Роль ранней профориентации в жизни детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Раскатова, К. В. Роль ранней профориентации в жизни детей дошкольного возраста / К. В. Раскатова, Т. А. Кайсаканова, А. В. Губкина, Н. П. Эверт. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 9 (79). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/273/9436/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье говорится о роли профориентации для детей дошкольного возраста. Поскольку ребенок знакомится с миром профессий еще в раннем возрасте, познавая их особенности через игровую деятельность.

Ключевые слова: дошкольное детство, семья, профориентация, познание окружающего мира, формирование себя как личности, профессия

Дошкольное детство — краткий, но невероятно значимый период формирования личности малыша. В этом возрасте ребенок получает базовые знания о людях и окружающем мире, у него начинают закладываться мировоззрение, черты характера, отношения с людьми, понимание труда и правильного поведения в обществе.

Выбор будущей профессии, которая действительно нравится — важная составляющая комфортной жизни в дальнейшем. Печально, что зачастую выбор будущей деятельности осуществляется ребенком под влиянием родителей или друзей. Многие дети не могут даже ответить на вопрос «кем ты хочешь стать?» из-за отсутствия знаний об особенностях разных профессий. Обычно принято считать, что профессию юный человек выбирает в подростковом возрасте. Это так, но знакомство с многообразием профессий и основа знаний о них закладывается еще в детстве. И когда у ребенка большой кругозор в профессиональной деятельности, было достаточно времени на размышления — сделать выбор гораздо проще и шанс, что он будет грамотным и осознанным, гораздо выше.

Что такое профессиональная ориентация?

Профориентация — это комплекс мероприятий, предназначенных для выявления личностных предпочтений, способностей, интереса к той или иной деятельности маленького человека, а также помощь ребенку в определении специальности, которая соответствует его предпочтениям и возможностям. Это применимо не только к детям-школьникам. Ребенок трех лет — уже личность. У него имеются определенные предпочтения, способности, интерес к различной деятельности. Принимая во внимание эти особенности юного человека, можно спрогнозировать его личностный рост в различной деятельности. Мы, как педагоги, можем помочь ребенку сделать этот сложный выбор, дав ему знания обо специфике различных профессий, расширив его кругозор.

В профориентационной деятельности детский сад — начальная ступень в непрерывной системе обучения. Здесь ребенок получает базовые знания о специальностях и профессиях. Простейшие знания позволяют больше узнать и понять профессии мам и пап, бабушек и дедушек, познакомиться с рабочим местом и обязанностями взрослых на работе.

Ориентация в профессиональной деятельности дошкольников — огромный простор для работы педагогов и психологов, достаточно новое и малоизученное направление дошкольного образования. Знакомство с миром профессий и трудом взрослы в детстве происходит через сказки и мультики, общение со взрослыми, СМИ.

Ранняя профессиональная ориентация готовит малышей к далекому, но такому важному выбору. Это поможет им смело и уверенно вступить в самостоятельную жизнь, хотя и такую далекую.

Что же дает профориентация?

— уважение к трудящимся и бережное отношение к результатам их труда;

— понимание, что работа занимает важное место в жизни людей, ей отводится большое количество времени. Труд — это, по сути, основа жизни;

— знания о различных профессиях и их особенностях, понимание того, что люди той или иной профессии делают, с помощью каких инструментов и машин, каков результат их труда;

— готовность работать и трудиться самим, ведомым интересом к деятельности, а не только необходимостью;

— желание учиться новым видам трудовой деятельности, развивать навыки, трудиться на пользу обществу и самому себе.

«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть... быть капитаном, врачом и т. д.» А. Г. Асмолов

Большую часть свободного времени дети-дошкольники проводят играя. Именно поэтому игра, по мнению психологов, считается ведущей деятельностью ребенка. В процессе игры дети воспроизводят различные сценарии, почерпнутые из окружающей жизни, копируют поведение взрослых или любимых героев.

Через игру дети испытывают новые эмоции, расширяют свой кругозор, проявляют личностные качества. Благодаря этому психика ребенка совершенствуется, подготавливая малыша к следующей, более высокой стадии развития. Именно поэтому игра имеет огромные педагогические перспективы и возможности.

Игра — отражение жизни. Большая часть игр у детей посвящена отражению деятельности взрослых в повседневной жизни. Именно поэтому раннее знакомство с профессиональной деятельностью в игровой форме дает большие плоды.

