Формирование исследовательских компетенций у детей в соответствии с возрастом через проектную деятельность с использованием STEAM-технологий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Формирование исследовательских компетенций у детей в соответствии с возрастом через проектную деятельность с использованием STEAM-технологий / С. С. Тенькова, Т. В. Батмановская, Е. Г. Кузнецова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9354/ (дата обращения: 16.10.2024).



И снова в эфире сообщество «ВЗЛЕТ представляет межсетевой исследовательский детско-взрослый проект « Земля в иллюминаторе», направленный на развитие умений детей включаться в коллективное исследование и его ход, умение выдвигать и доказывать свои предположения и представлять совместные результаты познания и творческой деятельности.

Позвольте вернуться немного назад…Реализация проекта началась еще в ноябре 2022 г. Отправной точкой для этого проекта стало участие в международном фестивале Наустим, где мы представляли проект по изучению профессий, связанных с космической отраслью (космобиолог, космический пилот, инженер-робототехник, инженер-конструктор и т. д.). И что же дальше? В космос мы отправились и оттуда, из иллюминатора мы увидели то, как красива наша планета Земля! Как много на ней замечательных уголков, но есть то, что нас тревожит…

Мы, участники проекта, живем как в крупных городах, таких как Ульяновск, который стоит на берегу нашей русской реки, матушки-Волги. В городском округе Подольск, в котором протекает река Пахра. Есть такое еще Черное озеро в городе Гатчина Ленинградской области и красивая река Меча в городе Ефремов Тульской области. А еще есть большой водопад на реке Тосна, в Ленинградской области. И вот наши юные исследователи совместно со взрослыми заметили, что все представленные водные ресурсы загрязнены, и требуется их очистка и защита. Ну что же можем мы, дошкольники? Оказывается — многое… Вот так родился наш второй проект по очистке и сохранению водных ресурсов ближайшего окружения. Позвольте еще раз представить участников межсетевого проекта ВЗЛЕТ, победителей X юбилейного научно-просветительского конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования 2023»

Участники ВЗЛЕТА:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 13» г. Гатчина;

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 4» г. Ефремов;

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 им. В. Д. Сабанеева (дошкольное и школьное отделение);

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 38» г. Никольское;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад 221 г. Ульяновск.

Первоначально участники сообщества ВЗЛЕТ обозначили актуальность проекта, а именно, заключающуюся в возможности формирования исследовательских компетенций у детей в соответствии с возрастом средствами steam-образования, а также в приобщении дошкольников к экологическим проблемам земли. Таким образом, перед нами открылись новые горизонты деятельности. Мы решили, что важно продолжить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по расширению знаний детей о профессиях, теперь уже связанных с экологией. Но сначала надо было рассказать детям, кто такой эколог и чем он занимается?

Прежде всего эколог — это человек, который занимается охраной окружающей среды. Мы уверены, что наши дошкольники хорошо усвоят, что экологи, это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех, кто живет в природе от исчезновения, помогает животным, растениям, водоемам, учит людей, как нужно беречь природу. Эколог изучает причины, по которым высыхают или загрязняются водоемы, почему гибнет рыба и т. д. Поэтому, целью нашего проекта стало следующее: сформировать представления детей о состоянии водных ресурсов земли на примере местных водоемов, систематизировать представления детей о способах очистки и улучшения качества воды.

Цель поставлена, затем необходимо было сформулировать задачи и обозначить действия, которые необходимы для достижения данной цели.

МБДОУ «ЦРР — д/с сад № 13» г. Гатчина

Рис. 1. МБДОУ «ЦРР — д/с сад № 13» г. Гатчина

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием экологическая проблема, сформировать представления о значении посильного экологического вклада каждого человека в сохранение планеты для будущих поколений, систематизировать и обобщить представления детей о профессиях, связанных с экологией.
  2. Продолжать развивать универсальные навыки: конструирования, программирования, владения компьютером, технические, а также исследовательские, коммуникативные способности. Способствовать развитию познавательного интереса к современному интерактивному оборудованию, робототехнике.
  3. Создать условия для расширения представлений детей о важности жизненно необходимых ресурсов, качествах воды, о факторах загрязнения, способах восстановления.
  4. Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни; чувство ответственности за свою планету в пределах малой Родины и собственного водоема.
  5. Совершенствовать партнерские отношения при осуществлении взаимодействия между учреждениями образования.

