Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Муленко, А. А. Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения / А. А. Муленко, А. Ф. Жорник, К. Ф. Карпова, В. В. Гущина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9235/ (дата обращения: 16.11.2024).



Дошкольный возраст — один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Поэтому одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение основам безопасности жизнедеятельности. Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь. В поисках методов, способствующих формированию у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения внимание, обращено внимание к интерактивным играм. Правильно оформленная интерактивная игра поможет ребёнку погрузиться в увлекательный мир знаний. Умело подобранная игра позволит создать атмосферу доверия, в которой ребёнок сможет чувствовать себя комфортно, что в дальнейшем позволит ему раскрыться и проявить свои знания. В организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности необходимо уделять особое внимание использованию интерактивных игр при моделировании различных ситуаций из окружающей среды, знакомства с правилами безопасного поведения дома и на улице для совершенствования полученных знаний. Интерактивные игры-презентации помогают детям дошкольного возраста с особым интересом усваивать учебный материал.

Интерактивная игра обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями, направленными на раскрепощение и самосовершенствование воспитанников. Интерактивные игры повышают мотивацию у детей к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают также творческие способности воспитанников. Применение интерактивных игр в образовательной деятельности вызывает у дошкольников стремление к поиску правильного решения, творческому подходу, нестандартному мышлению. Игровые моменты, персонажи, графика, анимация, звук и видеоматериалы обогащают детскую деятельность, помогают воспитанникам усваивать новый материал.

Многофункциональность интерактивных игр заключается в том, что их можно использовать не только при проведении образовательной деятельности, но и в свободное от занятий время. Особенностью интерактивных игр является возможность применения во всех образовательных областях.

Проигрывать игру можно как индивидуально, так и со всей группой, в режимных моментах и в свободной игровой деятельности. С помощью интерактивных игр можно с воспитанниками закрепить абсолютно любую пройденную тему, при этом результат освоения темы гораздо лучше, чем при проведении обычного занятия.

С применением интерактивных игр наблюдается изменение отношения детей к образовательной деятельности: воспитанники становятся внимательней, сообразительней, у них появляется желание думать, находить правильные ответы на поставленные вопросы. Кругозор ребенка расширяется. Находясь в поиске решений, воспитанники находят несколько вариантов ответов, иногда нестандартных.

Сейчас очень много интерактивных игр можно найти на просторах интернета, это не проблема. Хорошо тогда, когда игра устраивает во всем. Бывает так, нашли хорошую игру, но в ней не устраивают правила, вот тогда и возникает необходимость создать свою собственную новую интерактивную игру. Тематика интерактивных игр по основам безопасности жизнедеятельности может быть разнообразной: «Дорожная безопасность», «Безопасность в природе», «Безопасность в быту», «Безопасность на воде».

Чтобы сделать процесс создания интерактивной игры более лёгким и комфортным, представлена пошаговая инструкция по созданию интерактивной игры. Вначале необходимо определить тематику, цель и содержание игры.

Процесс создания интерактивной игры состоит из нескольких этапов:

  1. Открыть программу PowerPoint, создать пустой слайд.
  2. Сделать фон слайда.
  3. Создать нужное количество слайдов.
  4. Сделать титульный лист.
  5. Создать ознакомительный слайд, и прописать правила или условные обозначения игры.
  6. Создать управляющие кнопки: «СТАРТ», «МЕНЮ», «ДАЛЕЕ». Управляющей кнопкой может служить только стрелочка.
  7. Создать игровой слайд: выложить на слайд нужные картинки из папки, которые были скачаны в предварительной работе, подогнать картинку по размеру (увеличить или уменьшить, при желании можно сделать рамки, расставить фигуры на слайде так, как нам нужно.
  8. Необходимо «оживить» картинки, чтобы они реагировали на ответ игроков, то есть придать картинкам анимацию — создание «Триггера» в игре. «Триггер» — это картинка, фигура или надпись, при нажатии на которую происходит какое-либо действие анимации.
  9. Далее можно добавить звуковой эффект- эффект –звук. Выбираем нужный звук — ОК.
  10. Заключительный (последний) слайд любой игры можно сделать итоговым. То есть можно скачать и вставить анимационную картинку или надпись типа «Спасибо!», «Молодцы!», «Браво!», «Так держать!» и т. д.

Таким образом, можно создать игровые слайды по любой теме и любому образовательному направлению.

Несмотря на большую подготовительную работу, необходимую для грамотного составления интерактивной игры, её неоспоримым плюсом служит многократность использования, а также возможность рекомендации родителям для игры дома с детьми.

Результаты практического применения интерактивных игр не только обогащают предметно — развивающую среду детского сада, но и значительно повышают эффективность усвоения материала дошкольниками, устойчиво мотивируют их к дальнейшему получению новых знаний, реализуя основную цель, которую ставит перед педагогами концепция модернизации российского образования — подготовка разносторонне развитой личности. Также, положительным результатом применения интерактивных игр является развитие у детей навыков для «защиты» в ситуациях, чреватых получением травм, формирование у них представлений о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях, создание условий для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Таким образом, использование интерактивных игровых технологий в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников способствует формированию учебной мотивации, развитию личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), расширяет кругозор, повышает качество образовательного процесса.

Литература:

  1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 315 с. — Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ.
  2. Интерактивная педагогика в детском саду: методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с. — (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
  3. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 8.

Похожие статьи

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения

Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Похожие статьи

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения

Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Задать вопрос