Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС
Автор: Денисова Юлия Николаевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 03.07.2024
Статья просмотрена: 234 раза
Библиографическое описание:
Денисова, Ю. Н. Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС / Ю. Н. Денисова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9292/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.
Появившись на свет, маленький человек начинает познавать мир. С первых минут он неустанно делает открытия, исследует, активно постигает опыт человечества. Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир.
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Разработка Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» является инновационным и эффективным способом организации сотрудничества и взаимодействия с родителями, вовлечения семьи в единый образовательный процесс.
Участники: Дети, родители, сотрудники ДОУ, сотрудники музеев
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель:
Привлечение родителей к совместной активной деятельности детей;
Повышение интереса к изучению родного края: его культуры, истории людей;
Формирование чувства гордости и ответственности за свою малую Родину;
Укрепление здоровья детей.
Задачи:
Создание условий для физического и эмоционального развития ребенка в ДОУ и семье.
Формирование активной деятельности родителей в воспитании детей, повышение их степени участия в педагогическом процессе.
Гармонизация отношений родителей с помощью организации совместных мероприятий.
Обобщение и систематизирование знаний о родном крае.
Расширение детского кругозора, знакомство детей с географическим расположением города.
Воспитание любви и чувства гордости за город и край, в котором живем.
Маршрут выходного дня предполагает организованную воспитателем (или другим специалистом по договоренности) форму взаимодействия родителей с собственными детьми (посещение выставок, музеев, театра, предприятий города и пр.), причем организуется все это в выходной день — субботу или воскресенье.
Организация совместных мероприятий — достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из самых лучших форм организации как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение мероприятий наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые знания об истории, культуре, географии родного края, города. Прогулка принесет только пользу — свежий воздух, смена впечатлений, развитие кругозора, эстетические впечатления.
Важно, чтобы ребенок извлек из походов как можно больше, именно поэтому требуется специальная подготовка родителей. Семья — базовая ячейка, которая дает ребенку ощущение психологической защищенности, социальную поддержку. Именно в этом и есть значение семьи для человека.
Семья — место, где ребенок получает свой первый социальный опыт, опыт общественного поведения. На примере близких, формируется нравственные и духовные качества ребенка. Чтобы воспитывать духовно- нравственное поколение необходимо действовать сообща, совместными усилиями: детский сад, родители, общественность.
В современном обществе наблюдается снижение внимания к воспитанию детей со стороны родителей, современные занятые бабушки и дедушки, разрозненность семей. Именно поэтому, стали появляться современные совместные работы семей и ДОУ, в основе которой лежит идея, что воспитание детей — это обязанность и ответственность родителей, а все социальные институты должны помогать и дополнять их воспитательную работу.
Одним из приоритетных направлений в нашей работе является взаимодействие с семьями воспитанников. Наряду с традиционными формами работы ДОУ и семьи мы используем нетрадиционные формы и методы для создания и укрепления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. Одной из нетрадиционных форм по взаимодействию с семьями воспитанников является организация воскресного досуга для детей и родителей.
В выходные дни родители могут больше времени посвятить своему ребенку. В каждой семье существуют свои формы проведения выходного дня.
С младшими дошкольниками работа строится индивидуально. Мы предлагаем родителям — «темы выходного дня» — планирование маршрута путешествия: дом, в котором я живу, улица, любимое место семейных прогулок. Выстраиваем индивидуальные траектории детского развития в сотрудничестве с родителями. Мы даем рекомендации по составлению информативного наполнения экскурсии: сезонные календари, наблюдения, подвижные игры, стихи, фольклор. В младших группах вывешиваются информационные листы, предлагаются буклеты и реклама. Предлагаем письменные и устные консультации «Как провести выходной», «Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?» «Игры, которые помогут удержать ребенка на месте. Организуем сбор коллекций по временам года, устраиваем выставки продуктивной деятельности «Семейные зарисовки» (фотографии, видео, рисунки).
