Конспект «Знакомство со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (79) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 30.09.2024

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Миллина, О. А. Конспект «Знакомство со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» / О. А. Миллина, Е. А. Тарыбаркина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 9 (79). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/273/9439/ (дата обращения: 19.12.2024).



Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Задачи:

– учить умению точно, последовательно, грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл, эмоционально воспринимать содержание сказки;

– закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа;

– упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.

– формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа;

– уточнить представление детей о том, что значит «добрый человек».

Материалы и оборудование: книги с русскими народными сказками, текст сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», презентация «Иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сундук, кувшин, интерактивная игра «Узнай и назови сказку», картина В.Васнецова «Алёнушка.

Предварительная работа:

– чтение русских народных сказок;

– моделирование сказок;

– игры-драматизации сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Колобок».

– дидактические игры «Узнай сказку по иллюстрации», «Назови героев сказки», «Дикие и домашние животные» и др.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к книжному уголку. Посмотрите, какие красивые книги стоят на полочках. Скажите, названия каких книг вам знакомы (ответы детей). А как одним словом назвать эти книги? Правильно это сказки и все они русские народные.

—Как вы думаете, кто их придумал и написал? Действительно, эти сказки придумал не писатель, не поэт, а русский народ много- много лет назад. А чтобы эти сказки не забылись — их рассказывали детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали их своим детям. Так дошли до нас русские народные сказки.

— Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)

— Каждая из этих сказок учит «уму — разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)

Хотите сегодня отправиться в страну сказок? Тогда повторяйте за мной:

— Здравствуй небо! (руки вверх)

Здравствуй земля! (приседают)

Здравствуйте, мои друзья! (протягивают друг другу руки)

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять

Будем дружно мы играть

В сказку мы хотим опять.

Где ты, сказка, отзовись?

Нам, ребятам, покажись.

Вносится волшебный сундучок

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот волшебный сундучок, в котором лежит книжка с новой сказкой. Но открыть мы его не можем, он заколдован. И чтобы его открыть мы должны отгадать загадки. Справимся, ребята?

Интерактивная игра «Узнай и назови сказку»

Воспитатель: Ну-ка сундучок покажи нам, какая сказка у тебя внутри. (Вынимаю книжку, предлагаю детям присесть на стулья)

Давайте книжку рассмотрим!

— Как называется первый лист у книги? (обложка)

— О чем нам может рассказать обложка? (знакомит с названием книги, с автором)

— А кто делает книгу красочной интересной? (художник-иллюстратор).

— Как вы думаете, про кого эта сказка? (высказывания и рассуждения детей)

— Давайте примем позу внимательного слушателя, я почитаю вам сказку.

Воспитатель читает сказку в сопровождении презентации «Иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

— Что мы прочитали? (сказку)

— Как сказка называется?

— Чем сказка отличается от других жанров?

— С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)

— Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)

— Какая беда случилась с Иванушкой ? (Иванушка стал козлёночком)

— Почему Иванушка стал козленочком? ( Иванушка попил из козьего копытца).

— Кем бы он стал, если бы выпил из лошадиного (коровьего) копытца?

(жеребеночком, теленочком)

— Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)

— Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)

— Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый непослушный)

Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке и стали они жить втроем).

— Первая часть сказки закончилась.

Физкультурная минутка:

В темном лесу есть избушка (дети шагают)

Стоит задом наперед ( поворачиваются) .

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

Бабушка-Яга живет (другой рукой).

Нос крючком (показывают ),

Глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая.

Страшно нашим детям? ( нет)

— Ребята, а в нашей сказке, какой плохой персонаж появляется (ведьма?)

— Как по-другому можно назвать ведьму ? (колдунья, баба-яга)

— Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (ведьма)

— Что еще сделала ведьма? (перехитрила купца, обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка?)

— Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (она злая, завистливая, плохая, противная, хитрая, обманщица)

— Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).

— Как Козленочек просил сестру помочь ему? Каким голосом? ( Аленушка, сестрица моя…)

— Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).

— Как спасли Аленушку? ( купец с соседями забросили в воду сеть и вытащили Аленушку).

— Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? (Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

Воспитатель Ребята, какие герои в этой сказке? (добрые и злые)

— Подберите каждому герою сказки заместитель и поселите их в домики.

— Каких героев вы поселили в зеленый домик? А в черный? Почему?

— Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? (Победило добро) .

— Для чего в сказке даются мудрые советы? (Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).

— Какой мудрый совет дает наша сказка?( защищать, помогать друг другу, быть добрыми).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это там стоит на пенечке? ( Кувшин). Этот кувшин, необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый человек — отзывчивый, добрый человек — всегда поможет и т. д. (Дети продолжают синонимический ряд, подбирая определения-характеристики).

Воспитатель: Вот и наполнился наш кувшин доверху, молодцы! И нам всем стало приятно от этого.

Итог.

— Наше путешествие в страну сказок подошло к концу.

— С каким жанром мы сегодня знакомились?

— Что вам понравилось больше всего?

— Какой мудрый совет дала нам сказка?

— Ребята, чтобы вы не забывали сказку, сундучок дарит вам вот эту картину, её нарисовал художник В.Васнецов.

— Как вы думаете, как называется эта картина? (Называется она «Аленушка»)

— Почему вы так решили?

Рассмотреть вы ее сможете после занятия.

Какими словами мы можем закончить нашу сказку? (Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!; Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!)

Задать вопрос