Особенности консультативной работы с семьями, воспитывающими детей с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кобонина, Н. И. Особенности консультативной работы с семьями, воспитывающими детей с расстройством аутистического спектра / Н. И. Кобонина, Т. Ю. Кривоспиченко, О. А. Немцова, У. А. Савинкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9275/ (дата обращения: 17.10.2024).



Данные рекомендации разработаны специалистами МДОУ д/с № 5 «Улыбка» г. Волжского Волгоградской области, реализующих АОП для дошкольников с РАС, и имеющими опыт практической работы с семьями, воспитывающими детей данной нозологии. Статья посвящена как общим вопросам по консультированию семей, так и подробному описанию оценки и развития навыков имитации у детей с расстройством аутистического спектра.

Целью данной работы является оказание помощи специалистам в рациональном и эффективном проведении консультаций по организации работы с детьми с РАС. Рекомендации будут полезны педагогам, психологам и другим специалистам, осуществляющим сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС.

Расстройства аутистического спектра представляют собой одно из наиболее сложных нарушений развития, требующих системного подхода к психологическо-педагогической коррекции.

В настоящее время в России непрерывно растёт число детей с расстройством аутистического спектра (РАС), чьи родители обращаются с запросом на проведение консультаций в различные организации, осуществляющие сопровождение данных семей.

Полноценная помощь ребенку невозможна без психолого-педагогической поддержки и направленного обучения его близких, которые могут длительно находиться в напряжении, растерянном, депрессивном состоянии, эмоциональном истощении, тревожном ожидании будущего, недостаточно понимать актуальные трудности своего ребенка для того, чтобы оценивать его реальные возможности и потенциал развития, правильно реагировать на возникающие поведенческие проблемы и использовать появляющиеся достижения в психическом развитии.

Аутизм представляет собой расстройство, охватывающее многие сферы, поэтому самым частым поводом для консультации является желание родителей понять, как надо заниматься с ребенком, какие методы применять, к каким специалистам и куда следует обращаться.

Чаще всего родители отмечают следующие проблемы развития ребёнка:

— не хочет общаться;

— отмечается задержка речевого развития;

— не играет с другими детьми;

— отстает в развитии;

— кричит, очень трудно успокоить;

— не реагирует на имя;

— не слушает, что ему говорят, не выполняет просьбы;

— не умеет вести себя в общественных местах;

— настаивает на своем с помощью крика, плача, устраивает истерики, с ним невозможно договориться;

— проявляет агрессию в отношении других людей и/или себя;

— не сформированы элементарные культурно-гигиенические навыки;

— не играет, а просто манипулирует предметами или их частями, и т. п.

Кроме того, родители часто не осознают все проблемы развития ребёнка. В связи с этим специалист должен:

— при помощи родителей четко обозначить основные проблемы ребенка;

— выбрать наиболее значимые цели работы;

— дать родителям рекомендации относительно того, как можно заниматься с ребенком дома, и продемонстрировать способы работы;

— информировать родителей о том, где ребенок и семья могут получить помощь.

Для того чтобы обозначить основные проблемы, необходимо оценить уровень сформированности навыков, а также понять, каким образом проявляется проблемное поведение и каковы его причины.

Оценка может проводиться с помощью: наблюдения за ребенком на приеме; подробного опроса родителей; тестирования.

В ходе консультации необходимо произвести оценку:

— коммуникативных и речевых навыков;

— способности к имитации;

— навыков самообслуживания;

— игровых навыков;

— проблемного поведения.

В данной статье, мы хотим более подробно остановиться на оценке навыков имитации и рекомендациях по их развитию.

Имитация — одно из самых важных средств, которыми пользуются дети, поскольку они становятся участниками различных ситуаций, из которых черпают свои знания. Когда дети приобретают умение имитировать действия других, изменения в их развитии становятся значительными и заметными. Овладение речью, а также совершенствование этого навыка, в значительной степени будут зависеть от умения ребенка имитировать. Повторяя роли других людей, ребенок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Из этого можно сделать вывод, что имитация — основа обучения.