Когда ребята становятся старше, организовываем совместные мероприятия образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» .
Формы работы со старшими дошкольниками:
— Заседание клуба «Путешественник» Планирование маршрута путешествия.
— Сбор информативного наполнения экскурсии.
— Изготовление буклета по маршруту «Что ты увидишь?»
— Семейные зарисовки. Стенгазеты.
— Изготовления «Дневник Путешественника»
— Выставки, презентации
— Семейные праздники.
Разработка маршрутов проходит в несколько этапов
1 этап. Организационный — совместное уточнение направлений.
2 этап. Сбор информации — подбор книг, иллюстраций, брошюр, видеоматериалов.
3 этап. Разработка маршрутов, где указываются основные достопримечательности, на которые необходимо обратить внимание детей.
4этап. Непосредственно экскурсия.
5 этап. Заключительный — выставки фото и рисунков, презентации, стенгазеты, домашние сочинения.
На первом этапе мы знакомимся с профессиями родителей, потом с местами их работы и увлечений. Была подготовлена фото выставка «Наш город». Вместе с родителями в рамках «экскурсия выходного дня» познакомили с социально значимыми местами нашего города улицами, площадями, памятниками, достопримечательностями, музеями, городским парком, предприятиями. Как удивительно меняются наши дети, когда они попадают в этот огромный мир. Сначала это напуганные воробушки, прижимающиеся к своим мама и папам во время первых экскурсий. Но когда они встречают глазами знакомые по фотографиям места, начинают делиться своими знаниями, рассказывать правила поведения, события, с которыми их познакомили взрослые.
Первые экскурсии мы посветили близлежащим улицам и скверам. Написали семейные сочинения «Волжский — город моей судьбы». Родители находились в тесном взаимодействии с дошкольниками: экспериментировали вместе с детьми, стимулируя их к самостоятельному исследовательскому поиску, и продолжали обогащать предметно-развивающую среду, пополняли коллекции, устраивали экскурсии выходного дня, устраивали выставки. Мы посетили достопримечательность нашего степного края Волжскую оранжерею, инициаторами были семья Перемыщевых. Выставку бабочек в краеведческом музее — семья Камарских, семья Головиных — Станция Юннатов. Музей Сталинградской битвы — семья Важнёвых.
У родителей, тем самым формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к образовательному учреждению, развивается родительская компетентность.
Экскурсия по городу-герою Волгограду показала, как многому научились наши дети: правила поведение в транспорте, пешехода и конечно чувство гордости, что мы живем на святой земле. В Волгограде мы посетили: площадь Ленина, Планетарий, Музей под открытым небом у Сталинградской панорамы, площадь «Павших борцов», Мамаев Курган.
Итогами нашего проекта было создание мини-музея «Край, в котором я живу», и викторина «Мы живем на земле Волгоградской».
Необычайна климатическая зона нашего края, очень разнообразна. Дети, как правило, не обращают на это внимания, поэтому родители в этом вопросе становятся нашими союзниками, организуют экскурсии, посещения музеев, природных парков. Во время экскурсий выходного дня по Волго-Ахтубинской пойме (организованной родителями Е. В. Буяровой и Л. В. Алимасовой) ребята любовались красотой осенней дубовой рощи, интересовались можно ли самим вырастить такое красивое дерево.
Осваивая социальную роль, дети приобретают жизненный опыт, насыщенный новыми эмоциями и содержанием, закрепляют знание новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают положительного эмоционального состояния. Они активно осваивают мир взрослого, который становится и их миром. Мы стараемся полноценно обеспечивать развитие индивидуальности каждого ребенка, подготавливать их к новому социальному статусу.
Можно отметить следующие результаты : Повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом, педагогами. Осмысление родителями оздоровительной и познавательной ценности активных совместных семейных мероприятий. Приобретение знаний о различных формах семейного отдыха. Расширяются представления детей о родном городе, его истории и культуре.
