Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Авторы: Петлякова Елена Арамаисовна, Купрейчик Екатерина Викторовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 19.06.2024
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Петлякова, Е. А. Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Петлякова, Е. В. Купрейчик. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — С. 16-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9312/ (дата обращения: 19.12.2024).
Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму.
Китайская мудрость
Наглядное моделирование — это показ определенных свойств изучаемого предмета, создание его подобия и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку наглядно представить предлагаемые обстоятельства, научиться осуществлять действия с ними.
Когда дети научатся заменять и конструировать предлагаемые схемы в уме, мысленно представлять явления природы, предметы, действия и определение предметов, то они быстрее смогут составить рассказ по заданной картине. Это помогает лучше развивать у старших дошкольников с ТНР все психические процессы: воображение, мышление, внимание, память, формирует связную речь и лексико-грамматический строй речи.
Цель использования наглядного моделирования:
Объяснить изучаемую тему так, чтобы ребенок понял, усвоил и запомнил ее.
Виды наглядного моделирования:
Предметное. Предметно-схематическое. (Т. Б. Полянская)
Д/И «Слова наоборот»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
А. Барто
Согласование в роде, числе и падеже
Вижу кого, (что)? |
Пою о ком, (о чем)? |
Подарю кому, (чему)? |
Дружу с кем, (с чем)? |
Согласование существительного с числительным
(https://flectone.ru/soglasovanie-s-chislitelniymi.html)
Образование родственных слов
(https://shareslide.ru/)
(https://multiurok.ru/files/rabota-s-odnokorennymi-slovami-v-nachalnoi-shkole.html)
Словообразование
(https://logoped.name/slovoobrazovanie/)
Мнемосхемы Т. Ю. Бардышевой, Е. Н. Моносовой
Словарь прилагательных
Д/и «Слова наоборот
Словарь глаголов
Д/и «Слова наоборот»
Как называется ветка у…?
Назовите хвойные, лиственные деревья. У какого дерева резные листья? Какое дерево здесь лишнее и почему? Как называется лес, в котором растут одни березы? Назови ласково дерево.
Как называется сок из …?
(https://flectone.ru/plan-na-temu-fruktiy.html)
Как называться суп из…?
(https://flectone.ru/plan-na-temu-fruktiy.html)
Выберите слово, подходящее к слову суп- жарят, парят, варят, пекут, тушат.
Какие каши готовят в детском саду?
С чем испекли пирог? Пирог с … — это… пирог.
( https://flectone.ru/plan-na-temu-fruktiy.html)
«Чей клюв»?
Кто изображен на картинках?
Чем птицы отличаются от животных?
Назвать перелетных и зимующих птиц.
Назвать всех птиц во множественном числе.
Какая из этих птиц ведет ночной образ жизни?
Чей глаз, ухо, нос?
Назвать хищное, травоядное животное. Какие животные есть из сказок «Теремок», «Колобок».
Работа над предлогами
Инновация применения наглядного моделирования с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
- Детям с ТНР трудно долго концентрировать внимание на определенном предмете. Применение наглядного моделирования помогает решить эту задачу.
- Предлагаемые схемы помогают лучше развить психические процессы: воображение, мышление, внимание, память.
- Когда дети научаться применять графические схемы на занятиях, им легче будет отделять главное от второстепенного и быстрее построить связный рассказ по лексической теме, и поможет сформировать старшим дошкольникам все лексико-грамматические категории.
Литература:
- Гомзяк О. С. Комплект учебно-методических пособий «Говорим правильно»
- Арушанова А. «Формирование грамматического строя речи дошкольников» Дошкольное воспитание-1997
- «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М., 2007.
- Сапогова Е. Е. «Развитие воображения дошкольника. Психолог в детском саду» — 1998
- Смышляева Т. Н., Корчуганова Е. Ю. «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Журнал «Логопедия». 2005 г. № 1
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Практическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2007.
- Агаева Е. Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования». — Москва,1984.
- Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — Москва, 1988.
- Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника» (Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду) — Москва, 1979
- Жукова Н. С. «Формирование устной речи» — Москва, 1994.
- «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М. 1991 — сост. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина
- «Коррекция нарушения речи у дошкольников» под ред. Л. С. Сековец, Нижний Новгород, 1999 г.
- Венгер Л. А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1989 г.
- Ткаченко Т. А. «Формирование лексико-грамматических представлений» (логопедическая тетрадь). — С.-П. «Детство-пресс» 1999 г.
- Малетина Н., Пономарева Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», журнал «Дошкольное воспитание» № 6 2004 г.