Проект «Путешествие капелек в природе» для детей 5-6 лет
Авторы: Бурцева Светлана Евгеньевна, Смирнова Татьяна Михайловна, Никитина Екатерина Юрьевна, Маруненко Евгения Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 28.06.2024
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Бурцева, С. Е. Проект «Путешествие капелек в природе» для детей 5-6 лет / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова, Е. Ю. Никитина, Е. А. Маруненко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — С. 28-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9324/ (дата обращения: 16.11.2024).
Возрастная группа: дети 5–6 лет
Вид: познавательно-исследовательский
Продолжительность и сроки реализации: долгосрочный 2023 -2024г
Исполнители: дети, родители, воспитатели.
Основная идея и актуальность:
Дети нашей группы очень любят дождик. Они долгое время наблюдали за падающим каплями, ловили их ладошками, смотрели, как капельки падают в лужицы и по ним разбегаются круги, как стекают капли с зонтика. Дети прыгали по лужицам и радовались разлетающимся брызгам. Еще длинными осенними вечерами они могли долго прислушиваться к тому, как стучат капли дождя по крыше веранды и подоконнику группы. И тогда дети стали задавать вопросы: «А как вода попадает на небо?», «Откуда берется дождь?», «Дома вода течет из крана, а на небе ведь крана нет, как так получается, что капельки падают на землю?», «Куда девается вода когда высыхает?»
И тогда мы решили помочь детям разобраться в этих вопросах. На занятиях дети узнали, что капельки воды постоянно путешествуют между небом и землей и что это путешествие называется — круговоротом воды в природе. Дети рассмотрели глобус — модель нашей земли и увидели, что большая часть закрашена в синий цвет, это моря, океаны, озера и реки, всех их называют водоемами. Именно там находится вода. Вода нагревается солнышком и начинает испарятся. Капельки в виде пара поднимаются на небо, в атмосферу, образуя облака, потом он охлаждается и вновь превращается в крошечные водяные капельки или кристаллики льда, которые выпадают на землю дождем или снегом. Так дети познакомились еще с одним важным понятием «агрегатные состояния воды». Дети узнали, что вода бывает не только в жидком, но и твердом состоянии в виде льда и в газообразном в виде пара, который поднимается в атмосферу и собирается там в облака.
Детей очень увлеклись этой темой, но до конца осознать такие глобальные перемещения им было сложно и тогда мы решили провести опыт. Мы взяли банку, до половины наполнили ее водой и предложили детям представить, что это озеро, на стенки банки налепили из пластилина рыбок, лодки, травку, чтобы было красиво. Банку плотно закрыли крышкой и поставили около окна, на солнышко. Солнышко стало нагревать банку, и вода начала испарятся и в виде конденсата стала собираться на крышке, как в атмосфере, в облаках. Как только на крышке собралось достаточное количество конденсата, и он охладился, то стал стекать по стенкам банки вниз, в наше воображаемое озеро. Радости детей не было предела: «В банке пошел настоящий дождик!»
Ребята познакомились еще и со свойствами воды, в процессе проведенных экспериментов, они убедились, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, не имеет формы и приобретает форму емкости, в которую налита.
Потом дети захотели сделать игру «Как наша капелька путешествовала». Взяли лист ватмана, нарисовали землю с озером и речкой, и небо, наклеили облака и тучи из ваты, солнышко с лучиками, вырезали капельки из синего картона и стрелочки из красного, чтобы показывать, как капельки путешествуют в природе.
Цель: познакомить детей старшей группы с круговоротом воды в природе, с агрегатными состояниями воды, со свойствами воды, с глобусом, как моделью земли, понятиями суши, водоемов, атмосферы.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
- Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.
- Учить детей устанавливать связи между разными явлениями природы.
- Формировать у детей правильную связную речь и способствовать расширению их активного словарного запаса.
Развивающие:
- Развивать у детей умение поддерживать беседу, задавать вопросы,
- Развивать инициативу детей в процессе выполнения проекта.
- Развивать у детей познавательный интерес во время наблюдений и экспериментирования.
- Развивать внимание и воображение
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься, трудиться.
- Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
- Воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к водным ресурсам
Ресурсное обеспечение:
Учебно-методический набор «Юные экологи Москвы», магнитофон, диски с записями «Звуки природы», наборы открыток с изображениями погодных явлений, энциклопедии, наборы иллюстраций, мозаики, разрезные картинки, зонтики, пластиковые прозрачные стаканчики, соль, сахар, листы бумаги, вата, бумажные салфетки, банка с крышкой, вода, пластилин разных цветов, стеки, доска для лепки, ватман, краски «гуашь», кисти синтетика плоские № 14, круглые № 5, клей — карандаш, клей ПВА, ножницы, цветной картон, вата, синтепон, атласные ленты, пластмассовые кольца для основы,
Ожидаемые результаты:
Дети познакомятся с глобусом — моделью земли, узнают, что такое водоем, атмосфера, как происходит круговорот в природе. Они узнают о агрегатных состояниях воды, свойствах воды, научатся самостоятельно проводить опыты, делать выводы из своих наблюдений. Самостоятельно сделают макет круговорота воды в стеклянной банке. Ребята сами сделают настольную игру, где наглядно, двигая капли и стрелки можно показать, как путешествуют капельки в природе.
