Мастер-класс «Лэпбук как универсальное дидактическое пособие по формированию интегративных качеств личности детей дошкольного возраста и позитивного взаимодействия с их родителями»
Авторы: Зенова Анжелика Васильевна, Никульшина Елена Анатольевна, Заваленкова Надежда Петровна, Курикалова Анастасия Александровна, Монахова Виктория Алексеевна, Паршакова Марина Викторовна, Будаева Оюна Бадмацыреновна, Бикбаева Рашида Джолякаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.
Дата публикации: 31.08.2024
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
Мастер-класс «Лэпбук как универсальное дидактическое пособие по формированию интегративных качеств личности детей дошкольного возраста и позитивного взаимодействия с их родителями» / А. В. Зенова, Е. А. Никульшина, Н. П. Заваленкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9396/ (дата обращения: 16.11.2024).
У понятия «лэпбук» (англ. lapbook ), буквально слово «lap» означает «колени», а слово «book» — «книга», в итоге получаются «книга на коленях», есть несколько синонимов: «накопленная книга», «раскладная книга», «тематическая папка», «интерактивная папка», «папка проектов» и т. п.
Лэпбук родом из Америки. Его создательницей считают американскую писательницу из штата Вирджиния Тэмми Дюби. Она использовала данную форму в домашнем обучении своих детей.
Рис. 1. Тэмми Дюби
Считается, что это именно ей пришла в голову замечательная идея наполнить картонную папку различными кармашками, картинками, карточками, конвертиками и применить эту папку для обучения своих детей.
Затем ее творения попали на просторы всемирной паутины, многим понравились и обрели широкую известность и популярность, не только в Америке, но и у нас в России.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют, тематическая папка, или книжка-раскладушка), — это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме.
Принято выделять такие виды лэпбуков по назначению:
Игровой . Эта папка предусмотрена для игры, вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в ней необходимо сделать на развлекательность, лёгкость восприятия информации.
Учебный (энциклопедический). Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуально работы по закреплению определённой темы.
Поздравительный . Будет оригинальным и очень приятным подарком для близкого человека, вкусы и увлечения которого вам хорошо известны.
Автобиографические. Это может быть как история одного ребёнка (материалы и оформление помогают сделать малышу родители дома), так и история жизни одной группы детского сада, в которой будут собраны фото, поделки и забавные высказывания малышей.
К определенному сезону, празднику, про явления природы и т. п.
Различия лэпбуков в зависимости от возраста детей
Не менее важным является разделение лэпбуков по возрасту детей. Тематические папки для младшего дошкольного возраста отличаются меньшим количеством страниц, интерактивных элементов, более общим освещением информации, крупными деталями.
Специалисты, углублённо использующие лэпбуки, рекомендуют их применение в работе с детьми от четырех лет и старше, но и в младшем возрасте под контролем педагога дошкольники могут и заниматься с лэпбуком, и учиться наводить в нём порядок (складывать по конвертам картинки, сворачивать и закрывать лепестки «секретиков» и т. д.). Полезны в этом возрасте будут папки на развитие цветового восприятия в сочетании с тактильным (с элементами из разноцветного войлока, ткани, меха, мешковины).
Непоседам-трёхлеткам младшей группы подойдут папки с большим количеством подвижных элементов, пазлов, несложных логических задач («Найди пару», «Что лишнее?»). Это одновременно помогает и развивать детей, и удовлетворить естественное в этом возрасте любопытство.
Старшие дошкольники проявляют не только интерес к развлекательным возможностям лэпбука, но и пытливость, последовательность в овладении содержащимися в нём знаниями. Им интересно и рассмотреть изображение, и узнать новые сведения о нём. Поэтому на картинках в папках можно на обороте размещать короткие тексты с познавательной информацией. Дети часто просят воспитателя прочитать их, запоминают и пересказывают товарищам.