Далее участники сообщества обозначили этапы реализации проекта.

Этапы:

I этап– подготовительный

— Изучение и подбор художественной и методической литературы по теме.

— Изучение интернет-ресурсов по теме.

— Проведение анализа предметно-пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях.

— Подбор наглядного и демонстрационного материала и steam-оборудования.

— Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

— Планирование совместной деятельности. Совместная деятельность подразумевается не только между членами сообщества ВЗЛЕТ, но и внутри образовательных организаций. Сейчас многие организации расширяют границы своего общения; это не только дети — родители — педагоги, к совместной деятельности подключаются партнерские организации, школы, образовательные центры, учебные заведения среднего и высшего образования.

II этап — практический

— Познавательно-исследовательская деятельность в интерактивных лабораториях.

МКОУ «ЦО № 4» г. Ефремов, МОУ СОШ № 15 Подольск МКОУ «ЦО № 4» г. Ефремов, МОУ СОШ № 15 Подольск

Рис. 2. МКОУ «ЦО № 4» г. Ефремов, МОУ СОШ № 15 Подольск

— Беседы с использование ИКТ по темам «Водоемы моей малой Родины», «Почему земля из космоса голубая?», «Каким должен быть вклад каждого в экологию»,

МБДОУ ЦРР — детский сад 221 г. Ульяновск. Беседа «Волга-матушка»

Рис. 3. МБДОУ ЦРР — детский сад 221 г. Ульяновск. Беседа «Волга-матушка»

— Опыты и эксперименты по теме «Качества воды — область исследования».

МОУ СОШ № 15 Подольск. Работа в лаборатории по очистке воды

Рис. 4. МОУ СОШ № 15 Подольск. Работа в лаборатории по очистке воды

— Рассматривание изображений планеты, фотографий, иллюстраций и публикаций по теме «Живая вода», беседы и развлечения по теме. Так, в дошкольном отделении МОУ СОШ № 15 прошел для старших дошкольников была организована квест-игра, которую провели учащиеся 10-11 классов МОУ СОШ № 15 на тему: «Что такое экология?

— Проведение исследовательской деятельности дома.

МОУ СОШ № 15. Способы очистки воды в домашних условиях с привлечением робота-помощника

Рис. 5. МОУ СОШ № 15. Способы очистки воды в домашних условиях с привлечением робота-помощника

— Конструирование из разных видов конструктора приборов, очистных сооружений, подводных аппаратов.

— Занятия в школе профессора Дроздова в лабораториях «Кислотность», «Температура», посещение школьной лаборатории для определения мутности, жесткости, плотности, биопригодности воды, освоение теоретического модуля «Вода» — тестирование.

— Коммуникативная деятельность в группах по изучению местных рек и озер с обменом информацией.

— Съемка и просмотр детских мультфильмов, снятых в различных техниках анимации — «Земля в иллюминаторе», «Живая вода».

— Подготовка роликов проекта, просмотр и обсуждение мультфильмов о проблемах водоемов Земли, демонстрация результатов продуктивной деятельности, обратная связь с участниками проекта.

МБДОУ д/с комбинированного вида № 38» г. Никольское. Работа юных исследователей над созданием искусственного водоема

Рис. 6. МБДОУ д/с комбинированного вида № 38» г. Никольское. Работа юных исследователей над созданием искусственного водоема

Одним из важных этапов реализации проекта стало участие членов сообщества ВЗЛЕТ во Всероссийской акции фонда по защите окружающей среды «Экофон» «Очистим берега 2024».

