблемных ситуаций для детей:
- В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
- Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
- В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
- Девочка заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса. Что бы делал ты на ее месте?
- Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?
Моделирование и анализ логико-смысловых ситуаций в различных видах деятельности детей
Для активизации общения детей, их инициативных высказываний, эффективным является такая форма работы с детьми, как моделирование и анализ логико-смысловых ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения проблемы. В процессе совместной деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения.
Ситуации-иллюстрации
С помощью игрушек, либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывается ситуация, отражающая те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные слова во всем помогают», «Правду легче сказать», «Как девочки помирились». В этих ситуациях детям демонстрируются конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.
Ситуации-упражнения
Дети подключаются к самостоятельному поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких; просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).
Ситуации-оценки
Происходит анализ и обоснование принятого решения, его оценка со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но нужно помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.
Применение развивающих игр и технологий в условиях образовательной деятельности
Для того чтобы удовлетворить стремления, желания и потребности детей в обучении и развитии, в систему работы с дошкольниками, в образовательный процесс должны быть включены такие развивающие игры и технологии, которые способствуют развитию интеллектуально-познавательной активности ребенка и побуждают его к активному пополнению знаний об окружающем мире.
Примеры развивающих игр и упражнений:
1. Мыслительные операции.
Анализ.
«Разбей на части» . Упражнять детей в расчленении целого на части, выявлении взаимосвязей между ними.
Синтез.
«Придумай название. Упражнять детей в объединении случайных, беспорядочных элементов в целостный образ, развивать творческое воображение.
Сравнение
«Найди сходства и различия». Упражнять детей в сравнении предметов и явлений на основе последовательного выделения признаков сходства и различия.
Классификация
«Подбери к слову», «Подумай, отыщи». Упражнять детей в классификации предметов по обобщающим словам.
Обобщение
«Кого (чего) больше (меньше)?». Упражнять детей в обобщении видовых и родовых признаков объектов и предметов.
Абстрагирование
«Назови признак». Упражнять детей в выделении существенных свойств, признаков предметов и абстрагирование их в несущественные.
II. Решение элементарных интеллектуальных задач
«Из моделей на столе переложи фигурку мне». Упражнять детей в поисковом планировании, т. е. разработке программы выполнения действий для достижения поставленной цели.
III. Наглядное моделирование
«Выложи модель сказки». Упражнять детей в моделировании последовательности действий.
IV. Логические операции.
«Что сначала, что потом?». Упражнять детей в отражении закономерных связей и отношений предметов и явлений.
Использование авторских игровых пособи:
— «Блоки Дьенеша»;
— «Цветные палочки Кюизенера»;
— «Танграмм», «Колумбово яйцо»;
— «ВэйТой «Играю, двигаюсь, учусь».
Использование авторских технологий:
— «Дары Фрёбеля», игровые наборы «Мосты», «Бусы-шнуровка», «Цвет и форма», «Теремок», «Логопедическая мозаика»;
— В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», игровые пособия: геоконт, квадрат Воскобовича, игровизоры, складушки, чудо-головоломки: чудо-крестики, чудо-цветики, чудо-соты, игры-вкладыши, шнуровки, кораблики для обучения цифрам и счету «Буль-Буль» и «Брызг-Брызг», карточки с буквами).
Литература:
- Н. И. Рослякова, «Педагогической сопровождение интеллектуального развития дошкольников», Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 4.
- А. Р. Шафигуллина, «Развитие интеллектуального потенциала в условиях дошкольного образовательного учреждения», Центр образования «Эврика», г. Петропавловск-Камчатский.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/01/26/intellektualnoe-razvitie-doshkolnikov-aspekt
- https://multiurok.ru/index.php/files/intellektualnoe-razvitie-doshkolnikov-tekst-k-prez.html
- https://ozgdou11.edumsko.ru/activity/fgos/post/233010