Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО / Л. И. Калашникова, Д. Г. Луханина, Е. А. Дрокина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9229/ (дата обращения: 16.11.2024).



Интеллектуальное развитие детей заключается не столько в количественном запасе конкретных знаний и умений, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях мышления (способность находить существенные и несущественные свойства в предметах и объектах, выводить следствие из факта принадлежности предмета или объекта к определенному понятию, умение классифицировать, анализировать, соотносить, определять закономерные связи и пр.).

Актуальные задачи развития детей на современном этапе российского дошкольного образования зафиксированы в Приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ДО» (№ 1155 от 17.10.2013 г.), где указывается на важность формирования общей культуры личности ребёнка, развитие его интеллектуальных качеств.

Для того, чтобы ребенок овладел способностью анализировать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи, преобразовывать и моделировать, взрослым (родителям и педагогам) необходимо осуществлять сопровождение интеллектуально-познавательного развития.

Не умаляя роли родителей и влияния семейного воспитания на интеллектуальное развитие и обогащение ментального опыта детей дошкольного возраста, важным структурным компонентом в проектировании образовательной среды дошкольной организации является создание целенаправленного образовательного процесса, который реализуется педагогом повседневно в условия дошкольной образовательной организации (ДОО).

Наиболее эффективными средствами и условиями интеллектуального развития ребёнка являются:

а) обеспечение интеграции деятельности педагогов;

б) создание ситуации успеха в осваиваемой деятельности и общении детей;

в) использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и мультимедийных технологий ;

г) проектирование проблемных ситуаций в условиях деятельности и общения;

д) моделирование и анализ логико-смысловых ситуаций в различных видах деятельности детей;

е) применение развивающих игр и технологий в условиях образовательной деятельности.

Рассмотрим подробнее каждое условие.

Обеспечение интеграции деятельности педагога-психолога

Интеграция различных видов деятельности позволяет педагогу — психологу создать пространство «погружения» ребёнка в познание различных граней окружающего мира по принципу «общей темы». Именно такое познание окружающего мира характеризуется целостностью, органичностью и именно в нём «нуждается» развивающееся сознание ребёнка, естественно тяготеющее к целостному взаимодействию с миром.

Интеграция может быть реализована:

— в проведении занятий с педагогом-психологом вне сетки занятий, в любое время в течение пребывания ребёнка в ДОО.

— в проведении групповых интегрированных занятий с воспитателем, с инструктором по физкультуре, с музыкальным руководителем.

— в создании сюжета на индивидуальных занятиях с детьми.

Включение в занятия с детьми различных технологий: например, сказкотерапию можно использовать посредством следующих заданий:

— рассказ знакомой сказки по кругу;

— разыгрывание сказки;

— узнавание сказки по песенке героев;

— соединение точек и получение героя сказки;

— рисование сказки, используя нетрадиционные способы (рисование пальчиками, ватными палочками и т. д.).

Очень продуктивное получилось разыгрывание русской народной сказки «Колобок» используя песочную терапию.

Создание ситуации успеха в осваиваемой деятельности и общении детей

Педагог-психолог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в образовательной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.

Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

Психологи разделили эти два понятия:

СИТУАЦИЯ — это сочетание условий, которые обеспечивают успех;

УСПЕХ — это результат подобной ситуации;

ОЖИДАНИЕ УСПЕХА — стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.

УСПЕХ, с психологической точки зрения, — это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

Ситуации успеха можно создавать во всех видах деятельности ребенка: в познавательной, продуктивной, творческой, игровой. Главное — довести до сознания ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.

Создание совместного проекта с дошкольниками «Радуга эмоций», продуктом данного проекта стало оформление стенгазеты с ребенком. Создание ситуации успеха заключалась в том, что ребенок, пройдя все этапы проекта, сам рассказал о том, какие бывают эмоции, сам сделал подборку фотографии с различными эмоциями людей, сам участвовал в оформлении стенгазеты, и сам презентовал ее перед детьми в группе.

Участие в выставке, конкурсе, создание видеоролика, на любую тему, например, по обучению ПДД, педагог-психолог проговаривает важность данного видеоролика, вместе с ребенком придумывают сюжет, организуют видеосъемку, и далее ситуацией успеха так же является презентация видеоролика перед детьми в группе, с целью научить других детей соблюдению правил дорожной безопасности.

Кроме этого, эффективно использование различных игровых ситуаций, таких как:

«Комплименты»

Дети сидят в кругу, по цепочке передают по кругу сердечко и говорят комплимент впереди сидящему.

«Неожиданная радость»

—приём «Эмоциональные поглаживания», когда детей хвалят во время занятия: «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами».

приём «Лестница», преодоление состояния психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт. Главное — помочь ребёнку найти причину с позиции: «неуспех — случаен, успех — закономерен», переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и мультимедийных технологий

Современные информационно-коммуникационные технологии, так же открывают широкий спектр возможностей для интеллектуального развития детей, формируют умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Компьютер входит в жизнь ребенка через игру.

Примеры интерактивных игр:

— дидактическая игра «Четвертый лишний» способствует развитию познавательных процессов, тренирует наглядно-образное, словесно-логическое мышление, дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения;

— «Чья мама? Чей малыш?» учит детей правильно называть домашних животных и их детенышей, угадывать животное по описанию;

— «Чей домик?» развивает мышление, учит детей дифференцировать, различать диких и домашних животных и птиц.