, 8. МКОУ «ЦО № 4» г. Ефремов, МБДОУ «ЦРР — д/с сад № 13» г. Гатчина

Рис. 7, 8. МКОУ «ЦО № 4» г. Ефремов, МБДОУ «ЦРР — д/с сад № 13» г. Гатчина

В нашем сообществе «Вконтакте» участники проекта выкладывали фотографии и делились информацией о том, как шла работа по очистке берегов водоемов. В акции «Чистые берега» первыми приняла участие дружная команда из г. Ефремова Тульской области, эстафетную палочку подхватила команда из г. Гатчины приняв участие в уборке Приоратского парка. Дружный экипаж из Ульяновска в преддверии «Дня Волги» наводили порядок на заливах и озерах. Юные экологи из городского округа Подольск провели очистку берегов реки Пахра. Дошкольники из г. Никольское предложили свои варианты по очистке берегов реки Тосна и спасению. Сообщество Взлет также приняло участие в третьем международном детском форуме «Изменения климата глазами детей 2024»

Чтобы получить обратную связь, участники микрогруппы выходили на связь, демонстрируя друг другу основные этапы работы над совместным проектом, обмениваясь информацией и впечатлениями (рисунки, видео приветствия).

Мы смело можем сказать, что полным ходом идет практический этап реализации проекта и еще много мероприятий запланировано.

Мы уверены, что в ходе реализации проекта у детей сформируются следующие компетенции:

— знания и представления о воде как ресурсе в целом, местных водоемах в частности,

— уважение к профессиям, связанным с экологической деятельностью;

— проявление инициативы, готовность к самовыражению в конструктивной деятельности, проявление стремления фантазировать, изобретать;

— составление творческих и описательных роликов, навыки работы в мультипликации;

— позитивное взаимодействие друг с другом, умение анализировать предоставленную информацию, выдавать обратную связь.

— считаем значимым для себя то, что удалось привлечь в проектную деятельность не только дошкольные учреждения, но и воспитанников средней общеобразовательной школы, учителей химии и физики.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими интересами, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства ответственности за свою планету. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться достижениями сверстников в других территориях. Возможно, кто-то и захотел освоить профессии, связанные со спасением Земли. Использование модульного STEAM образования в проекте позволило вовлечь детей не только дошкольного возраста, но и школьников в научно-техническое творчество, что способствует сформировать познавательные интересы детей к разным видам деятельности; инженерия, математика, робототехника, технологии, арт технологии при создании детского мультфильма.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего учреждения и активно применяя возможности взаимодействия с социумом.

Похожие статьи

Роль личностно-развивающего обучения в формировании стимулов развития личности обучающегося в соответствии с профессиональными стандартами и стандартами WSR

Формирование экологических компетенций студентов через проектно-исследовательскую деятельность

Организация работы на уроках с применением сингапурской образовательной технологии при формировании коммуникативной компетенции учащихся на среднем этапе обучения

Формирование ИКТ-компетентности школьников в проектно-исследовательской деятельности

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Формирование исследовательских умений и навыков студентов как составной части профессиональной компетенции

Развитие исследовательских компетенций у учащихся на уроках математики при применении практико-ориентированного подхода в обучении

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Исследовательская деятельность в рамках обучения финансовой грамотности социально-ориентированной молодежи

Похожие статьи

Роль личностно-развивающего обучения в формировании стимулов развития личности обучающегося в соответствии с профессиональными стандартами и стандартами WSR

Формирование экологических компетенций студентов через проектно-исследовательскую деятельность

Организация работы на уроках с применением сингапурской образовательной технологии при формировании коммуникативной компетенции учащихся на среднем этапе обучения

Формирование ИКТ-компетентности школьников в проектно-исследовательской деятельности

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Формирование исследовательских умений и навыков студентов как составной части профессиональной компетенции

Развитие исследовательских компетенций у учащихся на уроках математики при применении практико-ориентированного подхода в обучении

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Исследовательская деятельность в рамках обучения финансовой грамотности социально-ориентированной молодежи

Задать вопрос