В процессе сюжетно-ролевых игр дети знакомятся с правилами поведения, проявляют и развивают личностные качества. Через игру ребенок понимает принцип профессий взрослых, а также пользу, приносимую обществу.

Не стоит забывать и о том, что главным источником любой информации для ребенка является семья. Поэтому родитель для ребенка является примером и авторитетом, а в таком нелегком выборе он может выступить экспертом и поделиться информацией и своим опытом: рассказать, в чем заключается суть той или иной профессии, где распространена эта специальность, чем полезна для общества и какие ограничения имеет. Важно преподносить информацию нейтрально, не проецируя на ребенка своё отношение к специальности, чтобы в дальнейшем ребенок самостоятельно сделал выбор, а не под влиянием суждений взрослого.

Для большего погружения в мир профессий можно предложить ребенку экскурсии в места труда взрослых — в магазин, аптеку, автомастерскую и, если доступна такая возможность, возьмите его с собой на работу. В таких условиях ребенок может напрямую познакомиться с деятельностью, пообщаться с сотрудниками и сформировать свое личное представление о разных профессиях. Это оставит неизгладимое впечатление.

Если выбор ребенка часто меняется — это нормально и даже хорошо. Важно давать возможность фантазировать, направляя ребенка вопросами: «давай представим, кем ты будешь», «чем ты хочешь заниматься, когда вырастешь?»

Огромное влияние на выбор ребенка оказывает семья, хотя сами малыши этого и не осознают. Многие следуют по стопам родителей, примеров трудовых династий, где многие родственники поколениями работают по одной специальности, достаточно в нашем мире. И тогда под влиянием взрослых, ребенок становится «учителем, как мама» или «строителем, как папа». С одной стороны, такие традиции существенно сужают выбор профессиональной деятельности ребенка. Он тянется за родителями машинально, не придавая значения собственным интересам и увлечениям. С другого же ракурса, дети четко понимают, что представляет собой эта профессия, какие умения и качества для нее нужны. К примеру, дети педагогов точно знают, что необходимо готовиться к занятиям и проверять домашние и контрольные работы учеников.

Если родители относятся к работе как к важной части жизни, рассматривают ее как средство самореализации, ребенок с малых лет выстраивает понимание, что удовлетворенность и довольствие в жизни связано с трудом.

Помочь ребенку сделать выбор — сложная задача для родителей и педагогов. Но разносторонний кругозор позволяет делать этот выбор вдумчиво и осознанно. И, самое главное для детей, какого бы возраста они не были — поддержка со стороны взрослых, что они помогут, подскажут в трудный момент. Это предает уверенность в себе и своих силах.

Понимание важности труда и каждой профессии — это то, что ребенок должен понимать в первую очередь. Нужно научить ребенка уважать чужой труд, а также дать понимание, что труд должен приносить пользу окружающим и радость самому себе.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
  2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение, 2017. 192 с.
  3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2017.
  4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.
  5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2018. 64с.

Ключевые слова

семья, профессия, профориентация, дошкольное детство, познание окружающего мира, формирование себя как личности

Похожие статьи

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Игра как фактор развития познавательных процессов в ранней профессионализации младших школьников

Статья посвящена проблеме развития познавательных процессов у младших школьников. Рассматривается важное значение игр в развитии познавательных процессов у младших школьников. Показано, что ранняя профессионализация с использованием игр может оказать...

Опыт работы с младшими школьниками по профориентации

В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Значение игровой деятельности для развития и социализации младших школьников

В данной статье автор раскрывает смысл детской игровой деятельности и описывает его влияние на развитие личности ребенка.

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Проблемы профориентации молодежи

В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основн...

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Похожие статьи

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Игра как фактор развития познавательных процессов в ранней профессионализации младших школьников

Статья посвящена проблеме развития познавательных процессов у младших школьников. Рассматривается важное значение игр в развитии познавательных процессов у младших школьников. Показано, что ранняя профессионализация с использованием игр может оказать...

Опыт работы с младшими школьниками по профориентации

В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Значение игровой деятельности для развития и социализации младших школьников

В данной статье автор раскрывает смысл детской игровой деятельности и описывает его влияние на развитие личности ребенка.

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Проблемы профориентации молодежи

В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основн...

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Задать вопрос