При типичном развитии навыки имитации обычно не требуют специального обучения: уже очень маленькие дети берут веник или телефон и подражают действиям взрослых. Они смотрят на то, что делают их сверстники или более старшие дети, и начинают имитировать их действия. В более старшем возрасте дети подражают врачу, водителю и т. п.

В отличие от типично развивающихся сверстников, дети с РАС редко имитируют действия других людей. Это связано с тем, что у ребенка с расстройством аутистического спектра не развита способность, характерная для типично развивающихся сверстников, — обучаться, подражая окружающим.

Однако, когда дети приобретают этот навык, происходят значительные изменения в их общем развитии: поведение становится более социальным, ускоряется сам процесс обучения любому новому навыку, а также могут появиться спонтанные навыки, взятые ребенком из окружающей среды и не требующие специального обучения.

Оценка навыков имитации

Оценивая способность к имитации, прежде всего, нужно выяснить у родителей, имитирует ли ребенок их действия. Также важно выяснить, наблюдаются ли эпизоды имитации действий других детей.

Пробы на имитацию начинают с наиболее простых действий крупной моторики, затем переходят к действиям с предметами и действиям мелкой моторики.

Чтобы понять, имитирует ли ребенок действия других людей, необходимо привлечь внимание ребенка и дать ему инструкцию «Сделай так!», после чего произвести простое моторное действие (похлопать в ладоши, топнуть ногой, поставить руки на пояс и пр.).

Также можно оценить способность ребенка имитировать действия с предметом .

Для этого необходимо заранее заготовить набор парных предметов, с которыми можно выполнить несложные действия. Один набор для ребенка, другой — для взрослого.

Для оценки навыка на столе перед ребенком кладут несколько предметов, например, расческу, машинку, маракас, очки. Взрослый дает инструкцию: «Сделай так!» — и показывает действие с одним из предметов: трясет маракасом, надевает очки, катает взад-вперед машинку, изображает, как причесывает волосы. Ребенок должен выбрать нужный предмет из набора и выполнить показанное действие.

Если ребенок успешно справляется со всеми видами предложенных заданий, ему предлагается повторить цепочку действий (2–3-4 движения). При этом взрослый дает инструкцию «сделай так!» — и показывает серию различных движений без паузы. Серию движений ребенок должен воспроизвести после того, как взрослый остановится

Рекомендации по развитию навыков имитации

На основании наблюдений и диагностического обследования специалисты могут предложить родителям рекомендации по развитию навыков имитации.

Упражнения на имитацию выполняются сидя друг напротив друга за столом. Также можно заниматься на полу, на пространстве, ограниченном ковром.

Имитация действий с предметами .

Дети с аутизмом начинают чаще устанавливать зрительный контакт и больше улыбаться, когда родители подражают их действиям, им нравится такая игра, они получают от нее удовольствие.

Дети с РАС обычно отлично манипулируют игрушками. Эту особенность можно использовать для того, чтобы научить ребенка подражать действиям других людей.

Для этого необходимо подготовить набор одинаковых или очень похожих игрушек (дидактическая игра «Коробка имитаций») , расположиться непосредственно напротив ребенка (когда он занят своей игрой) и начать повторять действия за ним. Например, ребенок выкладывает машинки в ряд, и родитель тоже выкладывает машинки в ряд. Ребенок делает паузу, родитель тоже останавливается. Важно, чтобы ребенок заметил, что происходит вокруг него.

Через некоторое время можно попробовать изменить ход игры, используя эти же игрушки. Например, взрослый начинает двигать машинки, активно комментируя каждое действие: «Машина поехала. Би-би!».

Необходимо чередовать повторение игры за ребенком и введение нового сюжетного хода. Если ребенок обычно играет с машинками двумя способами, например, выкладывает их в ряд и сталкивает машинки, то после катаний машинок, родителю лучше всего предложить ребенку вместе выстроить ряд машинок. Если ребенок сам не начнет выстраивать ряд, необходимо слегка помочь физически, направив руку ребенка в нужную сторону. Как только произойдет самостоятельная реакция, и ребенок по собственной инициативе поставит машинку, необходимо похвалить его и затем дать немного времени для свободной игры. После этого родитель вновь предлагает новый вариант игры с машинками, например, катает их по «дорожкам». Если ребенок не начинает самостоятельно повторять, необходимо снова ему помочь физически, вместе завершить деятельность, активно похвалить и дать небольшой перерыв для свободной игры.

