Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми второй группы раннего возраста (2–3 года) «Блины на Масленицу» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (79) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.09.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Прокофьева, Н. В. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми второй группы раннего возраста (2–3 года) «Блины на Масленицу» / Н. В. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 9 (79). — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/273/9421/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор приводит пример изучения темы «Один — много» в ясельной группе, используя праздник Масленицы.

Ключевые слова: Масленица, блины, один, много.

Знакомство с Масленицей в ясельной группе может быть направлено на достижение следующих целей:

Приобщение к русской культуре и традициям .

Дети получают первоначальные представления о русском народном празднике, его значении, символах и обрядах.

Развитие интереса к народным играм, забавам и развлечениям .

Непосредственное участие в праздновании Масленицы оставляет более полное и глубокое представления о нём.

Воспитание любви к родному краю и уважительного отношения к традициям русского народа .

Дети учатся применять их в жизни.

Развитие познавательных и творческих способностей .

Мероприятия по теме Масленицы способствуют любознательности, творческой активности и двигательной активности детей.

С детьми можно организовать следующую работу:

Беседа .

Воспитатель рассказывает о Масленице, её значении, символах, традициях. Например, что в это время на Руси устраивались народные гулянья, пелись песни и заклички, чтобы позвать Солнышко.

Коллективная аппликация .

Например, «Солнце и лучики». Дети по очереди прикладывают на доске лучики к солнышку.

Подвижные игры .

Например, «Гори, солнце, ярче» или «Снежки».

Введение тематического персонажа .

Например, куклы-чучела по имени Масленица. Она рассказывает о традициях русского народа: пекут блины, ходят в гости, колядуют и угощают друг друга.

Практическая часть .

Дети могут «угостить» Масленицу своими блинчиками. Воспитатель показывает образец, проговаривает, как пекутся блины, пользуясь игрушечной посудой.

Изучение темы «Один — много» в ясельной группе помогает:

Формировать элементарные математические представления . Ребёнок учится различать количество предметов (один — много).

Развивать внимание и наблюдательность . Дети развивают навык подбора пар предметов по размеру и цвету.

Воспитывать умение работать в коллективе .

На занятиях по теме «Один — много» также могут решаться и другие задачи, например, закрепление основных цветов (красный, синий, жёлтый), формирование понятий «большой — маленький», закрепление знаний о геометрических фигурах, а также развитие речи (прилагательные, уменьшительно-ласкательные слова).

Можно объединить изучение темы «Один — много» и знакомство с масленицей в очень интересное занятие.

Цель: формировать у детей умение различать один и много предметов.

Задачи:

– Познавательное развитие:

  1. Формировать умения различать понятия: «много», «один», «по одному», «ни одного»; понимать вопрос «сколько?».
  2. Формировать понятие о традициях празднования Масленицы.

– Социально-коммуникативное развитие:

  1. Расширять коммуникативные навыки.
  2. Воспитывать интерес к совместной деятельности с воспитателем и другими детьми.

– Речевое развитие:

  1. Активизировать словарный запас детей (один, много, ни одного; формы и цвет предметов).
  2. Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы.

– Физическое развитие:

  1. Развивать навыки согласования слова и движения в ходе проведения пальчиковой гимнастики.

Форма организации: фронтальная.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: блин (муляж), самовар, чашка, кукла Катя, музыка (Масленица — Веселья час начинаем перепляс).

Раздаточный материал: блины (муляжи).

Предварительная работа: дидактические игры на количество предметов, беседа о традициях русского народа (празднование Масленицы).

Ход занятия:

Дети стоят в группе рядом с воспитателем.

  1. Вводная часть.

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Воспитатель: Пусть сегодняшний день принесет вам радость и много новых интересных впечатлений.

Люди прощаются с зимой и радуются приходу весны. В это время отмечается праздник — Масленица. В эти дни устраивают гуляния, пляски, игры. Масленица бывает не каждый день. Празднуют ее вначале весны, потому что появляется первое солнышко. Именно поэтому люди устроили традицию печь угощение похожее на солнышко. Как вы думаете, какое?

Действительно, люди пекут много блинов, похожих на солнышко и угощают ими друг друга.

Ребята, а вы любите блины? Давайте и мы с вами напечем блины.

Пальчиковая игра «Печем блины»

Касаемся коленей попеременно ладонью и тыльной стороной руки.

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано (потягиваемся).

И едим их со сметаной (подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду).

2. Основная часть.

На столе стоит, накрытая тарелка с блинами (муляжи).

Воспитатель: Давайте, ребята, я вас сейчас угощу блинами.

Дети встают вокруг стола. Рассматривают блин.

Воспитатель: Посмотрите, здесь целая тарелка блинов! Ребята, а на что похожи блины? Какой они формы? Цвета? Давайте покажем руками, какой у нас блин (рисуют руками круг в воздухе).

