Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Животные Севера»
Автор: Колесова Ирина Геннадьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.
Дата публикации: 11.07.2024
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Колесова, И. Г. Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Животные Севера» / И. Г. Колесова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9302/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: формирование лексико-грамматических категорий на основе закрепления знаний детей по лексической теме «Животные Севера»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– расширять и активизировать словарь детей по теме «Животные Севера».
– уточнить и расширить представления о среде обитания и внешнем виде животных, живущих в холодных странах.
– закреплять умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже.
– закреплять умение образовывать сложные слова, названия детенышей животных
– развивать умение образовывать притяжательные прилагательные
Коррекционно-развивающие:
– развивать диалогическую речь;
– развивать у детей умение составлять предложения;
– развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
– развивать мелкую моторику рук;
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать внимательное отношение к слову;
– воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
– воспитывать интонационную выразительность речи;
– создать положительную мотивацию к занятию.
Оборудование: презентация с дидактическими играми: «Один — много», «Назови детёнышей», дидактическая игра: «Кто чем питается», карточки к заданию «Чья? Чьё? Чьи?», фигурки животных Севера, макет Севера, мяч.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети заходят в кабинет и становятся полукругом.
Логопед. Ребята, посмотрите, что у меня на столе?
Дети. Пальчиковый бассейн с фасолью.
Логопед. По очереди отпустите туда руки и что — то найдёте.
(Дети выполняют задание).
Логопед . Расскажите, что у вас в руках.
Дети.
У меня белый медведь.
У меня полярная сова.
У меня морж.
У меня тюлени.
У меня северный олень.
У меня полярный волк.
У меня песец.
Логопед . Вы уже догадались, о ком мы будем говорить на занятии?
Дети. Да, мы будем говорить о животных Севера.
Логопед . Верно. Присаживайтесь на стульчики и смотрим на экран.
II . Основная часть.
Логопед. Ребята, а что такое Север? (Ответы детей) Слайды № 3.4,5
Север — это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.
Когда мы произносим слово «север», в нашем воображении возникают бескрайные заснеженные просторы, ледяные поля, огромные глыбы льда — айсберги в океанских волнах. Ощущение арктического холода и порывы пронизывающего ветра.
К северной природной зоне России относится и тундра. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. В переводе с финского языка слово «тундра» означает «безлесая, голая возвышенность». Тундра — это равнина, где большую часть года царят холод, снег и лед, бушуют бураны, метут метели, а земля скована вечной мерзлотой.
На Севере очень холодно, снежно, дуют порывистые ледяные ветры. Кажется, разве могут здесь жить животные?
Логопед. Что помогает животным там жить? Почему они не мёрзнут?
Дети. У них большой, тёплый мех, под кожей толстый слой жира.
Логопед. У вас в руках животные, давайте мы их перенесём на наш макет.
(Дети ставят животных на макет, поговаривая предложения).
Дети. Япоставлю белого медведя на льдину.
Логопед. Ребята,на Севере живёт много животных, назовём их.
Д/игра «Назови со словом много» Слайды № 7–13
Один морж — много моржей
Один полярный волк — много полярных волков
Один тюлень — много тюленей
Один белый медведь — много белых медведей
Один песец — много песцов
Один сев. олень — много северных оленей
Одна полярная сова- много полярных сов.
Логопед . Ребята, давайте угостим животных, которые нарисованы на картинках. Прикрепляйте угощение и рассказывайте, кого и чем вы угощаете.
Д/И «Кто чем питается?»
Дети выполняют задание. Каждому даётся карточка с изображением животного, на прищепке — продукты питания.
Ребёнок прикрепляет прищепку и проговаривает предложение.
Белый медведь ест рыбу, я угощу его рыбой.
Северный олень любит ягель. Я угощу его ягелем.
Я накормлю полярного волка мясом.
Я хочу накормить моржа рыбой. и т. д.
Физкультминутка:
Логопед . Я предлагаю вам отдохнуть, выходите на ковёр и становитесь в круг. Я бросаю вам мяч и говорю из каких слов вы должны образовать сложное слово.
Игра с мячом. Упражнение «Собери слово».
Если у медведя толстые лапы, он какой? (толстолапый)
Если у оленя длинные рога, он какой? (длиннорогий)
Если у моржа острые зубы, он какой? (острозубый)
Если у тюленя толстая кожа, он какой? (толстокожий)
Если у совы короткий клюв, она какая? (короткоклювая)
Если у песца пушистый хвост, он какой? (пушистохвостый)
Если у оленя длинные ноги, он какой? (длинноногий)
Упражнение «Кто чем защищается?»
Северный олень защищается рогами.
Белый медведь защищается лапами и зубами
Морж защищается клыками.
Логопед. Молодцы! Проходите и присаживайтесь за столы.
Дети, животные все разные. Расскажите, что вы видите?
Д/ игра «Чей, чьё, чья? чьи?»
(Детям раздаются карточки с изображением животного и его частями тела.)
Дети. Явижу медвежью голову, медвежью лапу, медвежий хвост.
Я вижу волчий хвост, волчью голову, волчьи уши.
Я вижу оленьи рога, оленьи ноги, оленье туловище и т. д.
Логопед. Молодцы, справились с заданием. Проходите к экрану и выполним следующее задание.
Упражнение «У кого кто?» Слайды № 15- 21
Дети. Умедведицы — медвежонок, медвежата.
У оленя — олененок, оленята.
У моржа — моржонок, моржата.
У тюленя — белек, бельки.
У совы — совенок, совята.
У волка — волчонок, волчата.
III . Итог занятия.
Логопед. Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? (Ответы детей)
Логопед. Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Литература:
- Русланова, Н. С. Дидактический материал для развития лексико — грамматических категорий у детей 5–7 лет: Животные. / Н. С. Русланова. — Москва: Аркти, 2005. — 40 c. — Текст: непосредственный.
- Шорыгина, Т. А. Беседы о русском Севере / Т. А. Шорыгина. — Москва: ТЦ Сфера, 2008. — 96 c. — Текст: непосредственный.