Развитым мышлением, улучшением памяти детей шестого-седьмого года жизни обосновано усложнение подаваемого материала. Старшим дошкольникам доступны игры «Вспомни пословицу», «Прочитай стихотворение», «Слова-родственники», в которых по картинке необходимо воспроизвести определённый текст. Интересны детям этого возраста и логические игры «Что сначала, что потом», «Разложи картинки по порядку», «Часть и целое», «Противоположности». Их размещают в лэпбуке, подбирая изображения в соответствии с темой.
Материалы и форма интерактивной папки
Материал, из которого делают лэпбуки, может быть самым разнообразным, главное, чтобы он был разрешён для использования в дошкольных учреждениях. По этой причине некоторые виды строительных материалов (потолочные плитки, отделочный пластик), лучше не брать в работу, ведь недорогие их виды могут быть некачественными, а те, что соответствуют стандартам, «кусаются» в цене. Поэтому лучше остановить внимание на привычных, безопасных материалах: картон, ватман, цветная бумага. Подойдут для основы и картонные ящики из-под конфет, печенья, готовые папки А4, папки для ручного труда, куда вклеивают дополнительные листы.
Формы лэпбуков зависят от фантазии их создателей :
Классическая прямоугольная; квадратная, овальная, в виде других геометрических фигур; отражающая тему папки, то есть и в виде матрёшки, чашки, птицы, цветка, облака и др. В последнее время появилось пособие «лэпбокс», то есть «складная коробка». Она отличается оформлением, при котором части изделия складываются в виде коробки и крепятся при помощи тесьмы или застёжек. Это эффектное пособие подходит для игры и подарка, как средство обучения.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из необходимых условий его реализации является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Что значит быть партнером детей? Партнер — всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Взрослый — партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом).
«Лэпбук» — это та технология, которая является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Технология использования лэпбука — это технология личностноориентированного обучения, которая направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта. Лэпбук — это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого и ребенка (родителя с ребенком, педагога с воспитанниками).
Этапы работы над лэпбуком:
- Выбор темы (тема проекта, тема недели, например).
- Составление плана лэпбука.
- Составление макета лэпбука.
- Оформление лэпбука (подбор материала — из чего будут изготавливать, дидактического материала, наглядного и др.).
В содержимое «лэпбука» могут входить: стандартные кармашки; обычные и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; стрелки; пазлы и т. д.
Организация материала в лэпбуке — это огромный простор для творчества и как таковых ограничений не существует. Но, как правило, он наполняется различными кармашками, обычными и фигурными конвертами, листами-гармошками, окошками и дверцами; вращающимися деталями, нарисованными элементами, карточками, стрелками, пазлами, чистыми листами для заметок и т. д.
Мероприятия с использованием лэпбуков помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию, а также актуальным является использование «лэпбука» для закрепления пройденного материала тематической недели. Создание «лэпбука» поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Преимущество данного пособия заключается в том, что его можно посвятить совершенно любой тематике или оформить по сказкам. Возможности таких обучающих папок безграничны.
Помимо того, что «лэпбук» — это прекрасное дополнение к развивающей среде, у этой интерактивной папке есть ряд других преимуществ, представленных на слайде:
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде(слайд)
Результаты использования «лэпбука»:
Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от возраста, места жительства, пола, национальности, социального статуса; в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
В результате внедрения лэпбука в образовательную деятельность группы мы отмечаем следующие положительные результаты:
— повышения познавательной активности детей;
— формирования устойчивого интереса к содержанию лэпбука, а также желания делать что-то своими руками;
— повышения уровня развития словаря, грамматически правильной речи;
— повышения творческой инициативности, развития общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления;
— повышения творческой активности педагогов, родителей;
— пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Лэпбук, как дидактическое пособие может широко применяться в практике работы воспитателя ДОУ.
Например, лэпбук «Моя малая Родина» для формирования образа малой Родины у детей дошкольного возраста в рамках патриотического воспитания (государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020–2025 годы»).
Любовь к своей семье, родному поселку, закладывается с самого раннего детства. Невозможно любить то, что не знаешь, поэтому в ФОП отмечена необходимость формирования первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Под представлениями о малой Родине мы будем понимать совокупность образов места появления на свет и проживания человека, которые формируется при непосредственном восприятии и хранятся в памяти субъекта продолжительное время.
