Система работы педагогов детского сада с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Рысьева Александра Андреевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 03.07.2024
Статья просмотрена: 12 раз
Библиографическое описание:
Рысьева, А. А. Система работы педагогов детского сада с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Рысьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9291/ (дата обращения: 19.12.2024).
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания — влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет необходимость взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
В условиях реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, для плодотворной работы по воспитанию детей дошкольного возраста необходимо тесное взаимодействие детского сада и родителей, сотрудничество педагогов с родителями воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья, является залогом успешной коррекционно-развивающей и воспитательной работы.
В нашем детском саду родители являются активными участниками, а не сторонними наблюдателями образовательного процесса. Совместная работа педагогов с родителями воспитанников связана, в первую очередь, с созданием единой воспитательной среды, которая позволяет максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка. Благодаря созданию доброжелательной атмосферы взаимопомощи и поддержки родители учатся взаимодействовать со своими детьми, понимать и принимать их, способствовать социализации ребенка и развитию его талантов, а также получают знания, необходимые для построения правильной системы семейного воспитания.
Детский сад сегодня находится в режиме постоянного развития, представляет собой мобильную систему, реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого и выстраивается работа с семьями воспитанников. Начальным этапом работы является анализ социального состава родителей, их уровня педагогической культуры и настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Для успешной работы педагоги придерживаются основных принципов взаимодействия с семьями воспитанников. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями создает позитивный настрой на общение, является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении педагога с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Индивидуальный подход важен не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Для каждой конкретной семьи выбираются оптимальные методы и приемы работы. В зависимости от ситуации, в личной беседе педагог готов дать совет, успокоить или подбодрить родителя, при этом общение происходит с позиции сотрудничества, а не наставничества. Современные родители имеют широкий доступ к информации по воспитанию детей, имеют сформированное мнение о принципах построения взаимодействия с ребенком и его воспитанию. Именно поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит должного результата, гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада в помощи семье в сложившейся ситуации и искреннее желание помочь.
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников осуществляется через разные виды деятельности:
— Повышение педагогической культуры родителей с помощью проведения родительских собраний, консультаций специалистов, личных и групповых бесед, мастер-классов, круглых столов, оформления информационно-консультативных стендов, папок-передвижек.
— Работа психолого-педагогического консилиума детского сада по своевременному выявлению трудностей у ребенка в освоении программы детского сада и поиск оптимальных путей решения проблемы, знакомство родителей с результатами и достижениями ребенка за определенный период.
— Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения и создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей за счет участия в акциях, конкурсах и мероприятиях детского сада и города, участие семей воспитанников в проектах.
— Оформление выставок детских работ, семейных мини-музеев, семейных презентаций способствует сближению коллектива родителей, повышает их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
— Организация совместных досугов, тематических прогулок и экскурсий способствует укреплению доброжелательных отношений между семьями воспитанников и педагогами, сплачивает коллектив группы и способствует активному участию родителей в жизни детского сада.
Такая разносторонняя работа педагогов с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья дает хорошие результаты. Происходит установление благоприятной психологической обстановки в семьях, родители учатся правильно взаимодействовать со своим особенным ребенком, принимать его, понимать его потребности, владеют навыками адаптации и социализации его к обществу. Доброжелательная атмосфера и желание родителей участвовать и оказывать помощь педагогам в работе с детьми способствует достижению хороших результатов в освоении детьми образовательной программы и раскрытию их талантов и способностей.
Литература:
- «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития» Т. Н. Доронова — М.: Линка-Пресс, 2001
- «Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей»/ Антипова, Е. В// Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1(8). —С. 34–37.
- «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей» / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2