Конспект открытого занятия по нравственному воспитанию «Что такое доброта?» для подготовительной к школе группы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.07.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Сергеева, Г. И. Конспект открытого занятия по нравственному воспитанию «Что такое доброта?» для подготовительной к школе группы / Г. И. Сергеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9357/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: раскрыть сущность полярных понятий — «добро» и «зло».

Задачи:

– продолжать формирование представления о том, что доброта — это проявление красоты души; подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми; продолжать формирование важнейших нравственных ценностей: добра, уважения, любви;

– способствовать развитию сочувствия, сопереживания; развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Оборудование: бумажная кукла; «Цветик — семицветик», «сердечки», картинки с изображением «нищенки» и «Мальчика-Звезды», конфеты по количеству детей, гелевые шары.

Ход занятия

1-й ребенок

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер» .

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час» .

Доброта — она от века

Украшенье человека…

2-й ребенок

«Доброе утро!»

Скажешь кому-то

И будет ему

Очень доброе утро,

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрый, конечно,

Опустится вечер.

Как важно и нужно,

Чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра!

Воспитатель:

— Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

3-й ребенок

Давайте станем чуть добрее,

Не будем злиться на других.

Жить с добрым сердцем веселее.

Ценить друзей, любить родных.

Мы все зависим друг от друга,

Плоха ли жизнь, иль хороша?

Дождь за окном, кружит ли вьюга…

С добром всегда светла душа!

Воспитатель:

— Что такое добро, доброта? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама… (дети продолжают)

— Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

Воспитатель:

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

Посмотрите, на доске не просто солнышко — это Солнышко Доброты, которое своими лучами согревает всех нас. Наша же задача — отдавать тепло друг другу такими лучиками, как

– милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь)

– доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)

отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)

– терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению)

– забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)

– взаимопомощь (помощь друг другу)

– сострадание (сочувствие к другому)

Давайте поговорим о сострадании. Эта черта характера помогает нам понять, что чувствуют другие люди, когда им плохо. Сострадательный человек всегда старается представить, что чувствуют другие в тяжёлый момент, предложит свою помощь и утешение. Сострадательное сердце — это признак взросления. Маленькие дети понимают только свою боль, их мало заботит то, что переживают люди, окружающие их. Когда человек взрослеет, он учится заботиться о чувствах других людей и помогать им. Когда видишь чьё-либо горе, задай себе всего 3 вопроса:

— Как бы я чувствовал себя в этой ситуации?

— Какое отношение со стороны окружающих я хотел бы видеть?

— Как я могу помочь этому человеку?

А теперь прослушайте притчу (Притча — это рассказ с нравоучением.)

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает? «Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или который оставил добрую отметину в вашем сердце, или вы видели, слышали о людской доброте и не забыли этот поступок.

— Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло.

Продолжите пословицы:

– Добро помни, а… зло забывай.

– Добрая слава лежит, а… худая бежит.

– За добро… добром плати.

– Худо тому, ... кто добра не делает никому.

— А какие еще пословицы о добре, о доброте вы знаете? (Ответы детей)

— Молодцы, я каждому дарю «доброе сердечко» за участие.

Воспитатель:

— Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, воспитатели, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло. Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Я называю сказочного героя, добрый герой — хлопаем в ладоши, ну а если злой — топаем ногами …

Игра «Сказочный герой — добрый и злой»

Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Морозко, Мальвина, Папа-Карло…

— А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

А сейчас с вами еще вспомним добрых героев сказок:

Викторина «По дорогам сказок»

  1. — Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
  2. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)
  3. — Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
  4. — Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
  5. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа-Карло)
  6. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
  7. Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
  8. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика)
  9. Несмотря на строгость мачехи и сводных сестер она всегда оставалась доброй и послушной. (Золушка)

Физминутка

Потрудились — отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо, поворот.

Два наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Воспитатель:

— Путь к доброте — нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым — трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

4-й ребенок

Я хочу, чтоб все смеялись.