В современной педагогике вопросами патриотического воспитания дошкольников занимались С. А. Козлова, Л. Е. Никонова, Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова и др.
Но несмотря на актуальность формирования у младших дошкольников представлений о малой Родине мы сталкиваемся с проблемой выбора оптимальных и современных методов и приемов, учитывающих не только специфику содержания материала, необходимого к усвоению детьми 3–4 лет, но и их возрастные особенности. Внимание детей четвертого года жизни неустойчиво, они неусидчивы, поэтому использование художественного слова, беседы, недостаточно эффективно при формировании представлений о малой Родине.
Это и определило использование лэпбука как один из вариантов формирования образа малой Родины в рамках патриотического воспитания.
В ходе работы над данной темой нами изучена психолого-педагогическая литература по теме, составлен план работы(самообразования), проведен мастер-класс для родителей по созданию лэпбуков совместно с ребенком. Данная презентация была представлена вниманию родителей в ходе родительского собрания в сентябре 2023 года
В качестве домашнего задания родители, совместно с детьми, изготовили лэпбуки на различные темы, например: «Посуда», «В гостях у сказки», «Зима», «Угадай на ощупь».
Также мы помогли родителям в подборе иллюстративного материала и выборе основных понятий по темам.
Семья Чувашовых оформила лэпбук «В гостях у сказки». Он использовался как наглядно-дидактическое пособие по развитию речи.
Семья Суриковых составила лэпбук по теме «Зима». Данный лэпбук пригодится на занятиях по познавательному развитию во время тематических недель и будет использоваться как наглядно-дидактическое пособие в уголке природы.
Семья Васильевых изготовила лэпбук по теме «Угадай на ощупь» по закреплению сенсорных эталонов и форм по ФЭМП.
Изготовление дома совместно с детьми лэпбуков помогло привлечь родителей к образовательному процессу.
— Также нами создана картотека лэпбуков (по сезонам года, по русским народным сказкам)
— В декабре 2023 г в рамках педагогического совета нами проведен мастер-класс для педагогов ДОУ («Использование лэпбука в образовательном процессе для детей младшего дошкольного возраста»).
В результате систематического использования лэпбуков в образовательной, индивидуальной, и свободной игровой деятельности была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении любознательности и познавательного поиска. Родители воспитанников приобрели определенные умения по созданию лэпбуков.
Деятельность с лэпбуками стимулировала детей к общению, совершенствовались социально-коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи. Вместе с тем была оптимизирована общая психологическая атмосфера в группе, хотя и не ставилось такой задачи. Дети стали дружнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, они научились договариваться. Сложилась общая стойкая положительная динамика сотрудничества.
Применение лэпбуков способствовало познавательному и речевому развитию воспитанников.Вусловиях реализации ФГОС ДО использование лэпбуков позволило осуществлять интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
В перспективе мы продолжим работу в данном направлении, считая лэпбук очень эффективным дидактическим средством в дошкольной педагогике.
Литература:
- Мухина В. С. Детская психология / под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1985, 272 с.
- Коломинский Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. Для учителя / Я. Л. Коломинский. М.: Просвещение, 1988. 124 с.
- Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет. / Под ред.Е. О. Смирновой. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 240 с.
- Аржанова А. И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института / А. И. Аржанова. Т. 6. М., 1997. С. 55.
- Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: «Академия», 2000. С. 163.
- Зотова И. В. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками / И. В. Зотова, А. И. Умарова // Проблемы современной науки и образования. М.: «Проблемы науки», 2017. № 14 (96). С. 88–92.
- Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук — «наколенная книга» // Обруч. 2015. № 4. С. 29–30.
- Кашицева О. А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс].
- Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. –Пестова Э. Г. Лэпбук. [Электронный ресурс].
- Пироженко Татьяна. https://e.mail.ru/thread/0:15517015770000000696:0/