Воспитатель: Блины похожи на солнце. Солнышко большое и круглое и блин круглый, как солнышко на тарелке.

— Как ласково можно назвать блин? (блинчик, блинок)

— Сколько в тарелочке блинов? А сейчас я с вами ими поделюсь. Возьму один блинок, даю его Кате (Раздать все блины, называя по имени)

— Сколько было блинов на тарелке? (Много)

А теперь сколько осталось? (Ни одного)

Было много блинов, мы взяли по одному, и ни одного блина не осталось.

На другом столе стоит самовар и сидит кукла Катя с чашкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кукла Катя сидит какая — то грустная и пьет чай. Давайте ее угостим блинами? Положим блины на тарелочку ( каждый ребенок подходит и кладет по блину на тарелку) . Сколько у вас было в ручках блинов? Сколько сейчас на тарелочке блинов?

Молодцы! И кукла Катя будет Масленицу встречать с блинами.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошо потрудились, о блинах поговорили, куклу Катю блинами угостили. Вы сколько блинов дали Кате? Сколько у нее стало блинов?

Рефлексия

А сейчас и мы с вами встретим Масленицу веселым танцем. (Дети встают в круг в группе и под музыку водят хоровод, выполняют танцевальные движения).

Предполагаемый результат : имеют представление о празднике Масленица, различают предметы по количеству (один, много, ни одного), называют основные формы и цвета предметов, отвечают на вопросы.

Дальнейшая работа: проводить дидактические игры на количество, цвет и форму предметов, продолжить работу по формированию представлений о Масленице на других занятиях (по речевому и художественно-эстетическому развитию).

Ключевые слова

много, масленица, блины, один

Похожие статьи

Разработка урока по математике в 6 классе на тему «Масштаб»

В данной статье предлагается разработка урока математики 6 класса по учебнику Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Предлагается разработка урока в виде лабораторно-практической работы, используя карты с разным масштабом, где после выполнения обучающийс...

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

План-конспект урока по литературе в 8-м классе на материале повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В данной статье приводится пример плана-конспекта урока литературы по теме «Формирование личности Петра Гринёва».

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы

Один из современных способов организации познавательной деятельности до-школьников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организац...

Круглый стол «Накапливаем опыт» (о словарном запасе)

В статье представлен конспект круглого стола, направленного на знакомство родителей с эффектными способами развития речи детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

Методическая разработка интегрированного мероприятия «Спортивные эстафеты по сказкам А. С. Пушкина»

В статье авторы дают описание активного применения элементов технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики

В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...

Интерактивная музыкальная деятельность инновационного проекта «Музицирование для всех» как позитивная социализация дошкольника (из опыта работы)

В данной статье рассматривается опыт работы интерактивной музыкальной деятельности инновационного проекта «Музицирование для всех» в детском саду «Красная шапочка» г. Туапсе.

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Методические рекомендации по организации уроков истории в 8-м классе по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» с помощью методики «Квадрат знаний»

В статье описывается методика «Квадрат знаний», предложены методические приемы организации уроков истории по теме «Россия в эпоху Петра I». Автор предлагает использовать квадрат знаний в комплексе с рабочим листом. В рабочем листе представлены пять р...

Похожие статьи

Разработка урока по математике в 6 классе на тему «Масштаб»

В данной статье предлагается разработка урока математики 6 класса по учебнику Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Предлагается разработка урока в виде лабораторно-практической работы, используя карты с разным масштабом, где после выполнения обучающийс...

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

План-конспект урока по литературе в 8-м классе на материале повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В данной статье приводится пример плана-конспекта урока литературы по теме «Формирование личности Петра Гринёва».

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы

Один из современных способов организации познавательной деятельности до-школьников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организац...

Круглый стол «Накапливаем опыт» (о словарном запасе)

В статье представлен конспект круглого стола, направленного на знакомство родителей с эффектными способами развития речи детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

Методическая разработка интегрированного мероприятия «Спортивные эстафеты по сказкам А. С. Пушкина»

В статье авторы дают описание активного применения элементов технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики

В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...

Интерактивная музыкальная деятельность инновационного проекта «Музицирование для всех» как позитивная социализация дошкольника (из опыта работы)

В данной статье рассматривается опыт работы интерактивной музыкальной деятельности инновационного проекта «Музицирование для всех» в детском саду «Красная шапочка» г. Туапсе.

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Методические рекомендации по организации уроков истории в 8-м классе по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» с помощью методики «Квадрат знаний»

В статье описывается методика «Квадрат знаний», предложены методические приемы организации уроков истории по теме «Россия в эпоху Петра I». Автор предлагает использовать квадрат знаний в комплексе с рабочим листом. В рабочем листе представлены пять р...

Задать вопрос