Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста
Автор: Тезина Елена Евгеньевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.
Дата публикации: 23.08.2024
Статья просмотрена: 8 раз
Библиографическое описание:
Тезина, Е. Е. Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста / Е. Е. Тезина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9379/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье дается краткая характеристика дворовым играм и рассматривается вопрос о роли дворовых игр в развитии личности в разных сферах деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ООП ДО.
Ключевые слова: дворовые игры, дети старшего дошкольного возраста, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
В условиях активно развивающихся социальных сетей современный дошкольник, полностью погруженный в виртуальную реальность, постепенно уходит от ведущего вида деятельности — игры, которая является основным в данный возрастной период средством усвоения детьми правил окружающего их мира и социума. Подобный образ жизни среди старших дошкольников пагубно влияет на полноценное и гармоничное развитие личности, проявляющееся, в первую очередь, в интернет-зависимости и отсутствии каких-либо навыков не только игры со сверстниками, но и в принципе знаний об окружающей действительности.
Согласно ФГОС ДО современное дошкольное образование направлено на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. [6] В выполнении данной установки может способствовать активное применение дворовых игр в образовательном процессе среди старших дошкольников, поскольку именно они являются хранителями и носителями знаний об играх, которые будут переданы младшему поколению детей.
Дворовые игры — игры, возникающие по инициативе детей, самостоятельные игры, не требующие участия взрослого. [2]
Существует несколько классификаций дворовых игр. М.Ф Литвинова в зависимости от вида двигательной активности выделяет:
— игры с бегом («Пятнашки», «Гуси-Лебеди», «Горелки»);
— игры с мячом («Картошка», «Калека XXI века», «Русская лапта» «Одиннадцать»);
— игры с прыжками («Болото», «Классики», «Резиночки», «Десяточки»);
— игры малой подвижности («Краски», «Колечко», «Испорченный телефон», «Море волнуется»). [4]
Также ряд исследователей выделяет: игры с предметами («Городки», «Я знаю пять имен…»,) словесно-логические («Заяц, заяц, сколько время?», «Краски»), командные игры («Цепи кованы»), игры на скамейке («Колечко», «Съедобное-несъедобное», «Испорченный телефон») и игры с мелками («Классики», «Болото»). [2]
Применение данной категории игр среди детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ играет огромную роль в развитии личности. Прежде всего дворовые игры влияют на физическое развитие ребенка, позволяя развивать психофизические качества детей старшего дошкольного возраста, точность, меткость, глазомер, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, а также самоконтроль и самостоятельность. Так, игра «Жмурки» позволяет тренировать не только слух и внимательность детей, но и такие качества как: ловкость, гибкость, выносливость, ориентировка в пространстве. Игра «Десяты со скакалкой» или как ее называет большинство детей «Десяточки» помимо ранее перечисленных навыков развивает равновесие, поскольку в данной игре необходимо прыгать на скакалке определенное количество раз в разных позах. [8]
Следующей сферой, на которую оказывают влияние данная категория игр, является социально-коммуникативное развитие личности, поскольку именно в процессе коллективной или командной игры во дворе дети могут столкнуться с конфликтными ситуациями, требующие своевременного разрешения, что в свою очередь требует от ребенка старшего дошкольного возраста умения понимать собственные и чужие эмоциональные состояния, переживания и на основе этого договариваться, вырабатывать или принимать правила, которые установлены в коллективе, понимая и принимая при этом возможные последствия несоблюдения правил. [7] Подобное умение вырабатывается в процессе выбора водящего игрока или обсуждения правил. Так, игра «Прятки» может стать предметом споров в обоих направлениях, поскольку чаще всего дети не только не желают быть водящим в данной игре, считая скучным и не увлекательным процесс поиска остальных ребят, но и разняться в правилах игры, ведь в одной из версий целью является исключительно поиск игроков, когда в другой версии целью данной игры выступает не только поиск, но и своевременная отметка о нахождении игрока, то есть найденный игрок, который не успеет добежать до нужного места, должен постучать о какой-либо предмет три раза и произнести: «Туки-туки за себя», становится ведущим. Помимо этого, дворовые игры могут способствовать поддержанию заинтересованности в общем результате совместной деятельности, в результате чего формируется умение действовать в команде, согласованно. Например, игра «Цепи кованные» является командной, где задачей каждой команды является прорвать цепь соперника и увести к себе одного из членов противоположной команды, что требует от дошкольников четкой слаженности в действиях и следование выбранной командой тактики и стратегии, ведь если избранный игрок не сможет разбить цепь, то он переходит в чужую команду. [8]
