Взаимодействие ДОУ с родителями в рамках сенсорной интеграции | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Авдошкина, С. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями в рамках сенсорной интеграции / С. Л. Авдошкина, Ю. А. Кармазина, Н. Н. Соловьева, С. В. Штендер. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9274/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня детей с нарушениями сенсорной интеграцией становится все больше. Современным родителям часто не хватает практических знаний и умений, чтобы грамотно помочь своему ребёнку. Нашими специалистами МДОУ д/с № 5 г. Волжского Волгоградской области, успешно ведется работа по взаимодействию с семьями в рамках сенсорной интеграции.

В этой статье, для родителей данной группы детей, мы раскроем наиболее важные и интересные аспекты сенсорного подхода, реализуемого в нашем ДОУ, опираясь на опыт работы специалистов, которые изучают эту проблему и транслируют результаты своей деятельности. Много интересного и полезного материала мы взяли в работе эрготерапевта С. Ревич.

Для того чтобы родители имели представление о предмете нашей темы, приведем несколько примеров того, как можно заметить у ребенка нарушения сенсорной интеграции, так называемые «индикаторы»:

— ребенок часто расстраивается и впадает в стресс при выполнении ежедневных задач;

— испытывает трудности при неожиданных изменениях;

— испытывает трудности в построении отношений со сверстниками;

— испытывает трудности в игре и навыках самообслуживания.

Распространенными причинами нарушений обработки сенсорной информацией могут являться:

— генетическая предрасположенность (часто у родителей находятся те же симптомы, только менее выраженные);

— внутриутробные нарушения, повлиявшие на нервную систему;

— родовая травма;

— недоношенность или низкий вес при рождении.

Анита Банди и другие авторы в работе «Сенсорная интеграция. Теория и практика» выдвигают современный взгляд на процесс обработки сенсорной информации, где рассматривают три блока:

— нарушение модуляции ощущений. То есть повышенная или пониженная сенсорная чувствительность либо поиск сенсорных ощущений;

— нарушение умения различать ощущения;

— двигательные нарушения.

Такое нарушение способности пользоваться информацией, через ощущения приводит к трудностям в обучении, развитии и поведении ребенка. Чтобы помочь ребенку в том, чтобы он был более собранным, адаптированным, с более уравновешенной нервной системой специалисты нашего ДОУ после проведения диагностики и определения вместе с родителями и ребенком целей и задач составляют программу терапии, в которую входит сенсорная диета. Это план занятий, построенный в соответствии с запросами нервной системы ребенка, который обеспечивает его необходимой сенсорной стимуляцией. Сенсорная диета включает в себя комбинацию возбуждающих, организационных и успокаивающих мероприятий, которые направлены на стимуляцию определенных сенсорных систем. Сенсорная диета подстраивается под особенности и расписание каждой конкретной семьи.

Взаимодействие ДОУ с родителями в рамках сенсорной интеграции направлено на повышение педагогической грамотности родителей о роли сенсорных игр в развитии воспитанников и привлечение их к сотрудничеству.

Формы взаимодействия:

— Беседа. Метод получения и корректировки информации на основе общения.

— Консультации. Одна из форм индивидуальной работы с семьёй.

— Родительское собрание. Форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста.

— Анкетирование. Метод сбора информации путём письменных ответов на поставленные вопросы.

— Стенды (уголок родителей). Наглядная форма предъявления информации.

— Памятки. Хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чём-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач.

Игры и упражнения, предложенные родителям, они могут использовать дома.

Мы подобрали игры, которые помогут ребенку, избавиться от тревоги восстановиться, успокоиться.

«Домик»

Игра направленная на поиск ребенком уединения, она помогает восстановить личные границы, прийти в себя, когда ребенок испытал сенсорные пресыщения, обеспокоен или просто устал. Необходимо организовать место, где можно уединиться: «убежище» из тканей или коробок, наброшенных на любые доступные предметы, любой шкаф или стол.

«Кокон»

Игра перекликается с игрой в домик, но с большей ограниченностью в пространстве, ребенка можно укутывать в одеяло или плед, как новорожденного. Игра в «кокон» помогает ребенку лучше ощутить границы собственного тела. Данная игровая деятельность помогает детям снять переутомление, которое выливается в гиперподвижность, а также избавиться от тревожных состояний. Хорошо играть в «кокон» по вечерам дома, готовясь ко сну, в том случае если ребенок двигательно перевозбужден.

«Малыш»

Когда детям не хватает тактильных, сенсорных ощущений, ребенок стремится получить эмоциональный контакт с мамой, чтобы мама их взяла на ручки, посадила к себе на колени, как малыша. Мамины объятия спасают от чувства страха и дарят ощущения безопасности, заботы и внимания. Особенно остро стоит потребность родительского внимания после рождения второго ребенка. Основная цель этой игры научиться честно и открыто показывать и выражать свои чувства и иметь возможность получить поддержку от близких людей.

