Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Крюкова, Н. А. Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала / Н. А. Крюкова, И. А. Новичкова, Г. П. Шалина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9278/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Ключевые слова: социально-эмоциональное развитие, эмоциональный интеллект.

В результате цифровой революции на рынке труда произошли серьезные изменения. Под влиянием роботизации и автоматизации производственных процессов, разработок в области искусственного интеллекта вытесняется множество профессий. В этих условиях все большую актуальность приобретает владение навыками, отличающими человека от машины, среди которых открытость новым знаниям, умение критически мыслить, креативно решать задачи, способность эффективно общаться, работать в команде, готовность учиться и переучиваться. Растет потребность в профессионалах, обладающих универсальными компетенциями, «навыками XXI века» — когнитивными, социальными, метакогнитивными, умеющих видеть ситуацию в целом, управлять своими эмоциями. Между тем предметное содержание отечественного образования сегодня не во всем удовлетворяет современным требованиям жизни. Чтобы выпускники школ и вузов были готовы к работе, жизни и самореализации в XXI веке, необходимо обновление образовательной системы, в том числе посредством выполнения инновационных задач развития детей не только в познавательной и личностной сферах, но и в системе общения, взаимодействия с миром взрослых.

Известно, что развитие личности — процесс многонаправленный. Психологи выделяют четыре направления развития личности. Три из них нам хорошо знакомы.

Физическое развитие . Все мы помним, как в первые месяцы жизни ребёнка были озабочены тем, сколько малыш поел, держит ли он уже головку, научился ли переворачиваться, ползать, ходить. И сейчас мы заботимся о том, чтобы наш уже подросший ребёнок был здоров. Всё это имеет отношение к физическому развитию.

Интеллектуальное развитие . Вовремя ли ребёнок начал говорить? Овладел ли понятийным мышлением? Научился считать? Читать? И многое другое, что показывает, насколько ребёнок умеет усваивать и перерабатывать информацию.

Мы озадачиваемся тем, насколько наш ребёнок растёт ответственным, честным, способен ли он отличать добро от зла, хорошие поступки от плохих. Всё это характеризует духовное развитие .

А что же такое социально-эмоциональное развитие ? Это что ещё за новость? Почему раньше о нём почти не говорили? С какого возраста оно начинается? Что в себя включает? Почему мы вообще должны об этом думать? Давайте разберёмся вместе.

Современные учёные в один голос говорят о важности эмоционального интеллекта. И, правда, наверняка многие из нас замечали такую историю: наши одноклассники-отличники впоследствии достигали довольно средних успехов в жизни, в то время как менее академически успешные, но более активные и коммуникабельные поднимались до больших высот в карьере и образовании.

Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Это — одна из основополагающих компетенций нашего времени и будущего, это огромный жизненный ресурс. Он влияет не только на успеваемость и карьерные успехи. Высокий эмоциональный интеллект помогает выстраивать прочные и эффективные отношения, справляться со стрессом и таким образом беречь здоровье — как психическое, так и физическое. А самая хорошая новость от ученых в том, что эмоциональный интеллект — это способность, которую можно развивать .

В МДОУ д/с № 45 с 2021 года еженедельно проходят занятия с детьми по социально-эмоциональному развитию по Программе, разработанной крупнейшими российскими учёными под руководством профессора, доктора психологических наук Елены Алексеевны Сергиенко. Для эффективности работы педагоги, согласно рекомендациям авторов программы, регулярно проводят совместные мероприятия с родителями: информационные встречи, семейные задания, участие родителей в оценке эффективности программ, совместные детско-родительские события. Цель мероприятий — создание условий для заинтересованного включения родителей в совместные занятия с ребёнком в рамках программы «Социально-эмоциональное развитие». Для этого после каждого занятия с детьми родители получают задание по теме для совместной деятельности с ребенком дома. Например: «Посмотрите всей семьёй 13-ю серию мультфильма «38 попугаев. Бабушка Удава». Обсудите, какие эмоции испытывают герои в разных ситуациях. Найдите предметы, похожие на героев мультфильма, и поставьте маленькую пьесу», или после занятия по теме «Как укротить злость»: «Позовите вечером всех членов семьи, расскажите им о сегодняшнем дне. Спросите у мамы с папой, злились ли они на других людей или на себя и почему. Попросите рассказать их об этом. Что помогло им справиться со злостью? Поделитесь своим семейным способом, как справиться со злостью».

XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.

Наряду с другими возникает еще одна важная проблема — необходимость педагогам «учиться в любом возрасте» — и новым технологиям, и новому восприятию реалий сегодняшнего дня, и оценке новых подходов в современном образовании, и рефлексии своих профессиональных достижений. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков), а на развитие и воспитание детей. Следовательно, применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития качеств ребенка (личностных, интеллектуальных, физических) формирования предпосылок учебной деятельности.

Развитию личности старших дошкольников помогают современные образовательные технологии, такие как: «Волшебный телефон», «Клубный час», «4 К» и другие.

Особым достоинством технологии «Волшебный телефон » является то, что, ребёнок имеет возможность самостоятельно выбирать любимого сказочного персонажа для того, чтобы рассказать ему о своих проблемах, раскрывается в ходе диалога, а отсутствие прямого контакта «глаза в глаза» со сказочным героем побуждает ребёнка свободно исследовать и проявлять своё «Я». Дети испытывают чувство безопасности и дозволенности в процессе общения.

D:\!!!Work\Desktop\фото для видеопрезентации\IMG_6291.jpg

D:\!!!Work\Desktop\фото для видеопрезентации\IMG_6283 — копия.jpg

Технология «Клубный час» позволяет развить у дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность, а также эффективно взаимодействовать с родителями. В течение одного часа дети самостоятельно выбирают клуб, друзей для занятия в этом клубе, перемещаются по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

D:\!!!Work\Desktop\фото для видеопрезентации\20240219_160345.jpg

D:\!!!Work\Desktop\фото для видеопрезентации\IMG_20240115_154935.jpg

D:\!!!Work\Desktop\фото для видеопрезентации\20240115_161704.jpg

Технология «4 К» — система принципов и методов, направленных на формирование, развитие и оценку универсальных компетентностей — критическое мышление, креативность, коммуникация и коллаборация (командная работа).

Сравнительная диагностика уровня развития дошкольников по итогам внедрения программы «Социально-эмоциональное развитие» выявила положительную динамику:

— повысился уровень социальной компетентности старших дошкольников;

— у детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности;

— сформирован ряд навыков самостоятельного творческого мышления;

— значительно повысилась самостоятельная активность детей.

Результат взаимодействия с семьей в рамках УМК — это повышение осознанности, разделение ответственности и сопричастность, объединение усилий.

Родители заинтересованы программой, мотивированы, готовы к совместным занятиям с детьми; поняли важность развития умений воспринимать эмоции, понимать их причины, управлять эмоциями; осознали роль семьи в социально-эмоциональном развитии ребёнка.

Кроме того, удалось сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей, вовлечь их в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Залогом полноценного развития ребенка и успешной реализации, поставленных дошкольной образовательной организацией задач является равноправное творческое взаимодействие с семьями воспитанников.

Литература:

  1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. — Москва, 2000.
  2. Бабаева, Т. И. Дошкольник в пространстве общения со сверстниками и взрослыми / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Результаты межрегионального исследования: коллективная монография. — Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. — С. 55–78.
  3. Данилина, Т А. В мир детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. — Москва: Айрис-пресс, 2004.
  4. Изард К. Эмоции человека / К. Изард. — Москва: Ди-рект-Медиа, 2008.
  5. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева. — Москва, 2003.
  6. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ Петербург, 2012. — 288 с. 3.
  7. Анохина, А. С. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта / О. А. Токарева // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58 (2). — С. 311–314.
  8. Сергиенко Е. А., Марцинковская Т. Д., Изотова Е. И. и др.Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы. — М., 2019. С.17–40.
  9. Кнорре Дмитриева К. Учителя — родителям. Сборник интервью. — М., 2017.
  10. Дворецкая И. А., Горинова Е. В., Рычка Н. Е. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 6–8 лет: методическое пособие. — М., 2019.

Похожие статьи

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом

В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.

Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры

В опыте работы по данной теме определены цель, задачи и основные направления реализации сенсомоторной деятельности детей раннего возраста, эффективные методы работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Похожие статьи

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом

В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.

Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры

В опыте работы по данной теме определены цель, задачи и основные направления реализации сенсомоторной деятельности детей раннего возраста, эффективные методы работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Задать вопрос