Другим немаловажным направлением, на которое влияют дворовые игры, является познавательное развитие ребенка. Правильно организованная дворовая игра может выполнять целый ряд образовательных задач. Например, в игре «Земля, вода, огонь, воздух», где детям необходимо быстро и четко назвать животное, относящееся к классу ракообразных, паукообразных, насекомых, млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных или рыб, обитающих в названной среде обитания, направлена на формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии различных континентов и населяющих их животных. [8] Другая же известная многим и пользующаяся популярностью среди детей игра «Кошки-мышки» может не только развивать психофизические навыки и смекалку, но и расширять знания детей старшего дошкольного возраста о многообразии народов РФ и их культуре и традициях. В процессе организации ранее названной игры воспитатель может обратить внимание детей на то, что у народов Республики Коми «мышки» прячутся в углы, пока водящий говорит: «Мышка, мышка, дай мне угол!», «мышки» перебегают из угла в угол, а кот в этом время пытается занять свободный угол. [3] В русской народной культуре «Кошки-мышки» играются иначе. Игроки, взявшись за руки, становятся в круг и пускают в него «мышку». «Кошка», находясь за пределом хоровода, всячески старается войти в круг и поймать мышку, но игроки преграждают ей путь. Когда наконец «кошка» проберется в круг, дети сразу же открывают ворота, и «мышка» выбегает из круга. А кошку они стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку. [4]
Одной из уникальных особенностей применения подвижных игр во дворе в условиях ДОУ является не только направленность на познавательное развитие ребенка, но и возможность применения полученных знаний, умений и навыков на практике, что наглядно демонстрирует такая дворовая игра как «Классики». Играя в «Классики», дети старшего дошкольного возраста не только расширяют и обобщают свои знания о таких понятиях как: «форма», «число» и «счет в пределах 10», «геометрические фигуры», но и сразу же применяют их в своей деятельности.
Дворовые игры являются отличным инструментом для речевого развития, поскольку любая дворовая игра предполагает наличие считалочки. Использование считалок перед началом игры погружает детей старшего дошкольного возраста в игру, помогая справедливо и максимально быстро выбрать ведущего игрока, и помогают ребенку в обработке дикции, развитии звуковой и интонационной стороны речи. Например, в считалочке: «Лиса по лесу ходила» идет отработка произношения звука «Л», который вызывает затруднения у дошкольников в произношении разных слов. В ряде других игр красной нитью проходит отработка навыков связной речи. Игра «Краски» предполагает наличие «продавца красок» и «покупателя», который придя в магазин должен угадать краску, которая есть в магазине, разыграв небольшую сценку с диалогом. [4] Помимо всего выше сказанного, использование считалочек и в данном виде игровой деятельности способствует развитию словесного творчества, так как зачастую дети увлекаются данным процессом и начинают придумывать собственные считалки.
Таким образом, дворовые игры имеют невероятный потенциал для всестороннего развития личности дошкольника в условиях реализации дошкольного образования в ДОУ, поскольку позволяют охватить такие образовательные области как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое и физическое развитие.
Литература:
- А. А. Абасова, Л. А. Кожевникова. Дворовые игры — как способ формирования здорового образа жизни // В сборнике: Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: целевые ориентиры, технологии и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д. п.н., профессора В. Н. Зуева. Тюмень, 2021. С. 259–263.
- Н. С. Габеева. Дворовые игры в дошкольном учреждении — возвращение к народным традициям / Н. С. Габеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 78–79.
- П. В. Костромин. Внедрение дворовых игр и игр Коми народа в урочные и внеурочные работы в школе // Наука и образование: новое время. 2018. № 2 (25). С. 706–717.
- М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя дет. сада / М. Ф. Литвинова. — Москва: Просвещение, 1986. — 78с.
- Л. А. Уляшина. Роль «Дворовых игр» в речевом развитии детей дошкольного возраста // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития. сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 77–79.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2023. — 48 с. (Правовая библиотека образования).
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2024. — 224 с. (Правовая библиотека образования).
- https://chelreglib.ru/media/files/igry_nashego_dvora/igry_nashego_dvora_buklet.pdf
Ключевые слова
физическое развитие, дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, дворовые игрыПохожие статьи
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...
Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.
Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр
В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...
Игры спортивного характера как основное средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста посредством проведения и организации игр спортивного характера. Автор статьи методически раскрывает поэтапность проведения спортивных игр, доступных пониманию детей и ис...
Похожие статьи
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...
Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.
Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр
В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...
Игры спортивного характера как основное средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста посредством проведения и организации игр спортивного характера. Автор статьи методически раскрывает поэтапность проведения спортивных игр, доступных пониманию детей и ис...