«Бутерброд»

Эта игра подходит детям, если их беспокойство и тревожные состояния переходит в гиперактивность, если дети не могут успокоиться при засыпании, если относительно быстро наступает пресыщение и переутомление. Когда ребёнок плохо координирован, спотыкается, натыкается на предметы, поможет ему снять эти состояния игра «Бутерброд». Также игра помогает ребенку уменьшить или убрать чувство опасности, вернуть себе чувство самого себя, и, главное, в этой игре присутствует тесная взаимосвязь с родителем. Нужно уложить ребенка на большую подушку или даже на две, голова и ножки тоже на подушке (можно использовать свернутое в несколько слоев одеяло) — это хлебушек. Смажем хлеб маслом — поглаживаем ребенка руками очень аккуратно и тщательно, ласково проговаривая каждое действие. Поверх масла расположим сыр или колбасу — еще одну подушку или одеяло (чтобы закрыть всего ребенка). Еще раз намазываем маслом — уже посильнее, с давлением «размазываете» подушку по ребенку. А потом «кусаете бутерброд», сдавливая ребенка в подушках с боков. Затем гладите малыша по голове, даете ему еще полежать — пока сам не захочет вылезти.

«Покатился Колобок»

В ситуациях, где нужно быстро успокоить ребенка и переключить на другое действие, может помочь игра «Покатился Колобок». Нужно прокатывать ребенка по одеялу, спортивному мату, ковру, по фитболу и т. п. «Колобок-колобок, скорее ко мне» — катим лежащего ребенка к себе (подтягиваем). Прикатили к себе, обняли, сидим, успокаиваемся. Если ребёнок проявляет протестные реакции, активничает — отодвигаете, катите от себя «покатился Колобок дальше» и так несколько раз, пока состояние ребенка не изменится. Выйти из игры можно, то есть выравнивая ребенка, делая потягивания или из «Колобка» сделать «бутерброд».

«Калачик»

Эта игра, как и «Бутерброд», помогает ребенку лучше понимать границы собственного тела, прочувствовать их, восстановить потерянный контроль за телом. Эта игра поможет снять нервное напряжении в период адаптации к детскому саду или после слишком насыщенного и активного дня. «Замешиваете» из ребенка тесто — как следует, замешиваем, это значимая часть игры. Раскатываете тесто, вытягиваете в колбаску, и аккуратно сворачиваем в калачик — коленки к животику, головку к коленкам. И ставите в духовку — укрываете пледом, одеялом будто располагаете калачик в духовке. Ждете. Потом аккуратно достаете и очень нежно, оглаживая ребенка, словно мажете калачик джемом, радуетесь: «Какой хорошенький, румяный, ароматный, калачик у вас получился! Можно и чай попить». Поите ребенка чаем или любым другим напитком.

«Водолей»

Игры с водой помогают успокоить и расслабить ребенка. Переливание воды с помощью разных предметов, эксперименты с подкрашенной водой — все эти игры приводят к тому, что дети успокаиваются и успешно концентрируют внимание. Вода помогает убрать тревожность и перевозбуждение. Проведение водных процедур хорошо подходит после активных эмоциональных встречи прогулок.

Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей.

Только единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на детей способствуют успешной подготовке к переходу их на следующую возрастную ступень.

Взаимодействие ДОУ с родителями в рамках сенсорной интеграции даёт положительные результаты. В конце учебного года было проведено итоговое анкетирование и выявлено:

— 100 % родителей прочитали и прослушали консультации, увидели положительные изменения в сенсорном развитии своих детей, 70 % из них стали целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей детей, стали более компетентными в вопросах сенсорного развития.

Таким образом, совместная психолого-педагогическая работа специалистов, педагогов и родителей даёт положительную динамику в работе с детьми. Позволяет достичь гармоничного взаимодействия детей с окружающим миром, выработать правильную реакцию на внешние раздражители. Установление отношений, основанных на доверии, помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной культуры в качестве базисной основы успешного развития умственных способностей дошкольников.

Литература:

1. Энн Айрес: Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем [пер. с англ. Юлии Даре]. –5-е изд. — М.:Теревинф, 201. — 272 с

2. Кэрол Сток Крановиц «Разбалансированный ребенок». [пер. с англ.] СПб. изд: «Редактор» -396с. 2012г.

3. Анита Банди и др. «Сенсорная интеграция. Теория и практика». Современный взгляд на теорию сенсорной интеграции. [пер. с англ. Ермолаев Д. В.] М. изд: Теревинф, -768 с. 2018г.

4. О. И. Ефимов, В. Л. Ефимова: «Вверх тормашками». Москва. изд. Диля -320с. 2019г.

Похожие статьи

Метод сенсорной интеграции в работе воспитателя ДОУ

Формирование пространственных отношений у старших дошкольников в процессе использования элементов игровой педагогической технологии

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Похожие статьи

Метод сенсорной интеграции в работе воспитателя ДОУ

Формирование пространственных отношений у старших дошкольников в процессе использования элементов игровой педагогической технологии

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Задать вопрос