Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов
Авторы: Алексенко Светлана Юрьевна, Орешкина Наталья Мирдануровна, Куц Юлия Александровна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.
Дата публикации: 30.08.2024
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Алексенко, С. Ю. Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов / С. Ю. Алексенко, Н. М. Орешкина, Ю. А. Куц. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9393/ (дата обращения: 19.12.2024).
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.
Ключевые слова: коренные народы Кузбасса, патриотическое воспитание дошкольника, традиции родного края.
Культурное наследие народа — это связующая нить времён. Каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека — в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной. Формирование у дошкольника чувства сопричастности к своему народу невозможно без обращения к историческим корням и национальной культуре.
Многие выдающиеся педагоги считали, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Академик Д. С. Лихачев отмечал: «Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности. [1].
Именно в дошкольном детстве дети начинают погружаться в историю своей Родины. Приобщение к истории, культуре и традициям родного края, является основой патриотического воспитания юных граждан нашей страны и важной задачей для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Кемеровская область — Кузбасс — это полиэтнический регион, культура его многонациональна: в ней переплелись, взаимообогащая друг друга, культуры больших и малых народов. Для детей старшего дошкольного возраста, формирования у них представлений о родном крае, традициях и его коренных народах, в нашем детском саду был разработан образовательный проект «Игровое наследие коренных народов Кузбасса». Творческая группа педагогов разработала структурную модель, которая состоит из трех модулей: русские народные игры, клуб «Играем всей семьёй» и спортивные игры — состязания. Педагогами создана картотека подвижных игр коренных народов Кузбасса, которые будут интересны современным дошкольникам.
Телеутские и шорские игры используются педагогами для физического и гражданского воспитания подрастающего поколения, формирования народной идентичности [2] [3]. Традиционные спортивные игры и состязания — это и сохранение исторического наследия, национальной памяти, воспитание любви и патриотизма к своему Отечеству.
Раздел картотеки «Телеутские и шорские подвижные игры»
№ |
Название народных игр коренных народов |
Содержание игр |
1 |
Телеутская игра «Плат кабыжарга» («ловить платок») |
Участники игры выстраиваются в одну шеренгу. Игрок, стоящий в шеренге первым, держит платок. Два игрока из конца шеренги бегут наперегонки, их цель — первым схватить платок. |
2 |
Телеутская игра «Агаш тартыжары» и шорская игра «Тайа тарт анны» («перетягивание палки») |
Участники соревнуются по 2 человека. Пара садится друг напротив друга, и упираются ногами. Кто перетянет палку на себя, тот и победил. |
3 |
Шорская игра «Ловкий охотник». |
Участники делятся на две команды, (охотники). Метание камней (мешочков с песком или стрел) в цель (обруч) . Кто больше всех попадет, тот и победил. |
4 |
Телеутская игра «Орынталаштит» («занимать место») |
Участники — четыре пары занимают углы комнаты или (если игра проводится на свежем воздухе) квадрата на земле, а пятая пара находится в центре. Пары, стоящие в углах, меняются местами, перебегая из угла в угол. Центральная пара старается занять освободившийся во время перебежки угол. Оставшаяся без угла пара занимает центральное место и игра продолжается. |
5 |
Телеутская игра «Кӧскабышкан» (жмурки) |
Участник игры, желающий голить вызывается сам или выбирается по считалке. Голящему завязывают глаза и ведут к порогу. Раскручивая, приговаривают: «Алтайга парсан — алтын порсок акел!» («На Алтай поедешь — шесть барсуков принеси!») и т. д. И только проговорят последние слова — разбегаются в разные стороны, а голящий может искать и ловить. Тот, кого осалит голящий, заменяет его, а прежний начинает убегать вместе с остальными. |
В клубе «Играем всей семьей» проходят мастер — классы от семей воспитанников по организации и разучиванию подвижных народных игр. За летний период три семьи познакомили ребят с телеутской игрой «Ат — чабыш» (в переводе «конные скачки»), на развитие ловкости и быстроты движений, с телеутской игрой «Агаш тартыжары» и шорской «Тайа тарт аны» (в переводе «перетягивание палки»), на развитие силы и ловкости, а также представили театрализованный показ с национальными костюмами шорцев и телеутов.