Методы и средства реализации
Образовательные области |
Совместная деятельность детей и воспитателей |
Совместная деятельность детей и родителей |
Самостоятельная деятельность детей |
Социально-коммуникативное развитие |
Беседа с детьми «Какое значение имеет вода для всего живого» Беседа с детьми: «Когда идет дождик чаще всего почему летом лужи высыхают быстрее, чем осенью», Беседа с детьми: «Для кого так важен дождик?» Беседа с детьми: «Что было бы, если бы не было дождей» Беседа с детьми «Куда девается вода, после дождика?» Беседа с детьми: «Почему растения и животные так рады дождю» Беседа с детьми: «Как дождик помогает вырастить урожай» Прослушивание с детьми аудиозаписей «Звуки природы» Игра «Солнышко и дождик…» Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?) |
Экскурсия детей с родителями в мини — музей народного быта «Горенка». Тема: «Народные приметы, заклички, приметы, народные игры. Дождь в жизни наших предков». Наблюдения детей с родителями за дождиком в выходные дни |
Рассматривание в книжном уголке Репродукций картин художников на тему дождя. Рассматривание открыток и иллюстраций с разными природными и погодными явлениями. Совместные сюжетно-ролевые игры «Прогулка в парке по дождем» «Собери куклу Машу на осеннюю прогулку». «Полей огород» |
Познавательное развитие |
НОД «Знакомство детей с глобусом — моделью земли». НОД «Знакомство детей с понятиями суша и водоем» НОД «Знакомство детей с понятием «атмосфера» НОД «Знакомство с круговоротом воды в природе при помощи плакатов из учебно — методического набора «Юные экологи Москвы» НОД «Агрегатные состояния воды — что это такое и почему вода переходит из одной формы в другую?» «Сенсорное развитие в процессе выкладывания дождика из мозаики, Складывания разрезных картинок по теме» Посещение зимнего сада в дошкольном учреждении, наблюдение за тем, как происходит полив растений. Наблюдение за работой гидропоники. Экскурсии по экологической тропе в дошкольном отделении, рассматривание разных видов растений и их реакцией на прошедший дождик. Наблюдения за тем, как испаряется вода из луж и с листьев растений |
Посещение родителями вместе с детьми Ботанического сада МГУ, «Аптекарский огород». Наблюдения за работай туманогенератора в оранжерее. Знакомство с флорариумами и паллюдариумами и круговоротом воды в них. Посещение главного ботанического сада РАН им. Н. В. Цицина. Посещение Фондовой оранжереи и наблюдение за работой системы орошения. Виртуальная экскурсия в «Музей Вселенная воды в Санкт — Петербурге. Предложить родителям провести с детьми опыты по изменению агрегатный состояний воды: заморозить воду, разморозить, вскипятить и посмотреть, как идет пар из кипящей воды |
Дидактические игры «Явления природы» «Природа и человек» «Рамочка. Рассматривание явлений природы через рамку» «Где погодные явления, а где природные» Полив растений в зимнем саду |
Речевое развитие |
НОД «Беседы с детьми о значении воды» НОД Чтение детям сказки З. Гусаровой «Путешествие капельки» НОД «Ознакомление детей с стихотворениями Н. Николаенко «Дождик — душ», Т. Бельсене «Путешествие капельки», Н. А Рыжовой «Как люди речку обидели» С. Л. Путилина «Капитошка. Сказка о путешествии капельки воды» |
Домашнее чтение стихотворений русских поэтов о дожде и других погодных явлениях, Заучивание наизусть понравившегося стихотворения. В группе рассказать детям заученное стихотворение. Придумать дома с родителями сказку про облака, дождик, речку, ручеек, капельку и других персонажей по и рассказать ее другим детям в группе. Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Капля», «Беги ручеек». Пересказ содержания в группе |
Рассматривание книг и энциклопедий в книжном уголке по теме «Дождик и другие погодные явления». Пересказ понравившихся рассказов и сказок |
Художественно-эстетическое развитие |
НОД Рисование: «Такой разный дождик», «Откуда берется дождик», фон для игры «Как наша капелька путешествовала» Лепка: Пластилиновая картина «Дождь», композиция из пластилина: «Пластилиновый аквариум». Лепка из глины: «Фигурки для паллюдариума в нашем зимнем саду». Аппликация: «Облака и тучи для игры «Как наша капелька путешествовала», «Фонтан», «Аквариум», «Тучи и молнии». НОД Конструирование «Лодочки для игр с водой», «Фонтан из бумаги». Из строительного материала: «Бассейн», «Композиции для фонтана». Прикладное творчество: «Изготовление капелек и солнышек из лент и облаков из синтепона для украшения группы» |
Домашнее задание: нарисовать дома как дети гуляют в парке под дождем» «Нам гроза не страшна!» Посещение родителями с детьми Третьяковской галереи, рассматривание картин А. Куинджи «После дождя», Ф. Васильева «Перед дождем», «Мокрый луг», «После грозы», И. Левитан «После дождя. Плес», А. Саврасов «Проселок», С. В. Сухово-Кобылина «Перед грозой» |
