Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»
Авторы: Григорьева Ирина Александровна, Черницова Юлия Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 03.07.2024
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Григорьева, И. А. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги» / И. А. Григорьева, Ю. В. Черницова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 22-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9284/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.
Со дня победы под Сталинградом прошел 81 год, но эту дату помнят и чтут до сих пор, тем самым отдавая дань героическому подвигу русского солдата. Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, использование современных методов, технологий способствующих воспитанию любви к Родине, защитникам Отечества, является актуальным и важным, среди которых является проектная деятельность, дающая возможность расширить образовательное пространство, предполагающая решение проблемы, интегрирование знаний из различных образовательных областей, детско-родительское взаимодействие.
Цель проекта:
Воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей, сохранять преемственность поколений через ознакомление с историческими и героическими событиями родного края в годы Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
Развивать представления детей о подвигах советских солдат; организовать родителей и детей для совместной познавательной, продуктивной видов деятельности; формировать представление детей о памятных местах родного края.
Второе февраля, героический день для нашего народа, день битвы за Сталинград. Битва, подобной которой не знала история войн, история человечества. Это день памяти и скорби, мужества и героизма русского народа. 81 год как окончилась Сталинградская битва, но мы помним, храним и чтим подвиг защитников Сталинграда. Данный проект позволил в условиях ДОУ расширить знания детей об истории родного края, причастности своей семьи к героическому прошлому Сталинграда.
Работа над реализацией проекта предусматривала три этапа — подготовительный, основной и заключительный. В системной паутинке проекта поставленные задачи решались в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно — исследовательской, художественно-творческой, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Нелёгким был путь к Победе. Прогремела Великая Московская битва, держал оборону непокорённый Ленинград. Грозным летом 1942 года час мужества пробил и для Сталинграда. Люди стояли как скалы: «Ни шагу назад!». Герои. Подвиги. Их было тысячи. О событиях Сталинградской битвы мы с ребятами узнавали из рассказов, чтении книг, просмотра презентаций.
Рассказ про Дом Павлова очень впечатлил ребят. Два месяца не давал врагам покоя обычный дом в центре города. Из пушек в него стреляли, миномётным огнём поливали, изводили батальоны и роты.
Не пал на колени Дом Павлова! В течение 58 дней героически держала оборону группа советских бойцов, лейтенанта И. Афанасьева и сержанта Я. Павлова, именем которого и назван сейчас этот знаменитый Сталинградский дом. Вместе с родителями ребята смастерили макет «Дом Павлова».
Мамаев Курган — главная высота России. Высота — 102. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами. Это место огромных людских потерь… и беспримерного мужества и героизма. В группе был создан макет танкового сражения «Высота 102».
Во многих семьях фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются много раз. Ребята обратили внимание, что письмо имеет треугольную форму, сложено особым способом и научились также сворачивать конверт.
Ребятам очень хотелось увидеть предметы военного времени, узнать, сохранились ли они. И мы решили отправиться на экскурсию в Волжский историко-краеведческий музей. Здесь памятно хранятся документы, награды, газеты, военная карта, а также котелки, обмундирование солдат и многое другое. Ребятам очень понравилась экскурсия.
Война стала суровым испытанием для миллионов людей, подвиг, который не будет забыт никогда. Мы с ребятами решили узнать, у кого в семьях прадеды и прабабушки сражались под Сталинградом. С этим вопросом мы обратились к родителям, которые принесли в группу фотографии своих родных, а так же военные реликвии. Олейник Анна Лаврентьевна, Гусев Александр Григорьевич, участники боевых сражений под Сталинградом. Усманов Хайрулло участник боевых сражений под Сталинградом, награжден медалью «За оборону Сталинграда», «За отвагу». Киевский Петр Павлович участник боевых сражений под Сталинградом, прошел всю войну, дошел до Германии, награжден медалью «За отвагу», орденом «Красной Звезды». Меденцев Алексей Петрович участник боевых сражений под Сталинградом, офицер советской Армии, погиб в Крыму, награжден медалями «За Отвагу».
Родители принесли в группу предметы военного времени и даже семейные реликвии. Так в нашей группе появился «Чемодан памяти. Военные реликвии бережно храним», Экспонаты «Чемодана памяти» это медали, письма, фотографии прадедушек и прабабушек в годы войны. Есть вещи — часы, фляжка, планшет. «Чемодан памяти» это — историческая экспозиция, результат совместной работы родителей и детей по ознакомлению с боевой славой Сталинграда.
Проектная деятельность позволила познакомить детей с историей родного края, объединить детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, погрузиться в героическое прошлое Сталинграда.
Литература:
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика — Синтез, 2010.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ — М.: ТЦ Сфера, 2006
- Морозова А. Н., Мельникова О. В. «Музейная педагогика». Творческий центр, Москва, 2008
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников — М.: ТЦ Сфера, 2008
Похожие статьи
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся
Затрагивает актуальную проблему воспитания младших школьников. Гражданско-патриотическое воспитание является важным элементом социализации учащихся. В статье описана система работы, представлены формы и методы для воспитания гражданина-патриота.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.
Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС
В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.
Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями
В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.
Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ
В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мини-музеев в целостном образовательном процессе ДОУ.
Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования
В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...
Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания
В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.
Похожие статьи
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся
Затрагивает актуальную проблему воспитания младших школьников. Гражданско-патриотическое воспитание является важным элементом социализации учащихся. В статье описана система работы, представлены формы и методы для воспитания гражданина-патриота.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.
Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС
В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.
Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями
В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.
Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ
В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мини-музеев в целостном образовательном процессе ДОУ.
Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования
В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...
Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания
В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.