Организации активного отдыха детей старшего дошкольного возраста
Автор: Михайлова Татьяна Викторовна
Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (79) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 19.09.2024
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
Михайлова, Т. В. Организации активного отдыха детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 9 (79). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/273/9422/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор раскрывает содержание организации активного отдыха детей старшего дошкольного возраста. Выделяет формы активного отдыха.
Ключевые слова: физическое воспитание, двигательная активность, активный отдух, физкультурные праздники, физкультурный досуг, физкультурные минутки, дошкольники, условия.
Работа по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития воспитанников, обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре, а также создать условия для разностороннего их развития и воспитания потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В настоящее время в дошкольном образовании существуют разные формы организации физкультурно-оздоровительной работы, среди которых прочное место занимает активный отдых.
В научных исследованиях не представлено единого подхода к пониманию сущности понятия «активный отдых». Активный отдых рассматривает Э. Н. Вайнер, как целенаправленную деятельность, отличающуюся от основной и используемую для предупреждения наступления раннего утомления или восстановления работоспособности [2].
Е. Н. Некрасовой, активный отдых рассматривается как культурно-досуговая деятельность, которая снижает уровень усталости и напряжения, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка [5].
Одной их точек зрения является мнение Э. Я. Степаненковой, которая предлагает рассматривать активный отдых как форму организации двигательной деятельности ребенка, включающую туристские прогулки, физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы [7].
Специфика активного отдыха заключается в создании обстановки, побуждающей к творческому использованию имеющихся двигательных умений и навыков в процессе игрового общения со сверстниками и взрослыми. Основу всех мероприятий составляет двигательная деятельность детей дошкольного возраста. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворить естественную биологическую потребность в движении.
Согласно точке зрения М. А. Кукушкиной, цель активного отдыха включает в себя создание радостного бодрого настроения у детей дошкольного возраста, закрепление имеющихся навыков, развитие физических качеств, создание условий для воспитания морально-волевых качеств личности [3].
Условиями проведения мероприятий активного отдыха детей дошкольного возраста, выделенными М. В. Мащенко, выступают:
1) активизация каждого участника;
2) широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений;
3) обеспечение высокой двигательной активности детей [4].
Содержание мероприятий активного отдыха возможно выстроить в соответствии: возрастными особенностями, состоянием здоровья, физической подготовленностью детей; содержанием программы по физической культуре и объемом пройденного учебного материала; временем года, погодными и климатическими условиями.
По мнению Н. И. Бочаровой, все формы организации активного отдыха детей дошкольного возраста можно разделить на две группы: крупные, малые [1].
Среди крупных форм активного отдыха детей дошкольного возраста можно выделить физкультурные праздники, физкультурные досуги, дни здоровья, дошкольный туризм (прогулки — походы, экскурсии, путешествия, занятия в кружках).
В малые формы активного отдыха детей дошкольного возраста включаются физкультминутки, физкультурные паузы.
Физкультурные праздники и досуги — формы организации двигательной деятельности детей в дошкольной образовательной организации. Они создают условия для возникновения эмоционально-психологического благополучия, воздействуют на духовный настрой и благотворно влияют на детскую психику. [1].
М. Руновой отмечается, что главная цель физкультурных праздников — удовлетворить природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, включающее решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач [6].
Физкультурный досуг — одна из наиболее эффективных форм активного отдыха, отмечает М. В. Мащенко. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность [4].
Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является создание радостного настроения у детей и возможности совершенствовать двигательные умения в непринужденной обстановке, располагающей всех детей к творческой дружеской деятельности.
Физкультурные досуги проводятся один-два раза в месяц с детьми одной возрастной группы или двух смежных по возрасту групп.
Каникулы — форма активного отдыха детей, которая обеспечивает отдых нервной системы ребенка, создает условия для оздоровления организма и поддержания положительного эмоционального состояния. Они проводятся два раза в год, обычно в январе и в конце марта, и продолжаются в течение недели. В современной трактовке каникулы носят название недели «Игры и игрушки». Проводятся физкультурные досуги, подвижные и спортивные игры и упражнения, а также трудовая и художественно-творческая деятельность, туристские прогулки. Организация и проведение недели каникул требует тщательной подготовки со стороны воспитателя и администрации дошкольной образовательной организации.
Физкультминутки — это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей.
Часто педагоги проводят комплексы физкультминуток. Такие комплексы состоят из 3–5 упражнений и продолжаются не более 1,5–3 минут. На физкультминутках решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц динамические паузы), речевые обороты, которые свойственны непосредственно основным лексическим формам и структурам обозначающие содержание и смысл речи, а так же предоставляющие всю полноту функционального набора систем общения кроме речевые обороты, которые свойственны непосредственно основным лексическим формам и структурам обозначающие содержание и смысл речи, а так же предоставляющие всю полноту функционального набора систем общения достижения этих же целей, обеспечивается ритмической гимнастики или ритмического танца.
Физкультурные мини-паузы — самая короткая форма активного отдыха и выполняется в течение 20–30 секунд (до 1 минуты). Чаще всего физкультурные мини-паузы проходят без особого перемещения. Это могут быть движения головой, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз.
Таким образом , активный отдых представляет собой форму организации двигательной деятельности ребенка, включающую разные формы (крупные, малые), в том числе туристские прогулки, физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы, физкультминутки и др.
Литература:
- Бочарова. Н. И. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации / Н. И. Бочарова. — Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 46–51.
- Вайнер, Э. Н. Адаптивная физическая культура / Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. — Москва: Флинта. 2012. — 225 с. — Текст: непосредственный.
- Кукушкина, М. А. Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья и каникулы / М. А. Кукушкина. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1. — С.18–20.
- Мащенко, М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику? / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. — Минск: НМ Центр, 1998. — 136 с. — Текст: непосредственный.
- Некрасова, Е. Н. Активный отдых в детском саду как средство повышения двигательной активности и эмоционально-психологического благополучия дошкольников / Е. Н. Некрасова // Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта: Сборник материалов региональной научно-практической конференции с международным участием. — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2017. — С. 153–157. — Текст: непосредственный.
- Рунова, М. Активный отдых — физкультурные праздники и досуги / М. Рунова, М. Пукинская. — Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 12. — С. 30–33.
- Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — Москва: Академия, 2006. — 368 с. — ISBN 5–7695–2540–1. — Текст: непосредственный.
Ключевые слова
физическое воспитание, двигательная активность, условия, дошкольники, активный отдух, физкультурные праздники, физкультурный досуг, физкультурные минуткиПохожие статьи
Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях
В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...
Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена вопросам развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Описывается понятие и важность дидактических игр при развитии дошкольников.
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Игра как форма досуга младших школьников
В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.
Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр
В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.
Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста и их оздоровление средствами физического воспитания
Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации двигательной а...
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике воспитателя детского сада
В данной статье рассматриваются аспекты подвижных игр, которые являются средством формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Похожие статьи
Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях
В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...
Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена вопросам развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Описывается понятие и важность дидактических игр при развитии дошкольников.
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Игра как форма досуга младших школьников
В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.
Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр
В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.
Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста и их оздоровление средствами физического воспитания
Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации двигательной а...
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике воспитателя детского сада
В данной статье рассматриваются аспекты подвижных игр, которые являются средством формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.