Рисование, лепка, аппликация в свободное время. В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников по темам: «Дождь, облака, водоемы» Рассматривание наборов открыток: «Погодные явления» Рисование детьми в свободное время дождя, водоемов, облаков |
Физическое развитие |
Подвижные игры на прогулке: «Солнышко и дождик», «Море волнуется раз.»... Эстафеты: «Донеси и не разлей», русская народные игры «Ручеек», «Заря — заряница», «Водяной» |
Подвижные игры с родителями «Мама папа я –спортивная семья (игры и эстафеты по теме: «вода, Народные игры с водой и о воде») |
Подвижные игры в свободное время по выбору детей |
Этапы реализации |
Сроки |
Виды деятельности |
Цель |
Исполнители |
Подготовительный |
Сентябрь-ноябрь |
Изучение с детьми энциклопедий: «Вода, вода. Круговорот воды в природе» Миранда Пол «Почему из крана вода течет» И. Томас, П. Морган. Беседы с детьми о воде, как источнике жизни. Рассматривание глобуса, морей океанов и рек на нем. Рассказ детям о том, что это огромные запасы воды необходимые для сосуществования всего живого на земле. Наблюдения с детьми за тем, как собираются тучи и начинается дождик. Наблюдения за тем, как испаряется вода после дождя. Наблюдения за тем, как растения выглядят после дождя и как когда дождя долго нет |
Познакомить детей с водой, как основой жизни на земле. Объяснить такие понятия, как суша, водоем, атмосфера. Исследовать свойства воды, изучить агрегатные состояния воды |
Воспитатели, дети, родители |
Основной |
Декабрь-март |
Проведение с детьми экспериментов: «Тонет, или не тонет и почему?» «Прозрачная и не прозрачная и как очистить воду? Изготовление простейшего фильтра из бумаги и ваты. Рассматривание воды в прозрачном стакане, на свет, закрепление знаний о ее прозрачности. «Есть ли у воды вкус, цвет и запах» «Что растворяется в воде?» Вместе с детьми растворить в ней соль и сахар, тем самым показав детям, что вода является растворителем. Наблюдение за тем, как испаряется вода из лужи, с листа растения. Проведение опыта: «Круговорот воды в стеклянной банке» В банку налили до половины воды и это стало имитацией озера, а чтобы было красиво банку украсили фигурками из пластилина рыбками, лодочками и растениями. Банку закрыли крышкой и поставили на солнечный подоконник. Вода, нагреваемая солнцем, стала испарятся и оседать каплями на крышке банки, как в атмосфере, в облаках. Как только на крышке собралось достаточное количество конденсата, и он охладился то стал стекать по стенкам банки вниз, в наше воображаемое озеро, как настоящий дождик. После дети решили сделать игру «Как наша капелька путешествовала» Взяли лист ватмана, нарисовали фон, небо, землю, озеро и речку. Из ваты сделали облака и тучи. Из цветного картона вырезали капельки и стрелочки, чтобы показывать направление движения капелек. Из желтого картона вырезали солнышко с лучиками и получилась интересная игра |
Опытным путем исследовать свойства воды, изучить агрегатные состояния воды. Провести опыт показывающий, как происходит круговорот воды. Сделать игру позволяющую объяснить, как путешествуют капельки. |
Воспитатели, дети, родители. Воспитатели, дети |
Заключительный |
Апрель-май |
Рассказать и показать детям других групп, как происходит круговорот воды в природе. Поиграть с детьми других групп в игру «Как наша капелька путешествовала» Украсить группу самодельными солнышками, облаками, каплями, выполненными в процессе реализации проекта. |
Познакомить детей других групп с проведенной работой |
Дети воспитатели |
Итоговые мероприятия
Представление своей работы на научно-практической конференции «День Науки» в ГБОУ Школе № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника.
Рефлексия
Дети познакомились с глобусом — моделью земли, узнали, что такое водоем, атмосфера, как происходит круговорот в природе. Они узнали о агрегатных состояниях воды, свойствах воды, научились самостоятельно проводить опыты, делать выводы из своих наблюдений. Самостоятельно сделали макет круговорота воды в стеклянной банке. Ребята сами сделали настольную игру, где наглядно, двигая капли и стрелки можно показать, как путешествуют капельки в природе.
Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
- Миранда Пол «Вода, вода. Книга о круговороте воды» М., «Карьера Пресс» 2020.
- Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5–6лет» Воронеж «ИП. Лакоценина» 2009.
- Рыжова Н. А. «Исследования природы в детском саду» М., «Русское слово» 2022.
- Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» М., «сфера» 2020.
- Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах» М., «Сфера» 2019.