Чтоб мечты всегда сбывались,

Детям снились радостные сны,

Чтобы утро было добрым,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире не было войны.

На доске картинки «Звёздный мальчик» и «Нищенка».

Воспитатель:

— Мы с вами читали сказку «Мальчик-Звезда». Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю содержание:

— Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка — его мать.

Воспитатель:

— Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки рядом с героями сказки.

5-й ребенок

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда!

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что в мире живешь ты не зря!

(Педагог в этот момент помещает две тарелочки рядом с куклами: у нищенки на тарелке невзрачные карамельки, а у мальчика-Звезды — яркие большие конфеты.)

Воспитатель:

— Дети, герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки у того героя, который вам очень понравился, который вам особенно приятен. Когда предложенные подарки взяты детьми, воспитатель обращает внимание на то, что все свои сердечки дети отдали нищенке.

Воспитатель:

— Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-Звезды? Если дети все же берут скромное угощение нищенки, воспитатель хвалит детей за то, что остались верны своим взглядам и симпатиям.

Воспитатель:

— Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда — сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.

Воспитатель читает сказку дальше.

— После того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-Звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. И нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к бедным и больным.

Вот так закончилась эта сказка…

— Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы быть добрым? (Ответы детей: отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить горе и радость, умеет прощать)

Воспитатель:

— Мы много уже сказали о доброте, а теперь давайте посмотрим, как объясняется в толковом словаре значение этих слов.

Выводы детей:

Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.

Ситуация.

Воспитатель:

— Сегодня на занятии я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Соня (показывает куклу, вырезанную из бумаги) . Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга, когда злитесь. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Соне что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она, была? Что в ней изменилось и почему?

Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Дети предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

— Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

— Ребята, а сейчас посмотрите на Соню, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была? Нет. Почему?

Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее загладить.

— Почему мы долго помним обиды?

— Нравиться ли нам, когда нас обижают?

— Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

— Как быть добрее?

Итог: любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

И в подтверждение этой ситуации давайте посмотрим и послушаем еще одну мудрую притчу «Все оставляет свой след» — Видео 2

Игра «Цветик-семицветик»

Для игры понадобиться «Цветик-семицветик» из цветной бумаги. Каждый ребёнок «срывает» лепесток, загадывает желание и по очереди рассказывают о своих желаниях. В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему, подводит детей к умению сострадать, сопереживать. Затем дети записывают свои желания на обратной стороне лепестка.

6-й ребенок

Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живем на земле.

Воспитатель:

— Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого занятия? Какими вы хотите видеть себя и своих товарищей? Скажите друг другу что-нибудь приятное.

— Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе и приглашаю всех посмотреть клип с трогательной песней о доброте.

Видео 3 с показом слайдов «Песня о доброте»

Текст песни:

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Припев:

Весной зашумит вода,

Зимой запоют ветра.

Давайте, друзья, всегда

Друг другу желать добра!

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,

Ты однажды возьми и добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут друзья.

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

Автор: Татьяна Мухаметшина

Воспитатель:

— А сейчас, ребята, мы с вами прикрепим наши лепестки с желаниями к разноцветным шарам и отпустим их в небо со словами «Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток, облети вокруг Земли, быть по-моему вели!»

Литература:

  1. Оскар Уайльд (переводчик: Озерская Татьяна Алексеевна) «Мальчик-звезда». — 1+1 изд. — М.: Текст, 2021. — 64 с.
  2. Занятие по нравственному воспитанию «Что такое доброта?» // МААМ. RU URL: https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-nravstvenomu-vospitaniyu-dlja-mladshih-shkolnikov-chto-takoe-dobrota.html (дата обращения: 19.07.2024).
  3. Притча о Добре и Зле // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=FN6mCaVLg1Y (дата обращения: 19.07.2024).
  4. Притча «Все оставляет свой след» // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=4ra5gYX4nhU (дата обращения: 19.07.2024).
  5. Песня о Доброте (Татьяна Мухаметшина) // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=xVXxDk1hPTw (дата обращения: 19.07.2024).
Задать вопрос