Такая цепочка действий — базовая для расширения любой стереотипной игры и обучения ребенка навыку имитации.

В каждой сессии отрабатываются по три инструкции, и каждая повторяется по пять раз. В последующих сессиях каждая новая инструкция даётся после того, как ребёнок успешно освоил предыдущие.

Аналогичным образом можно поиграть с ребенком в «Оркестр», предварительно убедившись, что он спокойно переносит звуки музыкальных инструментов. Подготовить набор парных музыкальных инструментов — барабанов, бубнов, маракасов, колокольчиков и пр. Начать игру с повторения движений за ребенком, затем вводить новые элементы и помогать ребенку, в случае если он затрудняется самостоятельно их повторить. Если ребенок хочет игрушку взрослого, можно с ним поменяться.

Необходимо помнить, что сессия для обучения новому действию на начальных этапах всегда короткая, а сессия уже известного — длинная. То есть, во-первых, родитель больше повторяет за ребенком, чем ребенок за родителем. Во-вторых, взрослый просит чаще повторить уже знакомые действия и реже — новые.

Несколько общих примеров для имитации:

— Скатать шарик из пластилина

— Строить башню из 3 деталей Lego (позже можно усложнять конструкции)

— Нажимать на пищащую игрушку

— Катать машинку

— Изображать полет игрушечного самолетика

— Катать мяч по столу

— Бить барабанной палочкой

— Играть на маракасах и других музыкальных инструментах

— Открывать / закрывать крышку бутылки

— Наливать воду из бутылки в стакан

— Мять, рвать бумагу

Если ребенку слишком сложно следить за двумя наборами игрушек, или он совершает какие-то специфические действия с предметами, связанные с его сенсорными особенностями (например, он облизывает и грызет все предметы), то лучше изменить стратегию. Нужно подобрать яркую и интересную игрушку по принципу «действие — эффект» и играть в нее по очереди. Так родитель может контролировать, чтобы ребенок не облизывал игрушку и учился с ней играть.

Сначала родитель показывает ребенку, как играть. Например, нужно забросить шарик в домик улитки (действие), и тогда заиграет веселая музыка (эффект). Важно, чтобы ребенок был заинтересован, и ему нравился полученный эффект. Затем родитель помогает ребенку, и они вместе забрасывают шарик. Далее — ребенок учится делать это самостоятельно. После успешного обучения игру также можно расширять, например, привязать к улитке веревочку и отвезти ее в гости к другой игрушке и пр.

Имитация жестов, мимики, движений тела.

Перед тем, как начать действие, нужно привлечь внимание ребенка, а потом дать инструкцию: «Сделай так» или «Как я».

Обычно имитация движений тела следует за имитацией с предметами: она труднее, потому что требует, чтобы ребенок запомнил, что ты сделал, и потом повторил это движение. Мы советуем начинать с простых движений, например, хлопать в ладоши — то, что многие дети делают спонтанно. Самые сложные движения, которые труднее всего видеть, например, коснуться носа или положить руки на голову, вводятся позднее, потому что ребенок не может видеть, правильно ли он совершил действие.

Хитрость : выполнять действие перед зеркалом, если не удается имитация лицом к лицу

— Давать обе руки

— Давать обе ступни

— Поднимать руки

— Поднимать руки в стороны

— Махать рукой на прощание

— Потирать руки

— Сжимать кулаки

— Показывать пальцем

Усложнение двигательных имитаций.

Необходимо выбрать хорошо знакомую для ребенка песенку и добавить в нее ряд простых движений. Можно взять что-то из репертуара «Музыка с мамой» (Е. Железновой) или песенки из любимых мультфильмов. Например, при исполнении песенки Е. Железновой «Мы ногами топ-топ-топ» можно выполнять несколько несложных движений: топать, хлопать, кружиться, поднимать ручки вверх и пр.