Во время семейных прогулок-экскурсий по музеям города Мариинска воспитанники узнают много традиций, обычаев и игр. В нашем городе, который имеет федеральный статус «Музей под открытым небом» разработаны исторические маршруты, локации, где можно познакомиться с северным сибирским народом «селькупы», что означает «таежный человек». Ребята и родители побывали на экспозиции «Селькупское стойбище» и вместе с шаманом поиграли в селькупскую игру «Охотники» и телеутскую игру «Плат кабыжарга» (в переводе «ловить платок»).
Работа по реализации проекта идёт в тесном сотрудничестве с социальными партнёрами:
№ |
Наименование организации |
Формы взаимодействия |
1 |
Мариинский педагогический колледж имени императрицы Марии Александровны, студенты группы «Дошкольное воспитание» 3 курс |
- совместное мероприятие — праздник «Международный день коренных народов мира». Праздник посвящен сохранению культуры и языка малых этнических общностей. — разучивание народных игр в игровом центре «Чудо-дворик» |
2 |
музей — заповедник «Мариинск исторический» |
семейные прогулки — экскурсии — по музеям и локациям города Мариинска |
3 |
центр национальных культур и ремёсел |
участие педагогов, воспитанников и родителей в выставках, смотрах — конкурсах, мероприятиях и праздниках муниципального уровня |
4 |
модельная библиотека для детей и юношества |
библиотечные уроки «Читаем и играем» |
На празднике — развлечении «В гостях у коренных народов Кузбасса», который прошел в рамках «Дня коренных народов мира» совместно со студентами колледжа, ребята познакомились с шорскими и телеутскими традициями и играми. Ребята узнали, что у шорцев существует важный обряд «Шачиг» — это повязывание ленточек на священное дерево. Ленточки шорцы называют «Чалама» и, во время повязывания ленточек на священное дерево, шорцы загадывали самое заветное желание. Священным деревом у шорцев считается берёза, и по шорским поверьям, только через берёзу доходят просьбы до духов. Ребята вместе с гостями загадали свои желания и совершили обряд «Шачиг», а также познакомились с особенностями проживания их в настоящее время. Студенты рассказали ребятам и про предков — телеутов, которые в минуты отдыха устраивали настоящие спортивные состязания, а ещё любили играть в свои народные игры, в которые ребята с удовольствием поиграли.
На одном из занятий «Читаем и играем» сотрудники библиотеки познакомили детей с авторской библиографической игрой «Я, ты, он, она! Вместе — дружная семья!». Дошкольникам было интересно узнать, как готовятся национальные блюда, на каких инструментах играют шорцы и телеуты, послушать их сказки, и, конечно же, поиграть в народные подвижные игры.
Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов.
Считаем, что у нас получилось объединить родителей (семьи воспитанников) и социальных партнеров в культурно-игровое пространство, а значит, проект решает поставленные цели и задачи и имеет дальнейшие перспективы на развитие.
Литература:
- Лихачев Д. С.: Декларация прав культуры. ст. 3
- Гаврильева М. А. Игры телеутских народов как средство развития двигательной активности детей младшего школьного возраста // Физическая культура. Спорт. Наука и образование: Материалы I всероссийской научной конференции с международным участием: сборник. — 2017. — 29 марта (т. I). — С. 128–131.
- Гаврильева М. А. Знакомство с культурой других народов посредством игры // Народное образование Якутии: журнал. — 2022. — № 3 (124). — С. 34–35.
- Шорские национальные игры и виды спорта, буклет, Новокузнецк,2009г.
Ключевые слова
патриотическое воспитание дошкольника, традиции родного края, коренные народы КузбассаПохожие статьи
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы
В статье раскрываются актуальность и эффективные условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.
Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры
Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре. Статья рекомендована...
Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него...
Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте
В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...
Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа
В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.
Формирование основ финансовой грамотности посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем
В статье представлен проект, способствующий финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста через знакомство с особенностями жизни и традициями народов Югры. Создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотно...
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»
В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса
В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Похожие статьи
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы
В статье раскрываются актуальность и эффективные условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.
Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры
Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре. Статья рекомендована...
Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него...
Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте
В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...
Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа
В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.
Формирование основ финансовой грамотности посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем
В статье представлен проект, способствующий финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста через знакомство с особенностями жизни и традициями народов Югры. Создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотно...
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»
В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса
В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.