Важно не забывать, что пребывание детей 6–7 лет за компьютером не должно превышать 15 минут, за планшетом 10 минут.

Проектирование проблемных ситуаций в условиях деятельности и общения

В условиях дошкольного образования суть проблемного обучения дошкольников заключается в том, что детям не сообщаются готовые знания, не предлагаются выработанные способы деятельности, а проектируются, вскрываются и планируются пути решения, которые дети сами определяют, как доступные для понимания, как найденные в процессе решения мыслительных задач. Таким образом, проблемной ситуацией является ситуация, при которой ребёнок хочет решить какие-либо сложные для себя задание, задачу, но ему не хватает знаний и представлений, и он вынужден сам их искать. Предлагаемые детям проблемные ситуации побуждают ребёнка активно мыслить, искать новые средства и способы решения проблемы, то есть «разворошить свой опыт», овладеть новыми умениями и качествами.

Осознание ребенком проблемной ситуации в большей степени способствует диалог детей друг с другом и взрослым, который направляет поиск в русло совместного мышления и совместной деятельности.

Дети в процессе любой совместной деятельности общаются, объясняют, мотивируют друг друга, имитируют действия и поступки, помогают, контролируют, проверяют друг друга и себя, осуществляя, таким образом, взаимообмен информацией, понятиями; реализуют ту самую обучающую функцию, которая создает благоприятные условия для взаиморазвития.

Примеры проблемных ситуаций для детей:

  1. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
  2. Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
  3. В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
  4. Девочка заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса. Что бы делал ты на ее месте?
  5. Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?

Моделирование и анализ логико-смысловых ситуаций в различных видах деятельности детей

Для активизации общения детей, их инициативных высказываний, эффективным является такая форма работы с детьми, как моделирование и анализ логико-смысловых ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения проблемы. В процессе совместной деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения.

Ситуации-иллюстрации

С помощью игрушек, либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывается ситуация, отражающая те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные слова во всем помогают», «Правду легче сказать», «Как девочки помирились». В этих ситуациях детям демонстрируются конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Ситуации-упражнения

Дети подключаются к самостоятельному поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких; просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Ситуации-оценки

Происходит анализ и обоснование принятого решения, его оценка со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но нужно помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Применение развивающих игр и технологий в условиях образовательной деятельности

Для того чтобы удовлетворить стремления, желания и потребности детей в обучении и развитии, в систему работы с дошкольниками, в образовательный процесс должны быть включены такие развивающие игры и технологии, которые способствуют развитию интеллектуально-познавательной активности ребенка и побуждают его к активному пополнению знаний об окружающем мире.

Примеры развивающих игр и упражнений:

1. Мыслительные операции.

Анализ.

«Разбей на части» . Упражнять детей в расчленении целого на части, выявлении взаимосвязей между ними.

Синтез.

«Придумай название. Упражнять детей в объединении случайных, беспорядочных элементов в целостный образ, развивать творческое воображение.

Сравнение

«Найди сходства и различия». Упражнять детей в сравнении предметов и явлений на основе последовательного выделения признаков сходства и различия.

Классификация

«Подбери к слову», «Подумай, отыщи». Упражнять детей в классификации предметов по обобщающим словам.

Обобщение

«Кого (чего) больше (меньше)?». Упражнять детей в обобщении видовых и родовых признаков объектов и предметов.

Абстрагирование

«Назови признак». Упражнять детей в выделении существенных свойств, признаков предметов и абстрагирование их в несущественные.

II. Решение элементарных интеллектуальных задач

«Из моделей на столе переложи фигурку мне». Упражнять детей в поисковом планировании, т. е. разработке программы выполнения действий для достижения поставленной цели.

III. Наглядное моделирование

«Выложи модель сказки». Упражнять детей в моделировании последовательности действий.

IV. Логические операции.

«Что сначала, что потом?». Упражнять детей в отражении закономерных связей и отношений предметов и явлений.

Использование авторских игровых пособи:

— «Блоки Дьенеша»;

— «Цветные палочки Кюизенера»;

— «Танграмм», «Колумбово яйцо»;

— «ВэйТой «Играю, двигаюсь, учусь».

Использование авторских технологий:

— «Дары Фрёбеля», игровые наборы «Мосты», «Бусы-шнуровка», «Цвет и форма», «Теремок», «Логопедическая мозаика»;

— В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», игровые пособия: геоконт, квадрат Воскобовича, игровизоры, складушки, чудо-головоломки: чудо-крестики, чудо-цветики, чудо-соты, игры-вкладыши, шнуровки, кораблики для обучения цифрам и счету «Буль-Буль» и «Брызг-Брызг», карточки с буквами).

Литература:

  1. Н. И. Рослякова, «Педагогической сопровождение интеллектуального развития дошкольников», Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 4.
  2. А. Р. Шафигуллина, «Развитие интеллектуального потенциала в условиях дошкольного образовательного учреждения», Центр образования «Эврика», г. Петропавловск-Камчатский.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/01/26/intellektualnoe-razvitie-doshkolnikov-aspekt
  4. https://multiurok.ru/index.php/files/intellektualnoe-razvitie-doshkolnikov-tekst-k-prez.html
  5. https://ozgdou11.edumsko.ru/activity/fgos/post/233010
Задать вопрос