Взрослый демонстрирует действие и помогает ребенку выполнить его. Важно помнить, что основной задачей является самостоятельное движение ребенка! Это касается не только развития крупной моторики, но и песенок для пальчиковой гимнастики.

Копировать мимику лучше у зеркала, сопровождая ее забавными восклицаниями и преувеличенными эмоциями. Так ребенку будет проще обратить и удержать внимание на лице родителя.

Мы советуем выполнять артикуляторные движения, которые эффективно способствуют развитию выразительности лица:

— Широко открывать рот и говорить «AAА»

— Нажимать пальчиком на носик «Би — Би»

— Высовывать язык

— Клацать зубами

— Смеяться

— Фыркать, как лошадь

— Надувать щеки

— Изображать поцелуй (с шумом)

Поскольку сначала ребенку сложно будет выполнить многие из этих упражнений, нужно помогать ему, например, двигая губы руками и т. д., но всегда нужно делать это весело. Во время таких занятий ребенка нужно усиленно хвалить, чтобы вокруг было много игрушек, которые ему очень нравятся, использовать игрушки с крутящимися элементами, свистеть в свистульки и гудеть и т. д. Иногда хорошо помогает конфета «Чупа-чупс», йогурт или мороженое, чтобы заставить высунуть язык. Также можно сидеть рядом и смотреться в зеркало.

Консультирование семей, воспитывающих детей с РАС, — достаточно сложный вид деятельности. Специалист, выполняющий эту работу, должен ориентироваться в самых разнообразных проблемах, которые могут возникать у детей с аутизмом.

Специалисту необходимо уметь оценивать уровень развития ребенка, что не всегда просто сделать, поскольку очень часто ребенок не готов сотрудничать и не выполняет предложенные действия и задания, хотя родители утверждают, что он вполне способен это сделать. Следующее важное умение — правильно выбирать приоритетные цели работы с ребенком, поскольку невозможно одновременно заниматься с ребенком всем и сразу.

Наконец, специалист должен дать четкие рекомендации, которым родители будут следовать, а это произойдет только в том случае, если ему удастся мотивировать их на определенные действия и очень понятно объяснить, с какой целью и как нужно действовать.

Литература:

1. Барбера М. Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.

2. Башина В. М. Аутизм в детстве. М.: Медицина. 1999.

3. Богдашина О. Б. Аутизм. Определение и диагностика. Донецк, 1999.

4. Богорад П. Л., Загуменная О. В., Хаустов А. В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А. В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.

5. Волкмар Ф., Вайзнер Л. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 1–3. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.

6. Загуменная О.В и др. Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Загуменная О. В., Белялова О. А., Береславская М. И., Богорад П. Л., Стальмахович О. В., Чистякова Л. А. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 141 с.

7. Загуменная О. В., Хаустов А. В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А. В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.

8. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/] (дата обращения: 25.09.2018).

9. Манелис Н. Г. и др. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Манелис Н. Г., Аксенова Е. И., Богорад П. Л., Волгина Н. Н., Загуменная О. В. Калабухова А. А., Панцырь С. Н., Феррои Л. М. / Под общ. ред. Хаустова А. В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.

Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР

В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, ко...

Коррекционно-воспитательная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье отражены основные направления коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». Раскрываются основные задачи, цели коррекционно-воспитательного процесса, даются рекомендации по развитию моторно-двигательных ...

«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО

В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождени...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Особенности психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра

Данная статья посвящена изучению особенностей психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с Расстройством аутистического спектра. В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыков у д...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...

Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР

В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, ко...

Коррекционно-воспитательная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье отражены основные направления коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». Раскрываются основные задачи, цели коррекционно-воспитательного процесса, даются рекомендации по развитию моторно-двигательных ...

«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО

В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождени...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Особенности психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра

Данная статья посвящена изучению особенностей психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с Расстройством аутистического спектра. В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыков у д...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...

Задать вопрос