Продукт:
для детей:
— журнал стенгазета
— выставка работ совместного творчества
для родителей:
— выставка работ совместного творчества — совместный праздник
— стенгазета «Мы любим город Волжский».
для педагогов:
— повышения уровня профессиональной компетенции в вопросах формирования у детей чувства гордости за Родину;
— картотека произведений художественной литературы;
— совместный праздник «Путешествие по городу»;
— размещение материалов по патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Важно отметить, что инициаторами экскурсий были мы в начали пути. В старших группах родители сами разрабатывали маршруты и мы получали приглашения вместе с детьми. И эти экскурсии запомнились нам, как самые интересные и наполненные.
Сотрудничество с родителями их заинтересованности, кардинально изменяет ситуацию для взаимодействий с детьми. Деятельность завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным практическим образом (газеты, макеты, альбомы, выставки, праздники и т. д.). Повышается активность в детско-родительских отношениях. Заинтересованность и самостоятельность детей, активная роль в этом процессе позволили нам разнообразить развивающую среду, расширить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании прекрасного вокруг детей.
Литература:
- Алешина. Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью./ Н. В. Алешина. М.: Элизе Трейтинг, 2004г. 2466с.
- Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5–8 лет. [Текст] / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. — 2007 — № 4 — с. 45–55;
- Бручилова, И.А. Проблема диагностики и коррекции детско-родительских отношений в семьях// семейные научные исследования. Концепт, 2013 г.
- Денисова Ю. Н. «Развитие познавательной активности дте дошкольников в проектной деятельности», [Текст] «Учебный год»-Волгоград,- 2017-№ 3-ст.75–79;
- Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 96ст
- Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание. — 2013 — № 3 — с. 15–17;
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. // Под ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия». 2002. — 208 с.;
- Калинина Р. Детское «почему» и интеллектуальное развитие. // Школьный психолог. — 2004. — № 1. — с. 22–24.
Похожие статьи
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему «Мимоза для мамы»
Предложенное занятие носит комплексный характер. Ярко прослеживаются интегративные связи между образовательными областями. В структуре НОД использованы: игровая ситуация, беседа — диалог, дидактическая игра, продуктивная деятельность воспитанников. З...
Социальное партнерство как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся
В статье представлен опыт работы педагогов Белгородского областного Дворца детского творчества по формированию основ духовно-нравственного развития личности обучающихся, отражающий формы взаимодействия с социальными партнёрами.
Развитие у дошкольников навыков и умений экспериментально-исследовательской деятельности
В статье представлен опыт работы в организации экспериментально-исследовательской деятельности, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении, подчёркивается необходимость создания соответствующей развивающей предметно-пространственной сред...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»
В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...
Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования
В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...
Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста
В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...
Психологический проект «Родительская почта»
Проект направлен на развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Проект разработан в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который открывает новые возможнос...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия
В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.
Похожие статьи
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему «Мимоза для мамы»
Предложенное занятие носит комплексный характер. Ярко прослеживаются интегративные связи между образовательными областями. В структуре НОД использованы: игровая ситуация, беседа — диалог, дидактическая игра, продуктивная деятельность воспитанников. З...
Социальное партнерство как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся
В статье представлен опыт работы педагогов Белгородского областного Дворца детского творчества по формированию основ духовно-нравственного развития личности обучающихся, отражающий формы взаимодействия с социальными партнёрами.
Развитие у дошкольников навыков и умений экспериментально-исследовательской деятельности
В статье представлен опыт работы в организации экспериментально-исследовательской деятельности, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении, подчёркивается необходимость создания соответствующей развивающей предметно-пространственной сред...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»
В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...
Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования
В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...
Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста
В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...
Психологический проект «Родительская почта»
Проект направлен на развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Проект разработан в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который открывает новые возможнос...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия
В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.