Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Животные Севера» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.07.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Колесова, И. Г. Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Животные Севера» / И. Г. Колесова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9302/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: формирование лексико-грамматических категорий на основе закрепления знаний детей по лексической теме «Животные Севера»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– расширять и активизировать словарь детей по теме «Животные Севера».

– уточнить и расширить представления о среде обитания и внешнем виде животных, живущих в холодных странах.

– закреплять умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже.

– закреплять умение образовывать сложные слова, названия детенышей животных

– развивать умение образовывать притяжательные прилагательные

Коррекционно-развивающие:

– развивать диалогическую речь;

– развивать у детей умение составлять предложения;

– развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;

– развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать внимательное отношение к слову;

– воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;

– воспитывать интонационную выразительность речи;

– создать положительную мотивацию к занятию.

Оборудование: презентация с дидактическими играми: «Один — много», «Назови детёнышей», дидактическая игра: «Кто чем питается», карточки к заданию «Чья? Чьё? Чьи?», фигурки животных Севера, макет Севера, мяч.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети заходят в кабинет и становятся полукругом.

Логопед. Ребята, посмотрите, что у меня на столе?

Дети. Пальчиковый бассейн с фасолью.

Логопед. По очереди отпустите туда руки и что — то найдёте.

(Дети выполняют задание).

Логопед . Расскажите, что у вас в руках.

Дети.

У меня белый медведь.

У меня полярная сова.

У меня морж.

У меня тюлени.

У меня северный олень.

У меня полярный волк.

У меня песец.

Логопед . Вы уже догадались, о ком мы будем говорить на занятии?

Дети. Да, мы будем говорить о животных Севера.

Логопед . Верно. Присаживайтесь на стульчики и смотрим на экран.

II . Основная часть.

Логопед. Ребята, а что такое Север? (Ответы детей) Слайды № 3.4,5

Север — это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Когда мы произносим слово «север», в нашем воображении возникают бескрайные заснеженные просторы, ледяные поля, огромные глыбы льда — айсберги в океанских волнах. Ощущение арктического холода и порывы пронизывающего ветра.

К северной природной зоне России относится и тундра. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. В переводе с финского языка слово «тундра» означает «безлесая, голая возвышенность». Тундра — это равнина, где большую часть года царят холод, снег и лед, бушуют бураны, метут метели, а земля скована вечной мерзлотой.

На Севере очень холодно, снежно, дуют порывистые ледяные ветры. Кажется, разве могут здесь жить животные?

Логопед. Что помогает животным там жить? Почему они не мёрзнут?

Дети. У них большой, тёплый мех, под кожей толстый слой жира.

Логопед. У вас в руках животные, давайте мы их перенесём на наш макет.

(Дети ставят животных на макет, поговаривая предложения).

Дети. Япоставлю белого медведя на льдину.

Логопед. Ребята,на Севере живёт много животных, назовём их.

Д/игра «Назови со словом много» Слайды № 7–13

Один морж — много моржей

Один полярный волк — много полярных волков

Один тюлень — много тюленей

Один белый медведь — много белых медведей

Один песец — много песцов

Один сев. олень — много северных оленей

Одна полярная сова- много полярных сов.

Логопед . Ребята, давайте угостим животных, которые нарисованы на картинках. Прикрепляйте угощение и рассказывайте, кого и чем вы угощаете.

Д/И «Кто чем питается?»

Дети выполняют задание. Каждому даётся карточка с изображением животного, на прищепке — продукты питания.

Ребёнок прикрепляет прищепку и проговаривает предложение.

Белый медведь ест рыбу, я угощу его рыбой.

Северный олень любит ягель. Я угощу его ягелем.

Я накормлю полярного волка мясом.

Я хочу накормить моржа рыбой. и т. д.

Физкультминутка:

Логопед . Я предлагаю вам отдохнуть, выходите на ковёр и становитесь в круг. Я бросаю вам мяч и говорю из каких слов вы должны образовать сложное слово.

Игра с мячом. Упражнение «Собери слово».

Если у медведя толстые лапы, он какой? (толстолапый)

Если у оленя длинные рога, он какой? (длиннорогий)

Если у моржа острые зубы, он какой? (острозубый)

Если у тюленя толстая кожа, он какой? (толстокожий)

Если у совы короткий клюв, она какая? (короткоклювая)

Если у песца пушистый хвост, он какой? (пушистохвостый)

Если у оленя длинные ноги, он какой? (длинноногий)

Упражнение «Кто чем защищается?»

Северный олень защищается рогами.

Белый медведь защищается лапами и зубами

Морж защищается клыками.

Логопед. Молодцы! Проходите и присаживайтесь за столы.

Дети, животные все разные. Расскажите, что вы видите?

Д/ игра «Чей, чьё, чья? чьи?»

(Детям раздаются карточки с изображением животного и его частями тела.)

Дети. Явижу медвежью голову, медвежью лапу, медвежий хвост.

Я вижу волчий хвост, волчью голову, волчьи уши.

Я вижу оленьи рога, оленьи ноги, оленье туловище и т. д.

Логопед. Молодцы, справились с заданием. Проходите к экрану и выполним следующее задание.

Упражнение «У кого кто?» Слайды № 15- 21

Дети. Умедведицы — медвежонок, медвежата.

У оленя — олененок, оленята.

У моржа — моржонок, моржата.

У тюленя — белек, бельки.

У совы — совенок, совята.

У волка — волчонок, волчата.

III . Итог занятия.

Логопед. Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? (Ответы детей)

Логопед. Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Литература:

  1. Русланова, Н. С. Дидактический материал для развития лексико — грамматических категорий у детей 5–7 лет: Животные. / Н. С. Русланова. — Москва: Аркти, 2005. — 40 c. — Текст: непосредственный.
  2. Шорыгина, Т. А. Беседы о русском Севере / Т. А. Шорыгина. — Москва: ТЦ Сфера, 2008. — 96 c. — Текст: непосредственный.

Похожие статьи

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов на примере лексической темы «Птицы»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Состав числа 8»

Конспект организованной образовательной деятельности «Зима в лесу» (итоговое занятие для детей подготовительной группы с ТНР)

Похожие статьи

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов на примере лексической темы «Птицы»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Состав числа 8»

Конспект организованной образовательной деятельности «Зима в лесу» (итоговое занятие для детей подготовительной группы с ТНР)

Задать вопрос